Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Костромская область. В чьих интересах работает ЖКХ?

2015-04-14 01:17
Татьяна Павлова

Этой весной Жилищному Кодексу исполнилось 10 лет. И 5 лет - общественной организации старших по домам Костромы. 13 апреля прошло очередное собрание активистов многоквартирных домов. На нём рассматривалось три основных вопроса – тарифы на коммунальные услуги, ремонт лифтов и капремонт.

Заместитель директора департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области подробно рассказала о формировании платы за коммунальные услуги. Кто-то понял про нормативы и предельные индексы, кто-то – нет. Но суть стала понятна всем – все повышения оправданы многочисленными законами. Вопрос в том, кто принимает такие законы, и почему они такие антинародные.

Представитель подрядной организации по обслуживанию лифтов пояснил новые технические регламенты на это общедомовое имущество. Среди прочего выяснилась весьма неприятная для жителей новость – в 2020 году все лифты старше 25 лет службы отключат, если их не отремонтируют. А между прочим, замена лифта стоит теперь 1,5 миллиона рублей. А если в доме несколько подъездов? Когда дом накопит такие деньги? Даже с новыми платежами за капремонт.

Зато есть для старших по домам и более-менее хорошая информация – на основании постоянных требований общественности и управляющих компаний (хотя УК, конечно, больше радеют за увеличение объёмов работ для себя и получение от этого дополнительной прибыли, чем за состояние домов) фонд капремонта разработал протокол собрания, который утверждает для домов на спецсчетах возможность досрочного капремонта. Т.е. жители дома не пытаются попасть в общую программу, а самостоятельно, по мере накопления денег, с помощью управляющей компании определяют вид работ, смету, подрядчика, информируют фонд и администрацию о своём решении, выполняют ремонт, а владелец спецсчёта оплачивает его после приёмки. Это довольно удобный для всех сторон способ проведения капремонта, хорошо, что пришли к такому соглашению.

Плохо то, что некоторые управляющие компании пытаются спецсчета домов переоформить с фонда на себя, предполагая получать на этом дополнительные проценты за обслуживание платежа. И ещё одно явление среди городских управляющих компаний подозрительно – 6 из них всё ещё не заявились на лицензирование в госжилинспекцию, хотя времени пройти тесты и сдать пакет документов им осталось всего до 1 мая. После этого срока обслуживаемые ими дома могут пойти на конкурс управления.

Старшие по домам жалуются – некоторые УК не дают жителям показания по теплосчётчикам, некоторые УК не дают результаты оценки соответствия лифтов, некоторые УК не намерены уступать жителям в требовании изменения договора. Один дом в Костроме судился с бывшей УК, выиграл у неё 1,108 миллион рублей, но получить свои деньги не может.

Вот такое информативное, но невесёлое собрание. Старшие по домам удручены новостями. Одна приятная сторона – есть возможность пообщаться с такими же активистами, пообсуждать непростые проблемы, в которых совсем немногие жильцы больших домов разбираются. И после собрания старшие по домам перезваниваются, вместе переживают за ЖКХ. А поводов для размышлений всё больше и больше…

***

Первый главный тезис Жилищного Кодекса – теперь все дома, граждане, в вашей собственности, и вы их теперь должны сами ремонтировать по аналогии со своими квартирами (на свои средства). Второй главный тезис ЖК – государство к этому всему имеет малейшее отношение, просто придумывая законы и постановления, а непосредственно ремонт домов осуществляют частные фирмы. Я, как старшая по дому со стажем, как председатель совета городской организации старших по домам, категорически не согласна ни с тем, ни с другим в контексте остальных принципов жилищно-коммунального хозяйства.

Текущим ремонтом домов, действительно, должны заниматься жители: следить за состоянием дома, вовремя сигнализировать о его проблемах, делить ремонты на первоочередные и второстепенные, собираться во дворах для принятия решений, благоустраивать эти дворы на свой лад. При этом очевидно, что частные фирмы, т.е. управляющие компании, вовсе не конкурируют друг с другом, а каждая по-своему обдирает народ, с той или иной долей наглости. Скорее даже, УК одного города находятся в сговоре, чтобы случайно не уменьшать платежи жителей за ту или иную свою услугу, а, наоборот, выискивать способы легального отъёма денег за «содержание домов». Это не рынок!! Это выбор наименьшего зла из нескольких! Конечно, есть и объективные моменты, когда и УК, и жители вынуждены следовать законам отрасли, которые ведут лишь к удорожанию этого самого «содержания». В некоторых моментах УК оказываются практически беззащитными перед отдельным жилищно-коммунальным законом и ресурсоснабжающими организациями, эти проблемы ложатся и на жителей. Тут и УК, и жители вынуждены действовать заодно. Другой момент – выбор подрядчиков на некоторые виды услуг. К примеру, вывоз мусора от домов во многих случаях производят такие же частные фирмы. С одной стороны, мусора стало больше, он стал красивее и качественнее (если можно так выразиться), пригодных свалок у города становится меньше, возить мусор приходится дальше, тратить больше бензина, либо заниматься дорогостоящей рекультивацией свалок. С другой стороны, вывозящие мусор фирмы – частные, и они вполне закономерно хотят увеличивать свою прибыль, среди них также нет конкуренции, а, скорее, есть негласно установленная «вилка» стоимости их услуг.

