Трамвай, безусловно, самый романтический вид транспорта любого города, где он еще сохранился. А для нашего древнего города это еще и символ. В этом году ему исполняется 123 года! За все годы существования трамвай в Курске останавливался дважды – во время Гражданской и Великой Отечественной войн.
И вот пришли чиновники новой волны и приняли решение: трамваю в древнем Курске не бывать! Приказали разобрать служебные кольца "КГТУ», «Льговский поворот", закрыть Северное депо, отменить маршруты № 5 "Химволокно — ул. Запольная" и № 8 "Хлебозавод - ул. Малышева», прекратить движение на участке "ул. Ольховская- Химволокно" протяжённостью 3 км, сократить маршрут № 3 до ул. Ольховской и т.д.
И не слышно больше мелодичного позвякивания, заливистого сигнала трамваев…
А МУП «Курскэлектротранс» после всех «преобразований» превратился в многомиллионного должника, да и сама трамвайная сеть стала обходиться казне в 120 млн руб. в год при искусственно созданной минимальной отдаче. Денег на ремонт путей и подвижного состава у города нет, поэтому из ветхого транспорта трамвай превратился в аварийный. На этом фоне пышным цветом зацвела монополия частных перевозчиков.
Идею о приостановлении трамвайных маршрутов № 2, 3, 4 с последующим демонтажом путей предложили сотрудники НИИАТ, которые устно обосновывали это высоким износом инфраструктуры и подвижного состава, а также высокой стоимостью их замены. Каких-либо документальных свидетельств озвученному, актов, экономических расчетов они не предоставили. Маршрут № 1 НИИАТ предложил сохранить с модернизацией инфраструктуры (также с остановкой трамвайного движения), и на нем проверить, сможет ли трамвай быть рентабельным. Специалисты и общественность данные выводы и предложения назвали не соответствующими действительности. В частности, называемые цифры (число перевезенных пассажиров на каждом маршруте, рентабельность перевозок) не соответствовали данным, официально представленным департаментом транспорта в 2019 году на общественных обсуждениях закрытия третьего маршрута.
В феврале 2021 года глава региона заявил, что для реконструкции трамвайной сети нужно 30 млрд рублей, а значит области нужно отказаться от других проектов. В планах властей — строительство детской больницы и других социально-значимых объектов. Не исключено, что на новых слушаниях в областной думе жителям Курска предъявят ультиматум с выбором между трамваем и детской больницей.
«Я вижу только один выход — всеобщее городское голосование, так как единого мнения у жителей нет», - сказал губернатор.
Но слухи о закрытии всех трамвайных путей в городе Курске становятся все навязчивее и вызывают недовольство горожан. И хотя к теме вроде бы подключились общественные организации, но ситуацию под контроль взяли коммунисты.
19 марта курские коммунисты под руководством 1-го секретаря ОК КПРФ, депутата Государственной Думы ФС РФ, председателя ЦКРК КПРФ Н.Н. Иванова провели масштабную акцию в защиту курского трамвая. Большая группа молодых коммунистов и комсомольцев в накидках КПРФ вышла на улицу Агрегатную, 2 - к зданию МУП «Курскэлектротранс». Состоялся импровизированный митинг, на котором выступил Н.Н. Иванов.
- Власти города Курска решили закрыть курский трамвай и вышли с этим предложением к общественности, - сказал он. — Это уже третья попытка за последнее десятилетие его ликвидировать. Но куряне говорят: трамвай нужен как воздух. Это общедоступный, дешевый, экологически чистый, с сохранением льгот транспорт. Это – народное достояние. Люди сами создавали это детище. После оккупации мои родные – мама и бабушка – вместе с курянами выходили на улицы Курска, чтобы восстановить трамвайные пути в кратчайшие сроки. И трамвай пошел сразу же после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. Курская партийная организация КПРФ единственная выступила против ликвидации трамвая в областном центре. Мы дважды сумели отстоять трамвай. Для этого я как депутат Государственной Думы обратился к министру транспорта РФ Соколову, чтобы он оказал содействие в выделении средств для ремонта и возрождения курского трамвая. Я также обратился к мэру г. Москвы Собянину, чтобы он московский трамвай оказал помощь курскому. Скоро в наш город из столицы прибудут 20 трамваев.
На митинге также выступил секретарь ОК КПРФ по протестному движению, депутат Курского городского Собрания А.Н. Бобовников, заостривший внимание на том, что партия «Единая Россия», взявшая власть в свои руки, вместо реальных действий, только сетует: нет денег на повышение зарплат работающим, нет средств для переселения людей из ветхого жилья… И в случае в курским трамваем: легче всего взять и разрушить то, что больше века создавалось нашими отцами и дедами. «Единороссы» снова говорят: нет средств на восстановление курского трамвая.
- Мы, коммунисты, заявляем: в стране есть деньги! – сказал Алексей Николаевич. – Мы требуем справедливого распределения бюджетных средств как в стране, так и в области и городе, честного разделения национальных богатств. Это требование полностью совпадает с желаниями нашего народа.
Выступившая на митинге секретарь Курского ОК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Курском городском Собрании С.И. Канунникова акцентировала внимание на том, что это именно действующая власть довела муниципальные объекты города и области до состояния, когда их невыгодно ремонтировать, а только закрывать.
Затем участники импровизированного митинга проехали в трамвае, поговорили с курянами и выяснили, что подавляющее большинство курян за сохранение трамвая, потому что в городе есть улицы, на которых трамвай является единственным видом общественного транспорта. Это такие улицы, как Литовская, Верхняя Луговая. Трамвай убирать оттуда нельзя до тех пор, пока там не будет альтернативы. Маршруток или автобусов на указанных улицах нет. В трамвае действуют все транспортные карты Автоматизированной системы контроля проезда: для льготников (пенсионеров, инвалидов, многодетных родителей и других категорий), учащихся, студентов. Он имеет высокую провозную способность — девять тысяч пассажиров в час, за счет выделенных полос обеспечивает регулярность, соблюдается расписание движения. Однако из-за постоянного недофинансирования, занижения сумм муниципальных контрактов, неисполнения муниципальных программ по обеспечению эксплуатации и развитию общественного транспорта качество пассажирских перевозок падает и, как следствие, происходит перераспределение пассажирских потоков с муниципального на частный, очень затратный и катастрофически неудобный транспорт.
Кроме того, трамвай — экономически эффективный вид транспорта, несмотря на высокие первоначальные вложения, его эксплуатационные расходы низки: срок службы путей — 15 лет, вагонов — 16 лет, а при проведении плановых видов ремонта может быть продлен еще больше. Современное тяговое оборудование трамвая потребляет малое количество электроэнергии, а при торможении за счет рекуперации вагоны сами вырабатывают электроэнергию и отдают ее обратно в контактную сеть. Все это делает себестоимость поездки на трамвае ниже, чем на троллейбусе и автобусе.
Акция Курского ОК КПРФ «За сохранение курского трамвая» таким образом стартовала. В этот день ребята раздавали курянам специально изготовленные листовки, другие агитматериалы.