Коррупционные скандалы в регионах не утихают даже во время проведения специальной военной операции. Что происходит с российской властью? Об этом в эфире телеканала «Красная Линия» телеведущему программы «Хук слева» Никите Попову рассказал член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов.
ВЕДУЩИЙ:
На прошлой неделе был арестован очередной бывший губернатор, член Совета Федерации от Рязанской области Николай Любимов. Он по-тихому сложил полномочия, а буквально на следующий день судья его отправил в СИЗО. Интересно, что еще один сенатор, и тоже от Рязанской области, Ирина Петина, была арестована летом прошлого года. А одновременно с ней – заместитель губернатора все той же, Рязанской области, господин Греков. Получается довольно-таки солидная преступная группировка «во власти». Даже и не знаешь сразу, как ее назвать? Самое примечательное, все задержанные – члены «Единой России». По крайней мере, были на тот момент. И подобных примеров – более чем достаточно. И что самое интересное – окружающие уже давно перестали удивляться происходящему в регионах. Скажите, это действительно такая новая политическая реальность, в которой мы живем?
С.П. ОБУХОВ:
Сомневаюсь, что эта политическая реальность – новая. Давайте вспомним хотя бы «зачистки» на Сахалине или в Республике Коми, где были арестованы не просто губернаторы, а как установили суд и следствие – вокруг них действовали настоящие организованные преступные группировки – или ОПГ. Не знаю, какие судебные решения будут приняты по Рязани, но мы с вами видим сегодня, что силовикам действительно разрешили, как говорится, «зачистить» Рязанскую область.
Возвращаясь к теме «преступности в Совете Федерации», повторю расхожее суждение о том, что в России Совет Федерации сегодня – довольно-таки экзотический орган власти. И напомню в этой связи об арестованных и осужденных сенаторах.
Наша справка:
Игорь Изместьев, сенатор от Башкирии с 2001 по 2006 гг. Обвинения: организация преступного сообщества, заказные убийства, коррупция. Приговор: пожизненное заключение (2016 год)
Магомед Магомедов, сенатор от Смоленской области с 2002 по 2009 гг. Обвинения: коррупция, хищение государственных средств, злоупотребление должностными полномочиями, дело группы кампаний «Сумма». Приговор: 13 лет лишения свободы (2020 год).
Рауф Арашуков, сенатор от Карачаево-Черкесской Республики с 2016 по 2019 гг. Обвинения: организация преступного сообщества, коррупция, убийства. Приговор: 25 лет лишения свободы (2021 год).
Игорь Пушкарев, сенатор от Приморского края с 2004 по 2008 гг. Обвинения: злоупотребление должностными полномочиями, коррупция. Приговор: 5 лет лишения свободы (2018 год).
Андрей Вихарев, сенатор от Курганской области с 2001 по 2004 гг. Обвинения: коррупция, незаконное обогащение. Отстранен от должности, данных о приговоре пока нет.
Константин Цыбко, сенатор от Челябинской области с 2010 по 2015 гг. Обвинения: коррупция, растрата бюджетных средств. Полномочия аннулированы. Данных о приговоре пока нет.
Виталий Богданов, сенатор от Курской области с 2006 по 2018 гг. Обвинения: в 2020 году расследовали уголовные дела, связанные с финансовыми махинациями. Полномочия аннулированы, данных о приговоре пока нет.
Дмитрий Савельев, сенатор от Тульской области с 2016 по 2024 гг. Обвинения: подозревается в организации заказного убийства предпринимателя Ионова. Информация об этом уголовном деле отсутствует в открытых источниках, но его лишили неприкосновенности.
Дмитрий Кривицкий, сенатор от Новгородской области 2011 по 2016 гг. Обвинения: в 2017 году он оказался фигурантом уголовного дела, связанного с хищением средств на государственных контрактах, мошенничеством и злоупотреблением должностными полномочиями. Находится в международном розыске.
Сергей Пугачев, сенатор от Республики Тыва с 2001 по 2011 гг. Обвинялся в хищении средств из «РусНефти» и других государственных компаний, а также в растрате, мошенничестве и неуплате долгов в размере миллиардов рублей. Находится в международном розыске.
Леонид Лебедев, сенатор от Чувашской Республики с 2011 по 2015 гг. Обвинения: являлся фигурантом уголовного дела, связанного с финансовыми преступлениями, в том числе, с незаконными банковскими операциями и махинациями с государственными средствами. Находится в федеральном розыске.
Вячеслав Дерев, сенатор от Карачаево-Черкесской Республики с 2011 по 2016 гг. Арестован в 2020 году по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Обвиняется в хищении средств из крупных коммерческих проектов, а также в незаконных схемах с земельными участками. Находится под стражей.
Левон Чяхмахчян, сенатор от Республики Калмыкия с 2004 по 2006 гг. В 2019 году стал фигурантом уголовного дела, связанного с крупной коррупцией и хищением бюджетных средств. В 2020 году был арестован по обвинению в злоупотреблениях на посту сенатора и других государственных должностях.