Должны ли собственники делать капремонт в домах? Да, конечно. Но государство, бесспорно, должно само тратить деньги на жилые памятники истории и архитектуры. Оно должно вместо давным-давно устаревшего жилья строить новое, отчасти это и делается по программе переселения из аварийного фонда. Но это надо было сделать ещё вчера, а сегодня заниматься сносом следующей категории домов, которым ремонты уже проводить неэффективно, в которых людям совершенно некомфортно жить по современным меркам (ведь кругом говорится о неком качестве жизни). К тому же принятый закон о капремонте, вменив обязанность собирать деньги, сильно ограничивает собственников в распоряжении ими даже со своего спецсчёта. Видов капремонта всего шесть, туда не входит модернизация с целью энергоэффективности (например, замена морально устаревшего общедомового оборудования на современное), не входит почему-то реконструкция, которая актуальна в некоторых домах (например, установка индивидуального теплового пункта вместо городской линии). Каждый вид прописанных работ надо сделать полностью либо по максимуму, это очень затратно, это вынуждает снимать деньги с лицевого счёта дома на вполне дорогостоящий текущий ремонт лишь одной части (например, крыша над одним подъездом, замена крупного узла лифта), при этом деньги будут лежать на спецсчёте дома для капремонта. Кстати, нельзя сказать, что государство не помогало в эти 10 лет с капремонтом домов – была специальная программа по фонду реформирования жилья. Так что собственники многих домов фактически не могут иметь больших претензий к государству. Но есть претензия куда больше, о которой все молчат.

Понимаете ли, мы с вами живём в довольно холодной стране, в центральной и северной частях которой совершенно невозможно прожить без отопления. И вот это – обязанность государства: обеспечить нам естественные с точки зрения выживаемости и безопасности условия в многоквартирных домах. Поэтому отопление в наших домах не должно стоить так дорого!! Именно эти расходы должно брать на себя государство! Каким образом – оплачивать услуги котельных и ТЭЦ или полностью национализировав эту коммунальную отрасль? Сравните, сколько стоит содержание жилья вместе с капремонтом и сколько стоит отопление жилья! Я абсолютно уверена, что без тысячных платежей за тепло люди совершенно спокойно платили бы за любые ремонты своих домов!! При этом ТЭЦ в настоящее время – тоже не богачи, основная составляющая тарифа на отопление – газ. И он для населения страны – дороже, чем золотой…

Кроме того, существуют всякие регламенты и регулирование тарифов на коммунальные услуги. Но каждая составляющая платы за то же отопление меняется по своим законам – то новый тариф, то новый норматив, то новый порядок расчёта. В результате платёж растёт, но всё получается законно. А меры социальной поддержки по теплу вообще постепенно отменяют – это, видите ли, дорого для бюджета, пусть, мол, платит само население. При этом даже уравняли в тарифе всю транспортировку тепла от всех источников до непосредственно домов, т.к. одни платили дорого, но другие – ещё дороже (от котельных, к примеру), непорядок. Запутанная для обывателя схема начислений за коммунальные тарифы имеет один результат – есть законы, есть профильные контролирующие органы исполнительной власти, а платежи растут, разобраться в причинах этого роста людям невозможно. Какой уж тут ремонт крыши…

Будоражит всех новая строчка «ОДН» - общедомовые нужды. Несправедливо? Да нет, вполне справедливо. Только подвох не там, где думают жители. Дело в том, что всегда в тарифах была составляющая – непокрываемые убытки (это должники, потери в сетях и пр.). Эти убытки ложились в тариф на новый период, т.е. невидимо распределялись по всем потребителям. А главное в том, что раньше это были копейки, как в прямом, так и в переносном смысле – люди и предприятия жили богаче. Теперь, чтоб тарифы не росли так стремительно, из тарифов выводят одну строчку за другой. Вывели развитие и модернизацию сетей, практически вывели их ремонты и др. Теперь вывели убытки, назвав это ОДН, хотя тариф не уменьшили. И теперь стало наглядно видно, откуда берутся такие «убытки» - банальное воровство самих жильцов, некоторые из которых хорошо пристроились, не оплачивая коммунальные ресурсы простым отсутствием счётчиков на воду и электричество и отсутствием регистрации людей в квартире. Как только это выяснилось, так активисты домов завозмущались – как так, почему мы должны платить за них? Но ведь и раньше платили за таких «умников», просто не видели этого в платёжках, не подозревали этого от своих соседей. Справедливо? Вполне. А вот как бороться с такими жильцами? Вызывать на местком? Такие и не пойдут. А других мер нет. Поэтому барахтайтесь, граждане, сами в своём соку. А меж тем, при сохранении размера тарифа, появилась новая строчка…

Кстати, необходимо упомянуть, что все счётчики, все нововведения требуют технических решений и технического обслуживания. Это дополнительные услуги, которые стоят дополнительных денег. Появляются многочисленные частные фирмы, которые специализируются на таких ЖКХ-услугах. Это вроде бы, неплохо, что люди занимаются своим делом, имеют работу. Только оказывают они услуги населению, которое само в большинстве своём кому-то другому оказывает свою услугу – образовательную, охранную, развлекательную, транспортную, спортивную, медицинскую, юридическую и т.д. И очень мало кто работает в настоящей экономике – на заводах и фабриках. Оттого нет у большинства людей никаких особых доходов. Поэтому не могут они оплачивать бесконечно растущие потребности ЖКХ.

