У В.И. Ленина в его знаменитой характеристике революционной ситуации есть один примечательный тезис, заслуживающий в сегодняшней России особого внимания. Он касается значительного повышения «активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами» к самостоятельному историческому выступлению». Ну, историческое выступление ещё впереди, а вот «верхи» в условиях пандемии коронавируса действительно влияют на активность масс.
ЭТО ВЛИЯНИЕ, как и всё на свете, внутренне противоречиво. Коронавирус явно подыграл «верхам», нагло отказавшимся от предусмотренного Конституцией РФ всенародного референдума, и помогает им улизнуть от некоего «всеобщего голосования». Из-за нашествия слишком нетипичной пневмонии вместо массовых митингов негодования пришлось гражданам отправиться в квартиры на самоизоляцию. Какой замечательный подарок Кремлю от взбунтовавшейся природы!
И всё же едва ли следует ВВП писать благодарственное послание коронованному вирусу. Пусть и с учётом того, что Кремлю и его главному обитателю голосование по конституционным поправкам абсолютно не нужно. Ведь «верхи» не могут даже определиться, выгодна ли им массовая явка граждан к урнам в случае проведения этого ничего не решающего голосования. В самом деле, чем больше людей придёт на избирательные участки, тем выше будет процент голосующих против поправок в Основной Закон. Но Кремлю не выгодна и низкая явка избирателей: тогда и страна, и весь мир признают ущербной легитимность и подремонтированной Конституции РФ, и её публичного инициатора. Значит, какой вариант выгоден? Правильно, не проводить никакого голосования.
Поэтому заинтересованный (он сам в этом признался) президент с опечаленным видом, но с явным внутренним удовлетворением уведомил соотечественников, что голосование переносится на неопределённый срок. А там, глядишь, «по заявкам трудящихся» можно будет отменить его совсем. А «трудящиеся» найдутся. Уже прокукарекали некоторые якобы оппозиционные персоны, выступившие с «решительным требованием» к президенту ни в коем случае не проводить голосование. Им сразу же объяснили, что кукарекать пока рано: ещё не рассвело, да и коронавирус ещё не выдохся. А впрочем, симуляционный характер голосования очевиден и сегодня. После подогнанного под желание его некоронованного величества (не путать с имеющим корону вирусом) законодательства нынешний ремонт Конституции юридически уже завершён. И этого никто не ставит под сомнение. По компетентным заявлениям юристов, законодателей и прочих говорящих голов, назначавшееся на 22 апреля 2020 года голосование в действительности представляло социологический опрос.
Ну, а если это социологический опрос, то его проведение лучше доверять социологам. Они как-никак учёные, владеют научно обоснованными методиками и стараются блюсти свою научную физиономию. Про Центризбирком что-либо подобное сказать очень рискованно. Например, как найти не только научное обоснование, но хотя бы крупицу здравого смысла в заявлении председателя ЦИК о том, что голосование по поправкам в Конституцию ни в коем случае нельзя проводить в единый день голосования.
Чтобы снизить влияние коронавируса на результаты социологического опроса авторитетная социологическая служба «Левада-центр» провела его ещё до массовой самоизоляции граждан, имеющих право голоса. Выборка была репрезентативной. Анкеты никто не вбрасывал, «каруселей» не применялось, итоговые протоколы по два-три раза не переписывались. В общем, результатам опроса (голосования) можно доверять.
Социологи справедливо решили, что ключевой в длинном перечне конституционных и неконституционных (не соответствующих канонам и уровню Основного Закона) поправок является та, которая предусматривает обнуление всех прежних лет президентского правления и президентских дел В.В. Путина, так как она создаёт абстрактную возможность пребывания Владимира Владимировича на президентском посту до 2036 года. Эта поправка замечательна тем, что, случись подобное развитие событий, ВВП окажется рядышком с Петром I Великим: из всей династии Романовых только первому российскому императору довелось монаршествовать более 36 годиков.
Поставив эту поправку в центр опроса, социологи «Левада-центра» получили следующие результаты. Вводимую в Конституцию РФ норму, которая позволяет В.В. Путину после 2024 года избраться на президентский пост ещё на два срока, одобряют 48% опрошенных, не одобряют – 47%. Представьте, что такие цифры даст социологический опрос, который сейчас величается голосованием. Это же будет конституционная катастрофа.
Между тем учёные выяснили, что и после 2024 года Путина хотели бы иметь на посту президента 46% респондентов (против 54% в июле 2019 года). Целых 46% или только 46%, если, во-первых, это меньше половины, во-вторых, не хотели бы его видеть главой государства 40%?