Александр Сабадаш, сенатор от Ненецкого автономного округа с 2003 по 2006 гг. Был арестован по обвинению в финансовых махинациях, а также в коррупционных схемах с государственными контрактами, связанными с его деятельностью в местном правительстве. Находился под следствием, был отстранен от должности сенатора в связи с возбуждением уголовного дела.
Давлетхан Алиханов, сенатор от Республики Карелия с марта по сентябрь 2010 г. Стал фигурантом коррупционного скандала, связанного с его работой в госструктурах. В 2019 году был выпущен на свободу в связи с истечением срока отбывания наказания.
Сергей Попельнюков, сенатор от Белгородской области с 2003 по 2006 гг. Обвинения: оказался в центре расследования по делу о незаконных финансовых операциях, мошенничестве и коррупции в сфере госзакупок. Его полномочия были аннулированы после возбуждения уголовного дела. Находится под следствием, не пока не осужден.
Ирина Петина, сенатор от Рязанской области с 2020 по 2022 гг. Обвинения: была фигуранткой коррупционных скандалов, связанных с ее деятельностью в органах местного самоуправления – при распределении бюджетных средств. Была лишена полномочий после возбуждения уголовного дела. 13 июля 2023 года задержана вместе с бывшим заместителем губернатора Рязанской области Игорем Грековым – по подозрению в получении взятки.
Борис Шпигель, сенатор от Пензенской области с 2003 по 2013 гг. 25 января 2024 года приговорён судом к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере 450 млн рублей – по делу о даче взятки. 5 ноября того же года освобождён от отбывания наказания в связи с тяжёлым состоянием здоровья.
С.П. ОБУХОВ:
Замечу, что теперь на заседаниях Совета Федерации задерживают только убийц, что весьма показательно. Поскольку, если сенатор, например, просто проворовался, то процедура отстранения его от должности совсем иная. Напомню, что буквально все сенаторы – фигуранты уголовных дел, являются исключительно членами партии «Единая Россия», что лишний раз подтверждает – сегодняшняя политическая система в стране серьезно больна. А, якобы, конкурентные выборные процедуры, которые существуют в современной России, де-факто являются простыми назначениями нужных людей, но с помощью элементов формального голосования. Поэтому и нынешние выборы в нашей стране абсолютно не гарантируют гражданам Российской Федерации, что в высшем представительном органе власти, не будет, например, скопища «убийц, воров, коррупционеров и мошенников». Свидетельство чему – приведенный выше список сенаторов, привлеченных к уголовной ответственности.
Другими словами, мы видим, что фильтров, способных отсекать от власти недостойных, сегодня нет. Хотя ключевой фильтр давно известен – это честные, справедливые и конкурентные выборы. И чем меньше зона реализации подобных выборов, тем чаще будут проникать во власть всевозможного рода воры, убийцы и прочие потенциальные преступники, обладающие мандатами сенаторов.
И очень хорошо, что правоохранительная система сегодня проводит хоть какую-то реальную чистку кадров. Мы ясно видим это на примере Совета Федерации. Разумеется, было бы еще лучше – не пускать потенциальных уголовников во власть. Поскольку многие из сенаторов-правонарушителей были привлечены к уголовной ответственности и осуждены не во время работы в Совете Федерации, а именно за дела, совершенные ими ранее.
Мы ясно видим сегодня, как под лозунгами «доверия к президенту» и «не раскачивания лодки», в Совет Федерации было избрано немалое количество, скажем так, «сомнительных личностей», что лишний раз свидетельствует не только о кризисе избирательной системы, но и о кризисе самого Совета Федерации.
ВЕДУЩИЙ:
Сергей Павлович, хотелось бы повернуть вопрос несколько в другую плоскость. Возьмем, к примеру, Курскую область, где сейчас новый руководитель – ваш бывший коллега по парламенту Александр Хинштейн. Едва став «врио губернатора», он тут же добился ареста бывшего заместителя гендиректора Корпорации развития Курской области Игоря Грабина. По версии следствия, чиновник необоснованно расходовал средства, выделенные на строительство фортификационных сооружений в области. И куряне, знакомые с обстановкой, ждут новых арестов. Но вот что меня лично больше всего поражает в этой ситуации? Казалось бы, СВО должна была очистить «систему власти» от подобного рода чиновников-хапуг, хоть как-то сплотить ее. А ничего этого не получилось. Или все же получилось, и я не прав?
С.П. ОБУХОВ:
Лично я не вижу масштабной «чистки системы». Достаточно вспомнить только экс-премьера страны Касьянова, сбежавшего на Запад. Или четырех, если не ошибаюсь, вице-премьеров, последовавших за ним. Последним был, по-моему, господин Акимов, сбежавший с «Почты России» с просто безумными денежными «парашютами». Но ведь всех этих чиновников назначал именно президент своим указом? Кстати, ретировались на Запад и целых два полпреда президента. А это, как говорится, совсем уже номенклатура главы государства. И еще «утекло» за «бугор» аж 11 министров и заместителей министров федеральных ведомств. То есть целый «выводок», скажем так, высших должностных лиц. Причем, сделали они это практически сразу же после начала СВО, прихватив с собой огромные денежные средства. Хочется надеяться, что «исход» этот закончился, но, как говорится, поживем – увидим…
Именно поэтому политическая система нашей страны остро нуждается, прежде всего, в реальной конкурентности на выборах. И как только она появится, сразу же резко снизится коррупционная составляющая. Заметно уменьшится риск неэффективных решений, поскольку избранные на конкретную чиновничью должность будут знать, что им буквально в затылок дышат оппоненты, и они могут быть переизбраны в любой момент.
