Предлагаем вашему вниманию материал нашего постоянного автора, публициста Александра Трубицына.
Иеремия
Бентам
Одна из икон наших доморощенных либералов
– английский философ конца XVIII – начала XIXвека Иеремия
Бентам.
То время точно определил русский писатель,
речь о котором впереди: «Давно, давно – в XVIII столетии – все умы были
взволнованы теориями общественного устройства; везде спорили о причинах упадка
и благоденствия государств: и на площади, и на университетских диспутах, и в
спальне красавиц, и в комментариях к древним писателям, и на поле битвы. Тогда
один молодой человек в Европе был озарен новою, оригинальною мыслию».
Этот мыслитель – Иеремия Бентам – критиковал теорию общественного
договора Жан-Жака Руссо – как крамольную и возбуждающую дух восстания, ибо там
говорилось об общественных интересах, которые либерал Бентам в корне отрицал.
Признавал он только частные, индивидуальные интересы, и для установления
спокойствия в обществе, справедливости и равенства предлагал свободную торговлю
и ничем не стесняемую конкуренцию. Выступал также за свободу слова, отделение
церкви от государства, женское равноправие, права животных и права
гомосексуалистов.
Как часто бывает у людей, не обладающих системным
мышлением (а Бентам был еще и слегка чудаковат), в его учении зёрна были смешаны
с плевелами, отсутствовала стройная логика и диалектика – за что Маркс со
свойственной ему лапидарностью определил Бентама как «гения буржуазной
глупости».
Владимир
Одоевский
Если сегодня в России мало кто – кроме нескольких
более-менее просвещённых либералов – знает о Бентаме, это вполне естественно.
Но вот то, что князя Владимира Одоевского, последнего потомка Рюриковичей,
блестящего философа, писателя и мыслителя, демократа в лучшем смысле этого
слова, директора Румянцевского музея, одного из основателей русского
музыкознания и русской стенографии, члена-учредителя Русского географического
общества (все его заслуги долго перечислять) – мы знаем в основном по сказкам
«Городок в табакерке» и «Чёрная курица» – это печально…
Приведенные выше строки о Бентаме – это из
великолепного памфлета-антиутопии против идей бентамовского либерализма «Город
без имени».
Одоевский, человек прекрасно образованный и глубоко
понимающий логику и математику (считавший, что «музыка – дочь математики»),
применяет логический приём апагогии, доведения до абсурда, чтобы коротко и
убедительно доказать несостоятельность теории Бентама, которую англосаксы
пропагандировали и распространяли по всему миру.
С гениальным предвидением он описал колонию
последователей учения Бентама – бентамитов – основанную в Северо-Американских
Соединённых Штатах.
Он смоделировал полный цикл реализации и развития идей
либерализма – от процветания и расцвета в начальной фазе – до полной деградации
«города без названия».
Вот как описывает Одоевский расцвет колонии
либералов-бентамитов и основу этого расцвета:
«Эта соседняя колония показалась нам
весьма удобным местом для так называемой эксплуатации; мы завели с нею торговые
сношения, но, руководствуясь словом «польза», мы не считали за нужное щадить наших
соседей; мы задерживали разными хитростями провоз к ним необходимых вещей, а
потом продавали им свои втридорога; многие из пас, оградясь всеми законными
формами, предприняли против соседей весьма удачные банкротства, от которых у
них упали фабрики, что послужило в пользу нашим; мы ссорили наших соседей с
другими колониями, помогали им в этих случаях деньгами, которые, разумеется,
возвращались нам сторицею; мы завлекали их в биржевую игру и посредством
искусных оборотов были постоянно в выигрыше; наши агенты жили у соседей
безвыходно и всеми средствами: лестию, коварством, деньгами, угрозами –
постоянно распространяли нашу монополию. Все наши богатели – колония
процветала».
Перечитайте это гениальное предвидение ещё раз и
внимательно: вся современная политика США и Запада предсказана, вычислена и
описана, исходя из принятой там либеральной теории.
И далее – диалектически вычисленный и предсказанный
финал: «Все
силы дряхлели в человеке. Даже честолюбивые замыслы, которые могли бы в будущем
усилить торговую деятельность, но в настоящем расстраивали выгоды
купцов-правителей, были названы предрассудками. Обман, подлоги, умышленное
банкрутство, полное презрение к достоинству человека, боготворение злата,
угождение самым грубым требованиям плоти – стали делом явным, позволенным,
необходимым. Религия сделалась предметом совершенно посторонним; нравственность
заключилась в подведении исправных итогов; умственные занятия – изыскание
средств обманывать без потери кредита; поэзия – баланс приходорасходной книги;
музыка – однообразная стукотня машин; живопись – черчение моделей. Нечему было
подкрепить, возбудить, утешить человека; негде было ему забыться хоть на мгновение.
Таинственные источники духа иссякли; какая-то жажда томила, – а люди не знали,
как и назвать ее. Общие страдания увеличились».
И сейчас, после ужасающего опыта двух мировых войн, мы
уже понимаем, что это за жажда и томление, что это за деградация нравственности
и духовности, и к чему она приводит…
Мумия
Давайте вспомним, как беснуются и ноют либералы,
требуя захоронить «мумию» Ленина и уничтожить Мавзолей. Конечно же, мы
понимаем, что не в Ленине – лежащем, кстати, ниже поверхности земли, что даже
по суровым мусульманским законам считается захоронением – дело, а в том, что
именно с Мавзолея Сталин провожал уходящих на бой с фашистами красноармейцев,
именно к подножию Мавзолея, на деревянный помост, чтобы не осквернить священную
землю, бросали поверженные фашистские знамёна.
Именно поэтому ненавистен либералам Мавзолей, ставший
символом Победы над фашистами, именно поэтому они закрывают его фанерками и
картонками в День Победы, именно поэтому не на трибуне, а на том месте, где
грудой лежали фашистские знамёна, размещается нынешняя власть.
Но очень интересно, как либералы обходятся с останками
своего идеолога и духовного вождя Иеремии Бентама.
Вот, полюбуйтесь, это мумия того самого Бентама.
Точнее – не мумия, а чучело, в самом прямом смысле: дублёная кожа, набитая
соломой и опилками, со скелетом внутри. Головы нет, вместо неё – болванка с
париком и восковой маской. А настоящая голова – предмет, который виден между
ног чучела, череп со стеклянными глазами, обтянутый потрескавшейся кожей.
Вот она – крупным планом.
Эта мумия сидит в деревянном шкафу с застеклёнными
дверцами в главном здании Университетского колледжа в Лондоне и открыта для
всеобщего обозрения в рабочее время с понедельника по пятницу.
А до передачи колледжу это чучело восемнадцать лет
хранилось дома у доктора Смита, друга Бентама, который, собственно, и сделал
чучело. Время от времени чучело вывозилось, чтобы побывать на вечеринках у
других друзей. Но и сейчас чучело принимает участие в общественной жизни – по
случаю столетия и стопятидесятилетия колледжа оно сидело за столом, где заседал
комитет учебного заведения, напротив ректора.
Кстати, в 70-е годы студенты колледжа украли голову
знаменитого либерала – и потребовали за неё выкуп сто фунтов стерлингов. Но
потом сошлись на десяти.
И вот ведь что интересно: те самые либералы, которые кликушествуют и требуют захоронить Ленина (дескать, от незахороненного все беды), не требуют захоронить Бентама, от которого уж точно – читайте Одоевского! – все беды современного мира, вся агрессивная англосаксонская идеология наживы и торгашества, постоянно толкающая мир к войнам.