Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Секретарь Московского обкома КПРФ К.Н. Черемисов: Запрос на перемены сохраняется

2020-01-24 12:49
Константин Черемисов, Зам. Председателя Московской областной Думы

Казалось бы, такое, без преувеличения долгожданное для большинства россиян, событие, как отставка асоциального правительства должно было вызвать шквал одобрительных откликов, рост оптимизма, надежды и пр. положительных эмоций. Однако ни среди наших граждан, ни в серьезном экспертном сообществе ничего подобного не наблюдается.

И это неудивительно. Разрушительный социально-экономический курс, целенаправленно проводимый все последние десятилетия, несмотря на дымовую завесу «суверенности» и «патриотизма», становится все более очевидным и неприкрытым. Общество расколото, а недоверие к власти достигло такого уровня, что практически ничего хорошего от любых ее действий люди для себя не ожидают.

Это и понятно, ведь сколько пустых обещаний было сделано за эти годы. Собственно, все послания, заявления, программы были набором обещаний, за которыми не было никакой реальной созидательной работы. При этом экономика все более деградировала, социальная сфера разрушалась, жизнь народа становилась все тяжелей, богатые становились богаче, а бедные – беднее, население России – вымирало и сокращалось.

И никто из правительственных чиновников ни разу не понес никакой ответственности за нереализацию очередных многообещающих указов и планов. Более того, их деятельность, которая приводила к прямо противоположным результатам, всегда оценивалась положительно, а сами они поощрялись либо сохранением должности, либо переводом на другую, не менее высокую, даже если для этого надо было ее придумать.

Поэтому граждане сделали вполне логичный вывод, что все, что происходит в нашей жизни, и есть реальный курс президента, который воплощается в жизнь назначенным им правительством. И в этом смысле от его смены не стоит ожидать особых изменений к лучшему.

Конечно, вызывает не столько недоумение, сколько неприятие выбранная процедура смены правительства. Еще в декабре президент был вполне доволен правительством.

И вдруг в январе, после новогодних праздников, обнаружилось, что в обществе обозначился запрос на перемены (в реальности этот запрос не обозначился, а уже перезрел), и запрос этот правительство Медведева удовлетворить никак не сможет. В этой ситуации было бы естественно указать на это и оправить правительство в отставку. Но был разыгран спектакль. Как справедливо указывают некоторые обозреватели «постановочная отставка правительства без отчета и объяснений – это акт неуважения ко всем гражданам».

Что же касается необходимых перемен, этому было, по-видимому, посвящено президентское послание Федеральному собранию. Было заявлено, что масштабные задачи, стоящие перед страной, требуют качественно нового управления.

Но, что это за задачи? Ничего не сказано было про развитие экономики, новую реиндустриализацию, изменение кредитно–денежной политики, возрождение социальной сферы. Собственно, опять только обещания подкинуть немного денег некоторым социальным группам, причем, что совершенно очевидно, за счет других таких же обездоленных групп. После того, как отобрали деньги у пенсионеров, решили немного дать детям, увеличив материнский капитал. Но, констатируя факт демографических проблем (на самом деле, речь идет уже о демографической катастрофе), власть говорит о чем угодно, только не о реальных причинах, ее породивших. А это, безусловно, проводимый ею социально–экономический курс.

Среди прочих «масштабных» задач – изменение Конституции. Задача эта настолько насущная, что соответствующий законопроект уже внесен, а поправки предполагается принять весной. Такая скорость, в самом деле, заставляет поверить, что это очень важно, по крайней мере, для власти.

О каких изменениях идет речь? На словах – развитие демократии, усиление представительных органов власти.

Но те функции, которыми будет наделена Дума, уже сейчас вполне себе спокойно осуществляются. Какая разница, будет ли ГД «принимать участие в утверждении» главы правительства или «давать согласие» на его назначение? Это все терминологические различия. А смысл в том, что как было, так и будет, что премьера будет выбирать и назначать президент. «Закрепление принципов единой системы публичной власти» больше похоже на ликвидацию местного самоуправления.

В Конституции будет закреплен статус Госсовета, который будет рассматривать вопросы внутренней и внешней политики. Этой несчастной политикой занимаются и правительство, и Совет безопасности, теперь еще и Госсовет. Воистину «у семи нянек, дитя без присмотра». При постоянном росте занимающихся, рассматривающих и контролирующих, внутренняя и внешняя политика все хиреют. Причем никто никакой ответственности не несет.

Общая направленность конституционных изменений, по мнению большинства экспертов, не усиление представительной власти, не становление парламентской республики, а, наоборот, еще большее укрепление президентских полномочий.