ВЕДУЩИЙ:
Сергей Павлович, согласитесь, что нам сегодня как никогда ранее нужна новая политическая элита. Об этом говорил и сам Владимир Владимирович Путин не так давно. После чего «Единая Россия» призвала в свои ряды героев СВО, а точнее – в органы власти. Но есть опасение, что «система» либо «перемелет» таких героев, либо «сломает» их, либо отвергнет, в конце концов. Как Вы думаете на этот счет?
С.П. ОБУХОВ:
По-моему, здесь несколько уровней одной проблемы. В качестве кого привлекают сегодня героев СВО? В качестве декоративного элемента. Посидеть, например, в президиуме или в органах представительной власти. Или предлагают должность в местной администрации. Это своего рода, функционал, который, скажем так, позволяет время от времени заниматься управлением.
И это правильно, поскольку и среди представителей власти должны быть герои СВО. Но вы слышали когда-нибудь, чтобы тех же героев назначали в исполнительную власть на должности, где идет распределение ресурсов? Я, например, не слышал.
Поэтому первое мое опасение – все закончится лишь декоративным призывом «посидеть», так сказать, в президиуме. Другими словами, есть у нас в каком-либо местном совете два героя СВО, поочередно меняющих друг друга – вот тебе и ротация. Хотя настоящая ротация элит – это совсем другое.
Какая, например, ротация элит может быть на уровне того же руководства средств массовой информации? Как были при Ельцине кадры, которые руководили электронными средствами массовой информации, начиная от господина Эрнста с Первого канала, и заканчивая Добродеевым с РТР, так они и остались. Весь этот «ельцинский выводок» и сегодня продолжает руководить российскими средствами массовой информации – со всеми издержками и изъянами. И героев СВО в их руководстве нет и в помине.
Или другое. Как была, например, финансовая система с «ельцинскими выкормышами», так она и осталась. И никаких героев СВО к ней и близко не подпустят. Кстати, банки за период СВО заработали сверхприбыль размером примерно в 4,8 триллиона рублей. Словом, «кому война, а кому – мать родна».
А взять руководство реальным производством? Нет героев СВО и в этой сфере. Зато есть элиты, нисколько не отражающие «глубинную» Россию, зато являющиеся распорядителями как корпоративной, так и государственной собственности. Как была она в руках «ельцинских кланов», так и осталась.
Поэтому никакой реальной «смены элит» у нас не происходит. Скорее, все это – лишь очередная пиар-кампания.
ВЕДУЩИЙ:
Сергей Павлович, на днях состоялся очередной съезд партии «Единая Россия», а до этого глава ее Генсовета Якушев выступил с программной статьей, в которой сравнил партию с арматурой, скрепляющей политическое пространство страны. Согласитесь, метафора довольно сомнительная. Поскольку арматура бывает разного качества. Может и прогнить, в конце концов. Насколько «Единая Россия», по-Вашему, является своеобразной «скрепой» нашей страны?
С.П. ОБУХОВ:
Лично я выступаю за то, чтобы «Единая Россия» стала по-настоящему полноценной партией, с которой можно дискутировать, и, в определенной степени, находить даже какие-либо точки соприкосновения. А сегодня эта партия, во многом, является лишь декоративным представителем воли чиновничьего аппарата. И потому оппозиционным партиям, и прежде всего, КПРФ, приходится не напрямую договориться с «Единой Россией», а контактировать иногда с теми, кто фактически определяет те или иные действия исполнительной власти. Например, с руководством Управления внутренней политики президентской администрации.
Поскольку политики, стоящие во главе различных структур «Единой России», сами по себе не субъектны. Получив какое-либо предложение от других политических партий, они тут же бегут советоваться – сами понимаете, куда. Словом, никаких политических решений самостоятельно они не принимают.
У Ленина есть хорошее определение сути политического режима в предоктябрьской царской России – «Самодержавие, обитое досками парламентаризма». Владимир Ильич, в данном случае, говорил про Государственную Думу, которая не меняла сути самодержавия. Так и у нас сегодня, по сути дела, есть самоуправство, бесконтрольность бюрократического аппарата, чиновничества, которое обито как бы «политическими досками» под названием «Единая Россия». А если макияж спадет, то станет видно, кто и где принимает реальные политические решения. Разумеется, речь в этом случае вовсе не о «Единой России», у которой напрочь отсутствует субъектность.
ВЕДУЩИЙ:
Понятно. Спасибо большое, Сергей Павлович, за Вашу экспертную оценку.