Социологи не ограничились сухими цифрами, они попытались исследовать и эмоции. У 23% россиян принятие «терешковской» поправки об обнулении сроков не вызвало никаких особых чувств, 20% испытали возмущение, 19% – надежду. В целом позитивные эмоции (удовлетворение и надежду) выразил 31% опрошенных, негативные (недоумение и возмущение) – 36%.
В общем данные опроса-голосования подсчитаны и обнародованы, теперь их было бы разумно подписать председателю Центральной избирательной комиссии РФ неподкупной Элле Александровне Памфиловой…
НО У ПАЛКИ коронавируса есть и другой, не менее серьёзный конец. «Верхи» вынуждены в последнее время постоянно обращаться к массам, побуждать их к определённым действиям. Сначала к этому подталкивала задуманная Кремлём операция по латанию Конституции. Причём процесс шёл по нарастающей. До «терешковской» инициативы все политические структуры, каждая по своим причинам, реагировали на этот ремонт вяло. Идея обнуления прежних президентских сроков Путина всколыхнула общество. Но в Госдуме только депутаты-коммунисты проголосовали против этой наглой поправки. Такое голосование совпало с настроением масс. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать переполнившие интернет анекдоты.
«– Говорят, человек в жёлтом в скафандре, который посетил инфекционную больницу в Подмосковье, был вовсе не Путин, а его двойник.
– Нет, двойник был бы без скафандра, потому что для Вовы одним двойником больше, одним меньше…»
«– Президент выглядит таким усталым, таким заработавшимся…
– Предлагаю ему поехать отдохнуть в Италию».
«Из дневника пациента Коммунарки: «Просыпаюсь. Надо мной лица Путина и Пескова. Всё, думаю, в ад попал. Но пронесло. Только белье поменяли».
«– Видел обращение Путина?
– В кого?!»
«– Что вы скажете по поводу выступления Путина о мерах поддержки населения, связанных с карантином?
– Под угрозой вымирания дойного стада пастухи вспомнили, что стадо иногда надо подкармливать».
«– Давайте, я вам недельку отдыха за счёт хозяев, а вы мне вечную власть. Идёт?
– Подумать надо».
Здесь из анекдотов отобраны самые нежные и безобидные. И всего за один день.
Только власть начала подводить народ к последнему, коронному акту сочинённой ею трагикомедии, как инициативу перехватил коронавирус. И снова Кремлю пришлось обращаться к массам, побуждать их к определённым действиям, призывать к самоизоляции. Некоторые аналитики, в том числе в наших рядах, говорят, что в условиях пандемии «верхи» приучат массы подчиняться своим распоряжениям и рекомендациям, приучат покорно сидеть дома. Это верно: сидеть дома приходится. Только ведёт ли это к покорности?! Скорее порождает недоверие, недовольство, протест.
Во-первых, людей отрывают от гужевого, будничного бытия. А новая ситуация обычно заставляет думать. Тем более, что она напичкана изобилием проблем. Над большинством пролетариев как физического, так и умственного труда нависла угроза остаться без работы. Чтобы рассеять иллюзии насчёт благодушия самоизолировавшихся, полезно познакомиться с некоторыми результатами социологического исследования, которое уже во время диктатуры не только капитала, но и коронавируса было проведено научно-техническим центром «Перспектива» по заказу страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Его результаты ошарашивают.
Почти две трети россиян (63,6%) вообще не имеют накоплений, а большинству из тех, у кого они все-таки есть, хватит их в случае внезапной потери ежемесячных доходов в лучшем случае на полгода. 34,6% респондентов признались, что при их месячном доходе им на нормальную жизнь не достаёт значительной суммы.
Социологи поинтересовались: «Как долго семья сможет оплачивать расходы, не занимая денег, в случае потери основного источника дохода?» 42% опрошенных
ответили: «Менее одного месяца». Ещё 26% рассчитывают, что сумеют продержаться от одного до трёх месяцев. А средняя продолжительность поиска нового рабочего места, по данным Росстата, составляла в докризисной ситуации более 8 (восьми!) месяцев.
Нет, самоизоляция в пору коронавируса – это не способ благодушного времяпрепровождения. Большинство соотечественников озабочены: что делать? Пандемия не способствует лёгкому ответу на этот вопрос.
