В результате политических преобразований последних двадцати лет в Москве, как и во всей России, при формальном по Конституции РФ разделении властей установился диктат исполнительных органов, которые узурпировали все уровни власти, включая местное самоуправление.
На уровне районов в Москве сложилась система двоевластия. С одной стороны, есть управы и префектуры – исполнительные органы, которые назначаются Правительством Москвы и ему же подчиняются, а с другой стороны, есть избираемые москвичами муниципальные собрания и подконтрольные им исполнительные органы - муниципалитеты.
Административная модель «правительство – префектура - управа» малоэффективна, при этом на содержание чиновничьего аппарата ежегодно тратятся огромные средства. В то же время Советы депутатов, которые избираются москвичами, практически бесправны. Переданные им формально дополнительные полномочия не в полном объеме дают возможность реализовывать местное самоуправление, а иногда, напротив, усугубили существующие проблемы.
Передача муниципалитетам части полномочий управ районов по опеке, досуговой, социально-воспитательной, спортивной работе привела к раздвоению функций, увеличению штатов, двойному финансированию, выполнению несвойственных функций и безответственности. Вместе с тем, ни управы районов, ни муниципалитеты в нынешнем виде не обеспечивают условия для работы депутатов и организации работы Совета депутатов.
Бюро МГК КПРФ заявляет, что в Москве назрела серьезная реформа административной системы и системы местного самоуправления в интересах жителей города.
Бюро МГК КПРФ считает, что полноценная административная реформа в городе Москве должна в итоге привести к следующим результатам:
1. Ликвидация управ и префектур как избыточного элемента системы управления.
2. Создание полноценной системы местного самоуправления в муниципальных округах города Москвы.
3. Повышение роли и статуса муниципальных Советов и депутатов.
4. Формирование полноценных бюджетов на уровне муниципальных округов.
Понимая невозможность осуществления этих мер в одночасье и необходимость проведения поэтапной реформы, Бюро МГК КПРФ, в соответствии с решением Совета депутатов КПРФ от 19.12.2012 года предлагает на первом этапе:
- поставить под контроль депутатов работу управ и все бюджетные расходы;
- предоставить возможность Советам депутатов передавать полномочия муниципалитетов по опеке, досуговой, социально-воспитательной, спортивной работе управам районов;
- сократить количество чиновников в районах, объединить хозяйственные функции и штаты муниципалитетов и управ;
- прекратить расходы местных бюджетов на государственные функции;
- повысить ответственность муниципальных служащих за обеспечение деятельности депутатов и представительных органов по реализации их прямых полномочий, объединить должности главы муниципального образования, руководителя представительного органа и главы администрации в одной должности.
При этом органы исполнительной власти города Москвы, Совет муниципальных образований города Москвы должны четко установить сроки проведения «эксперимента» и осуществить его реализацию на принципах добровольности.
Реализация этих мер на первом этапе позволит привести в соответствие полномочия и функции органов местного самоуправления. Бюро МГК КПРФ подчеркивает, что эти действия ни в коей мере не должны подменять задачи по полной административной реформе органов управления города Москвы.
Бюро МГК КПРФ считает, что только решительные меры позволят сделать реформу местного самоуправления полезной для москвичей и превратить ее из формальности в эффективный механизм реализации прав граждан на самоорганизацию, на участие в управлении и общественном контроле над всеми процессами, происходящими в Москве.
Первый секретарь МГК КПРФ
В.Ф. Рашкин.