Так что все «масштабные» задачи свелись, по существу, к укреплению действующей власти. Но кто, по мнению президента, может решить эти задачи и продемонстрировать качественно новое управление?

Очевидно, новый глава правительства, который до того возглавлял налоговую службу. В самом деле, именно его ведомство демонстрировало в последние годы впечатляющие успехи — вклад налогов в казну растет каждый год, пополняя замороженные кубышки.

Оборотная сторона этих успехов — рост фискальной нагрузки на граждан. За последние пять лет при росте экономики на 3,2% (по официальным данным, которые справедливо ставятся под сомнение), Мишустин добился роста налоговых сборов на 36,5%.

В 2018 году, в преддверии повышения НДС, президент поручил премьер-министру оценить реальную налоговую нагрузку на жителей страны.

Было выяснено, что налоговое бремя на население выросло в разы за несколько лет. Основной скачок был вызван переходом на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. По данным ФНС, в 2013 году граждане заплатили 22 млрд рублей налога на имущество, а в 2017 – практически в семь раз больше – 144,7 млрд. При этом, как выяснилось, кадастровая стоимость зачастую оказывалась выше рыночной, что, вроде бы как не должно было быть.

Несмотря на столь очевидное стремление забрать с населения как можно больше денег, увеличение собираемости налогов объясняли совершенствованием администрирования, внедрением технологий и пр. Но все эти технологии создали массу проблем гражданам, которые стали получать налоговые уведомления на имущество, которым либо никогда не владели, либо характеристики которого совершенно не соответствовали реальности. Единственная закономерность, все налоговые ошибки были только в одну сторону.

С того же 2013 года в 1,6 раза вырос сбор транспортного налога с физических лиц. Сборы составили 127,6 млрд рублей и в 1,2 раза повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд рублей).

В 2019 году повысили НДС, два раза за год поднимались тарифы на ЖКХ, вырос тариф на вывоз твердых бытовых отходов.

По экспертным оценкам, налоговая нагрузка на доходы физических лиц, на малые и средние доходы в России – существенно выше, чем в других странах. Например, необлагаемый налогом годовой доход в Германии составляет, в пересчете, около 50 тыс. руб. в месяц, во Франции – 32 тыс. руб., в Китае – 38 тыс. руб. Если бы у нас ввели шкалу, как во Франции или Китае, то при сегодняшних зарплатах в России было бы освобождено от налога по меньшей мере 60% населения. Средняя семья в Германии платит примерно вдвое меньше налогов, чем у нас.

Современная российская система налогообложения обеспечивает преференциями крупный бизнес, сырьевые компании, а предприятия обрабатывающей промышленности, малый бизнес душит. За 2018 год в России было открыто 290 тыс. 288 предприятий, однако прекратили свою деятельность 622 тыс. 111 компаний. Таким образом, число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. Число закрывшихся юрлиц превысило количество открывшихся в 80 российских регионах.

О каком развитии экономики, росте зарплат при таких условиях может идти речь? И непосредственную роль в удушении экономической жизни в стране сыграл нынешний премьер.

Бедность – одна из острейших российских проблем. Она уже так бьет в глаза, что власть вынуждена ее признать. Новый премьер назвал задачу борьбы с бедностью своим приоритетом. Из его встреч с думскими фракциями, из более ранних интервью становится ясно, что Мишустин против списания долгов россиян по кредитам (что уже стало повсеместным социальным трендом – от Монголии до Нидерландов), против перехода на прогрессивный налог, против снижения ставки подоходного налога для малоимущих.

По его мнению, нужно сделать социальную помощь адресной и рассчитывать ее по домохозяйству: рассчитать федеральную формулу бедности, затем рассчитать ее для каждого региона, а потом довести помощь до конечного потребителя через социальные контракты.

Чтобы точно знать, кому можно помогать, а кто не заслужил помощь, следует внедрить единый реестр населения: «Все домохозяйства в России будут в течение двух лет внесены в информационную систему, и каждый доход будет отслеживаться от начала до конца для предоставления адресной социальной помощи».

Ранее, 18 января 2018 года на IX Гайдаровском форуме, он сделал следующее заявление: «На сегодняшний день у нас есть опыт и инфраструктура, чтобы подойти к налогоплательщику и быть незаметными». Это зловещее заявление показывает не только желание, но и технические возможности тотального контроля над населением.

Представлен состав правительства. Его состав дает возможность с высокой степенью вероятности утверждать, что социально-экономический курс не только не изменится, но станет еще более жестким к гражданам.

В обществе есть запрос на перемены. И этот запрос, в первую очередь, связан с ростом социальной справедливости, решением насущных социально–экономических проблем. Эти задачи могут быть выполнены только при смене курса, что, в свою очередь, может реализовать только правительство народного доверия.