Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Секретарь Московского обкома КПРФ К.Н. Черемисов: Борьба с бедностью и ее перспективы

2022-09-30 00:35
Константин Черемисов Зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ, полковник запаса

По данным Росстата, во втором квартале 2022 года число живущих за чертой бедности россиян сократилось до 17,6 млн. человек (12,1% населения). Граница бедности во втором квартале 2022 года составила 13 813 рублей. В первом квартале их было 20,9 млн. (14,3% населения).

Таким образом, поставленная президентом задача снизить в текущем году уровень бедности россиян и неравенство населения по доходам вроде как выполнена.

Но, очевидно, что немного больше 13 813 рублей – это та же нищета. По данным экспертов, для того чтобы человек чувствовал себя нормально, надо иметь доход 30–35 тыс. рублей. Но партия власти блокирует все законодательные инициативы по повышению прожиточного минимума.

Реальность такова, что большинство россиян становится все беднее. Это видно, например, по доле расходов на питание. В июле эта доля опять выросла и достигла уже 31%. Показатель этот рос все летние недели. Это видно по колоссальному росту смертности. Только с начала 2022 года «естественная убыль населения» превысила 383 тыс. человек – больше, чем за весь 2019 год. Это видно по росту бездомных. Руководитель московской «Ночлежки» Д.Байбакова говорит, что все больше приходит тех, кто оказался на улице совсем недавно. В июле и августе в «Ночлежку» впервые обратились за помощью 706 человек – рекордное для организации число. А за последние полгода число бездомных, обращающихся в «Ночлежку», выросло на 20–40%%.

В Московской области, по предварительным данным Росстата, более половины населения (54%) имеют доход менее 45 тыс. в месяц. Более четверти населения (26,7%) – менее 27 тыс. Доход до 19 тыс у 13,2% жителей Подмосковья. А 6% жителей имеют доход ниже величины прожиточного минимума.

Резко выросла задолженность по зарплатам. На 1 сентября в области она составила 30698 тыс. рублей, рост к предыдущему месяцу составил 73,6 раз!

И все это на фоне постоянного роста цен на самые необходимые продукты питания. А тут нас еще ожидает индексация тарифов на ЖКУ. Правительство решило приблизить этот срок, передвинув дату с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. Как сообщило Минэкономики, рост тарифов составит в среднем 9%. Это станет уже вторым их увеличением в этом году – после июльской индексации на 4%.

В этих условиях, в рамках борьбы с бедностью, Министерство труда и социальной защиты вышло с предложением увеличить в 2023 году МРОТ до 16 тысяч 242 рублей, а прожиточный минимум – до 14 тысяч 375 рублей. В реальности это означает прибавку в 838 рублей.

Очевидно, что это имитация борьбы с бедностью. Как отметил директор института социально–экономических исследований финансового университета при правительстве РФ А.Зубец, «мы живем в рамках рыночной экономики с 1991 года, ни у одного органа власти на сегодняшний день нет задачи повышения уровня жизни населения… Если вы возьмете закон о правительстве РФ, вы не найдете там задачи по борьбе с бедностью… В указе о национальных целях развития, требование, чтобы доходы населения и пенсии росли не ниже, чем инфляция. Вот это единственное реальное требование, которое берет на себя правительство, больше у него никаких обязательств перед народными массами просто нет».

Что касается национальных целей развития. В 2018 году была поставлена цель сократить бедность в стране в два раза к 2024 году. В 2020 году сроки отодвинулись, теперь это 2030 год.

В 2018 году в Нижнем Новгороде на совещании по вопросу снижения уровня бедности были обозначены инструменты, с помощью которых будет достигаться эта цель. Инструменты следующие: повышение МРОТ в соответствии с ростом прожиточного минимума; индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы; ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года; индексация социальных выплат и пособий.

Как видно именно тот набор инструментов, который не привел ни к какому результату. Зато какой простор для имитации бурной деятельности (ну и, наверное, для освоения бюджетных средств)!

На совещании были выделены несколько основных этапов работы. «На первом этапе предлагается провести многомерный анализ причин и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявить основные факторы и причины бедности граждан и семей». Т.е. чиновники, несмотря на уже имеющиеся многочисленные исследования, не знали причин бедности. На этом этапе «предстоит выявить долю малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки… Согласно статистике государственная социальная помощь оказывается лишь одному из пяти малоимущих граждан. Это очень низкий показатель и надо разобраться с тем, почему это происходит». Получается, что чиновники знали, что большинство малоимущих помощь не получали. Но не догадывались, что это не из–за того, что люди не хотели помощь, гордо от нее отказывались, а из–за созданных чиновниками препон, которые не каждый смог преодолеть.

«Следующим, очень важным этапом работы является проведение анализа влияния уровня экономического развития регионов на трудовые доходы граждан». В принципе понятно, что чем более экономически развитым является регион, тем выше доходы его населения. Здесь не анализ проводить надо, а ставить конкретные цели. Но если они не поставлены на федеральном уровне, то очевидно, что на региональном их тоже не будет. Какие только цели не ставились в постсоветской России. Но никакой конкретики и отсутствие даже намека на социальную ориентацию экономического развития. Целью экономического развития СССР было максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Это основной экономический закон социализма. Но, конечно, опыт Советского Союза не для нынешней власти. Тогда можно напомнить, что в 1946 году в США были сформулированы Основы стратегии экономического развития. Конгресс США обязал федеральное правительство использовать все имеющиеся у него ресурсы для максимизации трёх переменных: занятости, производства, покупательной способности.

