Имперский сегмент "рассерженных патриотов" попал под уголовную профилактику.
Соратники лидера «Клуба рассерженных патриотов» (КРП) Игоря Стрелкова удалили на своих ресурсах и копии материалов его дела, и ряд жестких высказываний. Вычищено то, что можно было бы интерпретировать как доказательства существования организованной группы. Стрелкову пока вменяют ч. 2 ст. 280 УК, то есть публичные призывы через интернет. В его поддержку объявлена политическая кампания, но власти, похоже, готовы завершить разгром условно имперского сегмента ультрапатриотов.
Статья 280 УК предусматривает пять лет в качестве максимального срока лишения свободы, это и есть вторая часть статьи. Однако если к Стрелкову применят ст. 282.1, о чем появилась первоначальная информация, то там и срок будет в два раза больше, и парадигма дела будет совсем иная.
Напомним, что сейчас лидера КРП обвиняют за то, что осенью прошлого года он страстно прокомментировал обращение мобилизованных военнослужащих к руководству Минобороны. Они жаловались на плохие условия пребывания на фронте и отсутствие многого из необходимого и даже обещанного снаряжения. Тот факт, что следственному управлению ФСБ, которым и возбуждено ныне данное дело, для реакции понадобилось столько времени, скорее всего говорит об использовании этого высказывания в виде всего лишь повода.
Соратники Стрелкова срочно потерли в его Telegram‑канале и на своих ресурсах все посты, которые так или иначе можно было бы интерпретировать как свидетельство об организованной группе экстремистов. Например, копию ходатайства следователя о назначении ареста подозреваемому, где проговаривалась фабула дела. Однако если часть соратников оперативно отказалась от привязки себя к КРП, то другие, наоборот, стали выходить с указанием – КРП(б). Судя по всему, среди стрелковцев начались разногласия по поводку дальнейших действий, а это значит, что обещания устроить в защиту своего лидера широкую политическую кампанию могут и не сбыться.
Что же касается власти, то условный имперский сектор «рассерженных патриотов» там, видимо, решили зачищать основательно. Сторонники владельца ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, с одной стороны, купированы в интернете, а с другой – именно человек из их рядов и написал заявление на Стрелкова. Это значит, что тут трудно будет действовать солидарно. Стрелковская же группировка будет выбиваться отдельными «административками» по дискредитации армии, которые при необходимости легко будет поднимать уже и до уголовных дел.
Весь вопрос в том, закончится ли уголовная профилактика на «белом» сегменте ультрапатриотов или потом она перейдет в «красный» сектор. После чего уже станет понятно, кому патриотическую часть общества, так сказать, передадут: это могут быть или некое движение проверенных военкоров, или, наверное, одна из парламентских партий, скорее всего ЛДПР.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что у происходящего есть несколько версий: «Понятно, что формальный повод для преследования один, а подспудный реальный – другой. На самом деле Стрелков совершал прямые выпады против Верховного главнокомандующего. И ему показали, что никакие былые заслуги роли не играют. Ведь это с виду абсурдно, что человек, признанный Гаагским трибуналом виновным в том, что отстаивал интересы РФ, вдруг в России оказался в заключении. Понятно, что это решение политическое и что судья вряд ли имел здесь свободу рук». Он считает, что все-таки пока это лишь «профилактирование» всего поля «рассерженных патриотов» с назиданием, что критика первого лица, да еще на старте президентской кампании недопустима. А по сути, она, конечно, болезненна для власти. «На самом деле такие шаги власти для легитимости СВО нехороши, видно, что система негибкая. Стрелков, к примеру, давал объективные оценки ходу боевых действий – и его прогнозы оправдывались. От этого образуется еще одна полость в рейтинге, когда он вроде бы и высокий, но в нем есть пустоты», – подчеркнул Обухов. По его мнению, его партия тоже находится под ударом, он обратил внимание, что отдельных активистов преследуют по всей стране, а сейчас особенно на Дальнем Востоке. «У нас уже почти 40 погибших добровольцев – членов партии в ходе СВО. Но даже это не волнует власть», – посетовал он. При этом Обухов отметил, что хотя пока репрессии точечные, они в любой момент могут превратиться в массовые, а предсказать предпосылки к ним практически нереально: «У нас после выборов в Мосгордуму, когда мы набрали значительный результат, "зачистили" и репрессировали практически весь протестный актив МГК КПРФ. Что власть сейчас посчитает крайними мерами, совсем не понятно», – отметил он.