И тогда начинает не давать покоя второй вопрос: кто виноват? Его провоцирует прежде всего посещение, как и предписано «верхами», ближайшего продовольственного магазина. Цены на те же крупы – гречневую и рисовую прежде всего – выросли в полтора-два раза. То же самое в ряде аптечных сетей. Владельцы некоторых компаний уже успели заявить о снижении расценок и повышении норм выработки для «своих» рабочих. Ещё чаще хозяева стали предлагать брать неоплачиваемый отпуск в лучшем случае на месяц-другой, а то и на пять месяцев, до начала осени. И это несмотря на принятый Федеральным собранием закон, по которому зарплата во время самоизоляции сохраняется. Страховщики обратились в правительство с просьбой разрешить им изменить условия страхования с целью повысить прибыльность, хотя она и так у этих компаний превышает все установленные для них ограничения. Авиакомпании, пользуясь экстремальной ситуацией, резко задрали цены на свои услуги. В то же время используют всяческие лазейки, чтобы не возвращать деньги за билеты, которые пассажиры не смогут использовать из-за коронавируса. Впрочем. жадность капитала –это его фирменное качество.
Но самоизоляция стимулирует многих соотечественников задуматься об общественно-политическом источнике повседневных невзгод трудового народа. Как можно рассчитывать на разумную поддержку властей тем миллионам, которые живут на грани нищеты и бедности, если «верхи» не имеют даже приблизительного представления о реальном жизненном уровне россиян. Эту горькую истину убедительно продемонстрировал глава государства. В недавнем интервью ТАСС он изрёк: «По методике Всемирного банка к среднему классу относятся люди, доходы которых в полтора раза больше минимального размера оплаты труда. У нас таких достаточно много, уверенно свыше 70%». При этом президент РФ напомнил, что средняя зарплата в России гораздо выше МРОТ, который составлял в 2019 году 11,28 тыс. рублей. Более того, величайший знаток народной жизни России утверждал, что доход в 17 тысяч рублей – это тот порог, перешагнув который россиянин попадает в «средний класс».
Обратимся, однако, к результатам социологического исследования, проведённого научно-техническим центром «Перспектива». Исследователи установили: большая часть респондентов (56,8%) имеет доход до 25 тысяч рублей (кстати, аналогичные результаты были получены и «Левада-центром»). В то же время считают достаточным для нормальной жизни доход до 15 тысяч рублей на душу населения 2,6%, а 16–30 тысяч рублей 21,1%. И эта четверть опрошенных – люди с самыми скромными претензиями. Оспаривать их было бы бесчестно, так как 60% всех опрошенных россиян жалуются, что им не хватает денег от зарплаты до зарплаты.
Официальная пропаганда сейчас поёт дифирамбы власти по поводу объявленной президентом поддержки бедных и нищих, многодетных и безработных. Но это всё – по преимуществу пустозвонство. Не случайно же руководитель «Левада-центра» Л. Гудков, которого никак не зачислишь в противники буржуазного строя, утверждает: «Заявления о социальной поддержке не играют роли – падение очень серьёзное. Люди перестают верить, что руководство страны сможет что-то для них сделать».
Коронавирус увеличивает пропасть между «низами» и «верхами» российского общества. Вот осторожные проявления расширения этой полыньи: по данным «Левада-центра», уровень одобрения президентской деятельности Путина с февраля по март, то есть за стартовый месяц диктатуры коронавируса, снизился с 69 до 63%, а доверие к нему как политику, по данным ВЦИОМ, за последнюю мартовскую неделю уменьшилось с 71,5 до 68,4%.
Процесс идёт. Кризис «верхов» продолжается. Обнуление президентских сроков Путина – убедительное подтверждение тому, что «верхи» не могут управлять по-старому. И дело тут не только в непомерной жажде власти, безусловно присущей нынешнему главному кремлёвскому квартиранту. Его поддержал крупный капитал, который тоже спешит максимально узаконить возросший масштаб своей диктатуры. Конституционные поправки (те, которые соответствуют стандартам Основного Закона, а не всякое прочее пускание пыли в глаза народа) закрепили в основном то, что в реальности уже существовало. Значит, «верхи» будут стремиться продолжить расширение своей диктатуры и дальше.
Что касается коронавируса, то пока он лишь обостряет «кризис верхов». 30 марта 2020 года вышел указ президента РФ об очередном призыве в Вооружённые силы с 1 апреля с. г. Даже прозвучало вроде бы солидное его обоснование: отсрочка призыва равнозначна продлению срока службы нынешних военнослужащих до полутора лет, что является нарушением закона. Однако через некоторое время в министерстве обороны принимается решение начать призыв с 25 мая. При этом министр сообщил, что новобранцы пройдут двухнедельный карантин по прибытию в воинские части. В результате может случиться, что и нынешний весенний призыв не отменён, и тем, кто был призван прошлой весной, придётся служить полтора года.
Если, конечно, не помешает коронавирус. Вернее: осознание рабочим классом и всеми трудящимися в пору этой народной беды своих истинных супостатов – кровососов от капитала.