Важным этапом работы по преодолению бедности, по мнению правительства, является «использование всех имеющихся источников информации о денежных доходах и расходах населения, получающего социальную поддержку от государства как в денежной, так и в натуральной форме. Одним из основных инструментов должна быть Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)». По мнению многих экспертов, это не борьба с бедностью, а начало внедрения системы социальных рейтингов, которое приведет к цифровому порабощению.

Взятые на вооружение правительством меры по борьбе с бедностью ни к чему не приведут. И это еще раз доказывает, что такая задача в реальности и не стоит перед ним. 

Давно известно и реальный опыт многих стран доказал, что главным фактором реальной борьбы с бедностью является экономическое развитие страны.

Казалось бы, в современных условиях, когда против России введены беспрецедентные санкции, страна объективными условиями поставлена перед необходимостью развивать собственное экономическое производство. И объявленное восемь лет назад импортозамещение могло бы наконец–то заработать.

По словам Г.А.Зюганова, реальная программа импортозамещения должна включать в себя опережающее развитие отечественных высоких технологий и воссоздание индустриальной мощи, которой обладал СССР. Кроме того, нужно восстановить станкостроение и возродить полноценное сельскохозяйственное производство для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Сейчас, например, потребности страны в металлообрабатывающем оборудовании покрываются за счет внутреннего производства всего лишь на 17%. 

А ведь в 1980–е годы среднегодовой выпуск станков равнялся 220 тысяч единиц. 

В 1990 г. СССР находился на 3–м месте в мире по производству станков по обработке металла, древесины и других материалов. Советское станкостроение с точки зрения технологического уровня продукции считалось одним из самых передовых в мире.

В 1970–е годы в стране был налажен выпуск станков с числовым программным управлением (ЧПУ). К моменту распада Союза треть советских станков была с ЧПУ. К началу 1990–х годов десятки тысяч советских станков с ЧПУ работали за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Японии.

По оценке член–корреспондента Российской инженерной академии Н.Юденкова, «Станкостроение России продолжает стагнировать, остановить этот процесс никто не пытается. По выпуску станков мы позади Дании и Румынии».

В 2020 году была принята «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года». По всей видимости осторожность составителей документа заставила их определять эффективность реализации стратегии в рублях, а не в натуральных объемах. Так, если в 2019 году объем российского производства станкоинструментальной продукции составил по базовому сценарию 32,8 млрд. рублей, то в 2035 году объем составит 79,5 млрд. рублей. И что из этого понятно?

Понятно только то, что очередная Стратегия не способна изменить ситуацию. Как и «План мероприятий по импортозамещению в станкостроительной промышленности» (утвержден 28 июня 2021 года), который, как подчеркнул проф. В.Ю.Катасонов, «и не претендует на то,  чтобы стать планом возрождения отечественного станкостроения».

В первую очередь, потому что «так называемое «импортозамещение» превращается в пшик, если оно не вписывается в понятную и хорошо проработанную стратегию экономического развития Российской Федерации. А таковой стратегии, увы, как не было, так и нет».

А о какой стратегии развития может вообще идти речь, о каком суверенном производстве, если действия правительства подчас не просто не укладываются в голове, а вызывают подозрения в антигосударственной деятельности.

25 августа агентство «Ассошиэйтед Пресс» (AP) опубликовало статью «Six months into war, Russian goods still flowing to US» («Шесть месяцев войны, а российские товары все еще идут в США»). На основе данных статистических и таможенных служб США дается подробная информация по отдельным группам товаров, поступивших из России в США в период с 24 февраля по 12 августа. Наибольшее количество партий товаров – «Лес и древесина». Всего 1294 партии весом 96,1 тыс. тонн. «Металлы» (черные металлы, алюминий, титан, стальная пудра и др.) – 909 партий весом 264,44 млн. тонн. На третьем месте товарная группа «Продовольствие» – 341 партия весом 9,97 тыс. тонн. 

Россия является ключевым экспортером в США таких стратегических металлов, как алюминий, сталь и титан.

Проф. В.Ю.Катасонов приводит следующие данные: «с января по июль текущего года в Россию было экспортировано американских товаров на общую сумму в 1,30 млрд. долларов. Импорт из России в США оценивается за этот период в 11,64 млрд. долларов. Наши поставки за океан превышают наши закупки из–за океана почти в 9 раз!». И делает вывод «Строго говоря, поставки российских товаров за океан нельзя даже назвать «торговлей». Правильнее это назвать «помощью» врагу. Почему? Да потому что те миллиарды долларов, которые Россия сегодня получает от США, она истратить на закупки необходимых ей товаров не может».

Это еще одно доказательство того, что даже намеков на изменение социально–экономического курса в проводимой правительством политики нет. А значит проблема бедности с этим правительством своего решения не дождется.

КПРФ предложила антикризисную программу «Двадцать неотложных мер для преображения России», реализация которой позволит в кротчайшие сроки решить острейшие социально–экономических проблемы нашей страны.

Сегодня все большее число наших сограждан понимает, что только суверенный путь социально–экономического возрождения позволит России победить своих врагов, обеспечить достойную жизнь своих граждан. Встать на путь социалистического созидания, путь справедливости, достоинства и гуманизма.