Для того чтобы прикрыть все коммунальные тонкости, государство придумывает, как переложить ответственность за это безобразие на самих людей. Теперь управляющие компании выставлены крайними. Им вменяется в обязанность стать «мальчиками для битья» за коммуналку. Все должники за ресурсы, все коммунальные воришки внутри домов не дают возможности управляющим компаниям собрать все средства и передать их коммунальщикам. (Иногда действительно, УК пользуются этими коммунальными деньгами, «забывая» своевременно перечислить их по назначению, но не будем отвлекаться.) Поэтому УК обязаны стать «единым окном» для жалоб ЖКХ. Наши УК сразу же активно противились такому закону, не желая выполнять указанные транзитные акции с многочисленными рисками и убытками для себя. Хотя поначалу некоторые из них всё же попались на эту законодательную ловушку, в результате чего на лицевых счетах домов возникли большие суммы долгов по отоплению. Потом вопрос был урегулирован составлением агентских договоров между ресурсниками и УК. Теперь коммунальщики (а именно по отоплению, т.к. для них среди всех законодательных актов оказался не писан ни один закон) сами стали взимать платежи (при постоянных спорах за качество услуги), а УК - заниматься ремонтом домов. Такая относительная идиллия долго длиться не может, поэтому теперь УК станет-таки «единым окном», т.е. отменяют возможность непосредственного управления в МКД, только полное, «настоящее», управление. Жителям остаётся надеяться, что «наверху» смогут договориться. Хотя перспективы не радуют – слишком большие суммы, сверх максимальной ставки, по ОДН будут ложиться на УК. «Оно им надо»? За счёт чего они покроют убытки? А вы говорите – крыша течёт…

При этом нет надежды на ужесточение контроля над УК. Вводимое лицензирование, как ни странно, не пугает УК, не радует жильцов. Некоторые УК вообще не торопятся подавать заявки на лицензию. Куда потом податься «бедному крестьянину» - жилому многоквартирному дому? «Ходить по рукам»? Выбирать наименьшее зло?

Всем этим люди раздражены, озлоблены. Все прячутся в своих квартирах за железными дверями, делают там себе ремонты и не высовываются наружу. Соседей не знают не то, что по имени, в лицо не узнают. Мало кто с кем здоровается, мало кто по-соседски помогает друг другу солью-спичками. Все разобщены и разделены. Есть, конечно, среди жильцов наглые граждане, которые и воруют воду, и кидают в подъезде мусор, и ставят машину у дверей подъезда или на детской площадке. В таких условиях, когда законы в ЖКХ сложны, а соседи зачастую вредят дому, старшие по домам уходят с этой работы, бросают надзор за домами, разочаровываются в перспективах. Активистов меньше, а властям этого и надо. Люди не организованны, каждый сам за себя, а властям этого и надо. Никто уже не помышляет о развитии человека, это остаётся лишь в лозунгах власти. А по-хорошему, к чему и советская власть приучала, – надо коллективно решать все проблемы, надо создавать для людей комфортные условия жизни, чтобы они могли после работы реально отдохнуть, заняться своим любимым хобби, пообщаться друг с другом, иметь время учиться и узнавать что-то новое для себя. В таких условиях человек, безусловно, развивается, его моральный дух крепок, его нравственные ценности не падают, его семья живёт в мире и согласии. Не надо говорить, что это недостижимый идеал!! Он был у нас совсем недавно! Пусть не такой идеальный, пусть в отдельных случаях был негатив. Но он был, и вполне массово. К этому и надо стремиться. Но нынешние реалии быта многоквартирного дома такой возможности не дают, наоборот, делают всё, чтобы отдалиться от этого идеала. Ремонтом крыши озабочены вплоть до ругани и ссор, какое уж тут развитие человека…

В этом жилищно-коммунальном мире, которое живёт «по понятиям», разобраться сложно, добиться чего-то сложно. Но вот очередные выборы и очередной пиар от правящей партии – «Школа грамотного потребителя». Активистов меньше, законы мудрёнее, платежи больше. А у них школа.

Костромской городской организации старших по домам этой же весной исполнилось 5 лет, но она не нужна властям, т.к. возглавляет её коммунистка. Очень конструктивно, ничего не скажешь.

Однако моя любимая поговорка – «Что ж теперь, лечь на рельсы и ждать?»

К слову. Раз весна, так все - на коммунистический субботник во дворах!

Иллюстрации к материалу: