Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Александр Гельевич Дугин, политик постмодерна

2003-09-17 04:00
Александр Дугин - фигура далеко не однозначная и во многом, как утверждают, противоречивая. В этом несложно убедиться, если обратиться к его богатой на события биографии и бурной политической жизни, проанализировав эволюцию его взглядов от конца 80-х, до нынешних дней.
Основатель российской геополитической школы, автор фундаментального учебника "Основы геополитики", ставшего главным учебным пособием по этой дисциплине в академии Генштаба и многих других военных учебных заведениях. С начала 80-х Дугин - один из первых исследователей такого идеологического течения, как евразийство. И всё же, несмотря на всё это, российская пресса буквально пестрит упоминаниями его имени в самых различных контекстах, порой совершенно не имеющих отношения к политике как таковой. Несмотря на формальную непринадлежность к органам государственной власти (за исключением скромной должности помощника председателя Госдумы), Дугин всё же является, в терминологии СМИ, "ньюсмейкером", заслуживающим самого широкого внимания и оценок, а спектр мнений относительно этой личности настолько широк, что порой возникает подозрение, один ли это человек или, может, какой-то очередной собирательный образ. И вправду, не сразу укладывается в голове, как один человек может успевать отметиться во всех областях политической и общественной жизни, ежегодно писать и издавать по две - три книги, несчётное количество статей на различные темы, а так же вместить в своём сознании столь разноплановые взгляды и предпочтения. Взять хотя бы то, что первую свою известность Дугин получил как один из ведущих специалистов в области метафизики. В 91-м году он выпустил целую книгу, посвящённую этим вопросам - "Пути Абсолюта", где подробно (насколько это вообще возможно в рамках данной темы) изложил основные аспекты и суть метафизического мировоззрения.
Известно так же, что он достаточно много времени уделял ариософии, издав книгу "Гиперборейская теория" - основанную на теоретических разработках немецкого учёного Германа Вирта; разного рода мистическим явлениям, порой в сочетании с элементами оккультизма, чему посвятил цикл телевизионных передач "Тайны века", снятых для первого канала в 1993 году. Сегодня же оказывается, что Дугин является авторитетной личностью в исламском мире, который, за исключением разве что не столь многочисленных суфиев, относится к подобным оккультно-мистическим воззрениям весьма неприязненно. Несмотря на это, Дугин активно сотрудничает со всеми исламскими авторитетами, от верховного муфтия России Талгата Таджутдина, до лидера мусульман горной Чечни Хож-Ахмеда Нухаева, при активном участии которых в 2001 году он даже провёл международную исламскую конференцию, на которую съехались представители мусульман со всего мира. Там Дугин заявил о том, что "России необходимо искать союзников среди народов исламской уммы евразийской ориентации, противопоставив их исламским народам, ориентированным на Америку. По мнению А. Дугина, именно евразийский ислам (в т.ч. ислам на территории бывшего СССР) обладает наибольшим религиозным потенциалом…" (Страна.ru 28.06.2001).
И всё же не стоит забывать о том, что исламский мир далеко неоднороден и включает в себя, например, тех же арабов, в том числе и живущих в Палестине. Всем известно, какие взаимоотношения установились там между арабами и израильтянами, и не только там. Тем не менее, Дугину при его "исламском авторитете", каким-то образом удалось найти общий язык и с евреями. Мало того, представители и тех и других стали составляющей частью дугинского Движения "Евразия", в последствие преобразованного в партию с одноимённым названием. "В политсовет Движения вошли верховный муфтий России Талгат Таджуддин, раввин Авром Шмулевич, <…> Поздравление прислал даже верховный раввин России Берл Лазар". ("Версия", №19, 2001 г.). Но и это для Дугина не предел.
Если обратиться к времени не столь далёкому, то можно выяснить, что уже в конце 80-х "Дугин занялся разработкой и внедрением в политику России идей Евразийства. Здесь нужно отметить, что долгое время эти идеи находились под негласным запретом и всякий, кто пытался говорить о евразийстве, автоматически превращался в экстремиста. Не удивительно, что пытаясь делегировать эти идеи различным политическим силам и лидерам, Дугин невольно стал идеологом всей патриотической оппозиции ельцинской эпохи. Власть резко отвергала все эти идеи, оппозиция с радостью принимала" ("Версия", №19, 2001 г.). Оказывается, не смотря на свои благостные отношения с евреями, Дугин, ко всему прочему, ещё и русский патриот, который стоял у истоков российского патриотического движения как такового, а ведь известно, что на самом деле в большинстве своём представляют из себя российские патриоты: резкий антисемитизм, за редким исключением замешанный на посредственном интеллекте и весьма скромных умственных способностях, что не раз подвергалось высмеиванию и нареканиям со стороны российских либералов-западников. Однако и тут Дугин выделяется из общей массы со своим интеллектом, научным званием, познаниями в философии, истории религий и т.д., да к тому же, свободно владея основными европейскими языками, чем вряд ли сможет похвастаться даже кто-либо из т.н. российских "западников". Прибавим к этому, ещё и то, что Дугин апологет таких парадоксальных явлений, как консервативная революция и национал-большевизм.
Из всей вышеизложенной и далеко не полной картины интересов, пристрастий и взглядов Дугина довольно сложно сделать вывод о его подлинной сущности. Политик или философ, радикал или центрист? Сам Дугин постоянно говорит о необходимости фундаментального подхода к любой теме, к разрешению любых противоречий. В своих работах он постоянно ссылается на изначальную традицию, являющуюся опять-таки фундаментом основных религий и культур. Однако оценивая все его пристрастия, невольно приходишь к мысли, что фундаментальность, о которой говорит Дугин - не столь очевидна.
Единственное, о чём объективно и с уверенностью можно говорить, так это о том, что в любых его теоретических разработках присутствует рискованный синтез. Совокупив всё вышеизложенное, остаётся сделать только одно предположение - Александр Дугин - типичное порождение эпохи постмодернизма, - где смешано всё что можно, соединено несоединяемое и оценено бесценное, - той эпохи, в который мы все сегодня живём…