В субботу, 14 марта 2020 года, Владимир Путин подписал закон о поправках в Конституцию, позволяющих обнулить его президентские сроки и позволяющий ему вновь избираться в 2024 году на занимаемый ныне пост. Забавно выглядит та скорость, всего лишь несколько дней, с которой новый закон проскочил черед Госдуму, Совет Федерации и президента, а между тем уже 15 марта к его рассмотрению приступили судьи Конституционного Суда (КС).
Куда
и почему так торопятся эти парубки и дивчины, которые даже и не вспомнили очень
правильную народную мудрость: «Спешка нужна лишь при ловле блох!» Надеюсь, что
хотя бы члены Конституционного Суда, даже если они уже в воскресенье приняли
решение одобрить новый закон, не будут столь же торопкими, как предыдущие
инстанции, и чуть-чуть для солидности задержатся с выражением своей воли, тем
более, что у них на это есть законные семь дней. А то уж «обновлённая Россия» и
без того частенько выступала на мировой арене в роли горохового шута ещё со
времён предыдущего национального лидера – Е(льцина) Б(ориса) Н(иколаевича). А
тут ещё и быстренько тяп-ляп и в дамках.
В
процессе обсуждения нового закона в КС нет сторон - участниц правового спора,
которым необходимо обеспечить гласность и состязательность в открытом судебном
разбирательстве, поэтому он не будет публичным. В случае положительного решения
КС президент издаст указ о проведении общероссийского голосования по поправкам.
Ожидается, что оно пройдет 22 апреля. Отмечу, что серьёзные политологи считают,
что КС, скорее всего, одобрит путинско-терешковские поправки в Основной закон
РФ. Залогом для такого вывода является тот факт, что из 15 судей КС девять
получили назначения при президенте Путине. Конечно, большую роль в этом вопросе
мог бы сыграть председатель КС Валерий Дмитриевич Зорькин. Напомню, что в 1998
году окружением Ельцина была предпринята попытка обнулить его нахождение у
власти. Но тогда Конституционный суд не дал на это своё согласие. Как тогда
говорили, большую роль в этом сыграла отрицательная позиция тогдашнего
председателя КС Марата Викторовича Баглая. Сможет ли Валерий Зорькин быть столь
же принципиальным правоведом? Лично я, не уверен! Хотя какие-то предположения
можно сделать, но они будут в обратную сторону.
Напомню,
что 9 октября 2018 года в «Российской газете» была опубликована статья
председателя КС В. Зорькина под весьма пафосным заголовком: «Буква и дух
Конституции», но под вполне рабочим заголовком, к тому же, как бы, под
абсолютно прямо относящимся к нынешнему периоду времени подзаголовком: «Валерий
Зорькин – о тревожных призывах к кардинальным конституционным реформам». Вот
что он считал главным в те дни: «Все мы видим, что Россия сегодня стоит перед
лицом нарастающих внешних вызовов. Нам приходится встречать эти вызовы в
условиях далеко не благополучной социально-экономической ситуации в стране.
Именно по этим причинам мне представляются особенно тревожными вновь
появляющиеся призывы к кардинальным конституционным реформам. Разумеется, у
нашей Конституции есть недостатки. В их числе отсутствие должного баланса в
системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти…
Представления
о том, что путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход
событий в каком-то более правильном направлении, - не просто поверхностны и
недальновидны, но и опасны, поскольку чреваты резкой социально-политической
дестабилизацией. Разговоры о том, что можно изменить структуру жизни с помощью
одних лишь юридических решений - это наивный идеализм, если не что-то худшее...
Это опасно, прежде всего, потому, что Конституция в качестве Основного Закона
одновременно выполняет и важнейшую социально-интегративную функцию. Внутри
страны Конституция - ключевой фактор обеспечения пусть не единодушного, но явно
преобладающего общественного согласия и, значит, социально-политической
стабильности…
Судя
по характеру многочисленных жалоб в Конституционный Суд, - продолжает В.
Зорькин, - в настоящее время главным источником напряженностей в российском
обществе является нерешенность социально-экономических проблем, в том числе
недостаточная защита социальных прав граждан. Социологические исследования
подтверждают, что ожидания и даже требования социальной справедливости выходят
у населения на первый план и что несправедливости в разных сферах жизни
воспринимаются людьми крайне болезненно.
