Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

ЦИПКР. «Позиционный тупик» на Донбассе, реальность прямого конфликта Россия-НАТО, «Томагавки» и возможные блэкауты по стране. Обзор экспертных мнений

2025-10-01 10:03
На фото: Ныне покойный Пригожин с прогнозом по "Томагавкам". Обзор подготовили: С.П.Обухов, доктор политических наук, И.М.Куприянова, А.М.Михальчук,А.М.Богачев, С.С.Крылов. Центр исследований политической куль

«Позиционный тупик» на Донбассе, реальность прямого конфликта Россия-НАТО, «Томагавки» и возможные блэкауты по стране - эти и другие оценки экспертов рассматриваются и обобщаются в очередном ситуационном анализе-обзоре  публичных мнений разных специалистов, подготовленном в Центре исследований политической культуры России.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ на 01.10.2025 г.

Ключевые факты для ситуационного анализа:

🔴 Вероятность скорых блэкаутов по России. Про-военные паблики и авторитетные эксперты (например, Лев Вершинин) в российском медиа-пространстве разместили очередное пророческое высказывание покойного главы ЧВК «Вагнер» Пригожина: «Если будут «Томагавки», то пойдут блэкауты по России. Сначала – Белгород, а потом Москва».

🔴 Напряжение на внутреннем российском топливном рынке. За две недели доля «выбитых» или остановившихся на ремонт российских НПЗ с 17 процентов увеличилась не только до знаковых 25%, а как утверждают эксперты — до 38%. Простои на российских НПЗ достигли рекордного уровня. По состоянию на 28 сентября на НПЗ по всей стране простаивали уже 38% мощностей по первичной переработке нефти, или 338 тысяч тонн в сутки, сообщается со ссылкой на РБК и данные агентства количественной информации «Сиала». Главной причиной проблемы стали атаки беспилотников, на них приходится до 70 процентов всех случаев простоев. В итоге в России всё больше регионов ограничивают продажу топлива на АЗС. Управляющий партнер трейдинговой компании «Пролеум» Максим Дьяченко признал, что прогнозировать нормализацию производства и поставок сложно, потому что нынешняя ситуация не имеет прецедентов в российской истории.

🔴 «Пропагандистские визги» о России, которая проигрывает войну. Израильский военный историк и автор книги «Sapiens: Краткая история человечества» Юваль Ной Харари в колонке Financial Times заявил, что «Украина пока выигрывает войну, вопреки утверждениям российской пропаганды».

А спецпредставитель президента США Кит Кэллог в унисон с Харрари опять заговорил про победы украинского режима: «И если оценивать текущее состояние войны: Россия не выигрывает её. Если вы знаете их определение победы, оно совпадает с моим. Россия не смогла переправиться к западу от Днепра, не смогла взять Киев, не смогла взять Харьков, не взяла Одессу. Они не достигли ни одной из своих ключевых целей. Это называлось «специальная военная операция»... Да, русские захватили большую часть Луганской области, около 70 % Донецкой, примерно столько же Херсонской, примерно столько же Запорожской. И, конечно, есть Крым — это ещё война 2014 года. Но война длится уже очень долго… Конечная цель — достичь состояния, при котором суверенитет Украины будет сохранён, война закончится, убийства прекратятся».

 

На этом внешнем негативном для России информационном фоне старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов выпустил несколько публичных видеообзоров по теме СВО и ее завершения, а также проанализировал возможные сценарии прямого конфликта Россия-НАТО и вероятность анонсированных ударов по российской территории американскими ракетами «Томагавк».

Обобщим оценочные и прогнозные материалы известного военного эксперта в контексте выше перечисленных фактов.

1. Военно-стратегическая оценка СВО

1.1. «Позиционно-тупиковая» ситуация на линии боевого соприкосновения

Прохватилов характеризует текущую ситуацию как «позиционный тупик», обусловленный фундаментальными проблемами в стратегии. По его оценке, российская армия пока не может прорвать фронт из-за создания на ЛБС «зоны смерти», где дронами уничтожается любая техника и живая сила, а масштабные наступательные операции стали крайне затратными и малоэффективными. В условиях, как пишут эксперты, господства противника на малых высотах крайне затруднительны серьезные прорывы эшелонированной обороны противника.

Руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов и руководитель НПЦ «Ушкуйник», культуролог Алексей Чадаев в соцмедиа, в свою очередь, подробно описываю создание противником «линии дронов» — эшелонированной системы, цель которой — создать непроницаемую мертвую зону («Kill Zone»). Эксперты пишут, что «Линия дронов» подразумевает интеграцию РЭР, РЭБ и ударных БПЛА в единую сеть для осуществления контроля пространства не только на линии соприкосновения, но и вглубь нашей территории до 150 км. В этой связи эксперты по беспилотникам настаивают: наши приоритеты в борьбе с противником должны сместиться с уничтожения техники на поражение операторов и инфраструктуры БПЛА. Лучшее средство борьбы с дронами — это другие дроны, а главная цель — не сам дрон, а тот, кто им управляет

Война беспилотных систем — это уже не исключительно противостояние тяжелой технике и живой силе противника, а охота за расчетами, пунктами управления и ключевой инфраструктурой, обеспечивающей полеты вражеских дронов. Победа в этой войне достигается не одним сокрушительным ударом, а последовательным измором и точечным воздействием на критические точки противника.

 

Ключевые прогнозы о сроках и условиях завершения СВО

В своих оценках Владимир Прохватилов сочетает расчет вероятностей с анализом военно-политической обстановки. Его прогнозы динамичны и меняются в зависимости от ситуации на фронте и дипломатических маневров.

В июле 2025 года аналитик заявил, что вероятность завершения конфликта до 2026 года составляла 90%, но затем этот показатель снизился. «Раньше было 90% вероятности, что к декабрю СВО будет завершена тем или иным путем, возможно, через перемирие. А сейчас, я думаю, эта вероятность упала где-то до 70%». При этом он ожидал, что в августе или сентябре 2025 года может произойти некое событие на поле боя, которое приведет к завершению интенсивных боевых действий в течение пары месяцев. Предсказанных событий на поле боя не произошло. Но в связи с решением США передать киевскому режиму ракеты «Томагавк» для ударов по России на большую глубину аналитик полагает, что руководство России может пойти на уступки. Здесь только одна проблема – как представить «победный результат» завершения СВО для обоснования перемирия.

 

«Категорический императив» и внутренние противоречия

Прохватилов указывает на то, что для верховного главнокомандующего освобождение оставшихся 25% территории Донецкой области является «категорическим императивом», без которого цели СВО не могут быть объявлены достигнутыми. Эксперт отмечает, что в условиях «позиционного тупика» это требование «нереально», и если «упёртость Верховного» сохранится, а продвижения на фронте не будет, то можно ожидать новой волны мобилизации для достижения этой цели.

 

Рекомендации по изменению подхода для достижения целей

Прохватилов не только дает прогнозы, но и предлагает конкретные шаги, которые, по его мнению, могли бы изменить ход Специальной военной операции.

Критика текущей стратегии и призыв к концентрации сил: Аналитик последовательно критикует отсутствие концентрации сил на главном направлении. Он сравнивает текущую стратегию с «ударами растопыренной пятерней» и призывает «сосредоточить и бить в течение, по крайней мере, нескольких недель по этой оставшейся территории Донбасса». Он считает, что распыление усилий, включая появление неопознанных дронов на территории Европы, бессмысленно и лишь укрепляет решимость НАТО.

Проблема мобилизационных ресурсов. Прохватилов подчеркивает, что «если мобилизовать 300 тысяч, это ничего не даст. Если около миллиона, да, это даст. То есть Донбасс будет полностью освобожден». Однако он отмечает, что власти избегают масштабной мобилизации из-за рисков «серьезнейших потрясений, социальных и политических».

Жесткие меры сдерживания как ответ эскалации: В контексте растущей угрозы прямого конфликта с НАТО и возможных ударов Украины по Москве, Прохватилов высказывает радикальное предложение. Он считает, что «хорошим сдерживающим ответом было бы возобновление испытаний ядерного оружия на полигоне на Новой Земле». Ну а если эта мера не образумит западных «партнеров», он полагает, что «единственное, что может остановить эскалацию войны, — это применение тактического ядерного оружия по территории Украины». Прохватилов прямо заявляет: «Больше ничего [не остановит эскалацию]. И к этому российское начальство рано или поздно придет».

 

Конфликт с НАТО: от теории к реальности

В своих оценках Прохватилов уделяет большое внимание роли Запада и рискам расширения конфликта.

Подготовка НАТО к конфликту: Эксперт указывает, что НАТО активно готовится к прямому военному противостоянию с Россией, выстраивая необходимую инфраструктуру у ее границ. «Сейчас они близки к их созданию. Необходимая инфраструктура уже есть на Сувалакском направлении».