Социальное
напряжение, порождаемое чувством несправедливости, усугубляется естественной
усталостью населения от трех десятилетий реформ, а также беспрецедентным (и
добавлю - неправовым, т.е. противоречащим нормам международного права)
экономическим, и прежде всего санкционным, давлением на Россию со стороны США и
Западной Европы.
Наиболее
болезненно и остро воспринимается обществом крайне несправедливое распределение
бремени проводимых в стране экономических реформ, свидетельством которого в
первую очередь является чрезмерное социальное расслоение. По данным официальной
статистики, децильный коэффициент (отношение доходов 10% наиболее богатых к
доходам 10% наиболее бедных) в России один из самых высоких в мире и
приближается к 17 единицам. По неофициальным авторитетным оценкам, масштабы
социального расслоения в стране еще выше. За чертой бедности находятся свыше 20
млн россиян. (По некоторым данным, эта цифра сегодня несколько снизилась, речь
идёт о 19 с половиной млн россиян – В.С.)…
Последние законодательные решения по пенсионной реформе объективно затрагивают
очень широкий спектр социально-экономических прав малоимущих слоев населения
страны и, как показывают данные социологии, остро воспринимаются как
несправедливые.
Все
это говорит о том, что мы еще далеки от реализации положений статьи 7
Конституции РФ, которая гласит: "Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека". В этой связи должен с
сожалением заметить, что закрепленные здесь (ключевые для конституционного
правопонимания!) понятия "достойная жизнь" и "свободное развитие
человека" еще не получили в нашей стране не только надлежащего
практического воплощения, но и адекватного их значимости теоретического
осмысления.
Конституционный
Суд РФ видит свой вклад в решение этой общей проблемы в последовательной защите
социально-экономических прав граждан, и особенно тех слоев населения, которые
оказались отрезаны от процессов приватизации бывшей советской общенародной
собственности… Проблема социальной справедливости в ее связи с проблемой
политической демократии требует сейчас особого внимания со стороны как научного
сообщества, так и всех ветвей власти. Представляется, что без надлежащего
решения этой проблемы на уровне юридической теории и практики невозможно в
должной мере реализовать правовой потенциал нашей Конституции».
Как
видим, очень обоснованная оценка социально-экономической ситуации в нынешней
России. И вроде бы даже он против каких-либо манипуляций с Основным Законом,
Конституцией России. Но не будем торопиться с выводами. Для В. Зорькина
нынешнего, второго по счёту, этапа председательства в КС, характерна некоторая
неустойчивость во взглядах. Иными словами, сегодня он может сказать что-то
прямо противоположное заявленному вчера, и наоборот.
Так,
в своей статье, опубликованной в «Российской газете» годом раньше, 7 июня 2017
года, под заголовком «Сон права рождает произвол», Валерий Дмитриевич
высказался весьма определённо, хотя и несколько витиевато. Вначале он заявил,
что Конституционный Суд в политике-де не участвует, потом признал. «Витая над
схваткой», Конституционный Суд остаётся частью политической системы, причём
одной из важнейших. Будучи сам органом государственной власти, он в то же время
выступает арбитром между государством, с одной стороны, и гражданским обществом
– с другой. В этом смысле он объективно находится в самом фокусе политики.
Фигурально, его решения – это флажки, за которые не может вырваться
государство. В решениях Конституционного Суда должна сохраняться некая загадка,
намеренная многозначительная недоговорённость, скрывающая многозначность,
которые лишь подчёркивают главное, конституционное содержание, в остальном
оставляя законодателю полную свободу выбора. Это мы называем принципом
«конституционно-правовой сдержанности»…
Иными
словами, Конституционный Суд, если оппозиционное меньшинство Госдумы обратиться
к нему с запросом о конституционности того или иного закона, выдаёт ему
объяснение, которое обеспечивает «законодателю» «полную свободу выбора». С
такой «защитой конституционности», как и в карете прошлого, далеко не уедешь, и
в итоге можно оказаться в каком-то былинном царстве-государстве. И это тем
более может случиться, если учесть, что однажды председатель КС признался в
том, что считает просвещённую конституционную монархию лучшим достижением
человечества.
Иными словами, Конституционный Суд может пойти на поводу у организаторов нынешнего вторжения в Конституцию, но, как говорится, ещё не вечер, народ продолжит борьбу и закончит её своей Победой.