Неизбежность прямого столкновения. Аналитик утверждает, что «уже не стоит вопрос, будет ли, а стоит вопрос, когда и в каком формате» конфликта с НАТО. Он наблюдает процесс сползания к прямому военному конфликту, где «войска НАТО резко выдвигаются к российским границам. Буквально несколько десятков километров осталось».

Бессмысленность текущих методов давления. Прохватилов считает контрпродуктивными текущие методы давления на альянс: «Считаю, вот эти вот все пугалки в адрес НАТО, они бессмысленны, только ухудшают ситуацию». А западная пропагандистская кампания вокруг налетов неопознанных дронов «то на Польшу, с Румынией, то сейчас вот на Данию» лишь усиливают решимость НАТО вооружаться.

Угроза дальнобойных ракет. Аналитик рассматривает возможность поставок Украине ракет «Томагавк» как качественно новую угрозу: «Речь-то идет о опасности ракет «Томагавк»... По электростанциям и нефтеперерабатывающим заводам это может быть сильный удар».

Он подчеркивает, что самостоятельно Украина не способна применять такое оружие, что означает прямое участие НATO в целеуказании.

 

2. Внутриполитический и экономический анализ

Критика экономического курса

Прохватилов прогнозирует неизбежное повышение налогового бремени и отмечает противоречия в бюджетной политике: «повышение налогов НДС на 2% даст примерно 2 триллиона рублей. В то же самое время озвучен грандиозный расход на 2,5 триллиона рублей строительство высокоскоростной магистрали Москва-Петербург».

 

Положение малого и среднего бизнеса

Аналитик предрекает большие трудности для предпринимателей: «Только торгаши. А производители вряд ли выживут». В качестве выхода он предлагает становиться «экономическими партизанами» – использовать серые схемы, бартер, криптовалюты, либо рассматривать эмиграцию, в частности в Киргизию.

 

Цифровизация как инструмент контроля

Прохватилов оценивает введение цифрового рубля и отмену металлических монет как инструменты усиления контроля над населением в рамках курса на создание «цифровой крепости».

 

3. Конспирологические теории

Теория «цифровой крепости»

Аналитик выдвигает концепцию, согласно которой «никакой войны с Западом нет, а идет совместное переформатирование цивилизационного пространства Евразии... в пользу установления полного цифрового рая». В этой парадигме потери России и Украины не имеют значения для глобальных элит.

Дистанционные атаки на медийных лиц

Прохватилов заявляет, что болезни некоторых публичных лиц (М.Симонян, Т.Кеосаян) являются результатом «дистанционного воздействия с применением технических средств», возможно, связанных с технологиями Илона Маска.

 

Некоторые выводы и очевидные противоречия

Динамика оценок сроков СВО

Наблюдается эволюция от характеристики ситуации как абсолютного тупика к конкретным прогнозам о возможном завершении к концу 2025 года, что отражает попытку адаптации анализа к затягивающемуся конфликту.

Изменение подходов к решению проблем

Прохватилов демонстрирует переход от требования масштабной мобилизации к защите и обоснованию не раз вбрасываемых в паблик экспертных тезисов о необходимости применения ТЯО в ходе СВО, что свидетельствует о нарастании пессимизма в оценке возможностей конвенциональных средств военной борьбы за достижение российских геополитических целей.

Двойственность образа Запада в аналитике от военного эксперта

В его анализе присутствует противоречие в восприятии НАТО. С одной стороны, западные глобалистские структуры он воспринимает как прямого врага. А с другой стороны, и одновременно как партнера Кремля в глобальном проекте по установлению «цифровой крепости».

Общий вывод

Владимир Прохватилов представляет комплексный, но крайне пессимистичный взгляд на текущую ситуацию, характеризующийся тремя основными чертами: проблемами в военно-политической стратегии и необходимостью ее модификации, эскалацией радикализма в предлагаемых решениях и растущей конспирологизацией анализа.

Его позиция отражает глубокий пессимизм относительно возможности разрешения украинского геополитического кризиса традиционными методами и выражает растущее отчаяние в отношении способности текущего руководства адекватно ответить на вызовы. Главной рекомендацией для общества и бизнеса становится стратегия выживания любыми доступными средствами в условиях нарастающей турбулентности.

Подготовили обзор: С.П.Обухов, доктор политических наук,

В работе над материалом принимали участие

И.М.Куприянова, А.М.Михальчук,А.М.Богачев, С.С.Крылов

Ответственный за выпуск: С.П.Обухов, доктор политических наук

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний