Мой материал под заголовком «Жизнь и подвиг писателя Ивана Ефремова», опубликованный на сайте 29 мая, вызвал небольшую, но интересную полемику читателей. Ознакомившись с ней, я понял, что на неё необходимо откликнуться, продолжить разговор, чтобы разъяснить некоторые вопросы. Отсюда и «Продолжение темы».
Очень
хорошо и с любовью к Ивану Антоновичу Ефремову отозвалась о его творчестве
Людмила Жовнатюк: «Потенциальные предатели СССР, убийцы великого дела -
очищения человечества, ясно увидели в романах Ефремова угрозу их неустанной
работе по внедрению в советское общество потребительского мировоззрения. Ведь
книги писателя - фантаста не только рисовали будущее, но и очищали душу и
заставляли смотреть на вещи омытым взглядом».
Откликаясь
на её слова, Фёдор Рякин написал следующее: «В последнее время я уже не в
первый раз читаю положительные отклики о творчестве Ивана Ефремова. Утверждают,
что он описал коммунистическое будущее. Я смотрел кино "Туманность
Андромеды". Книг я пока его не читал, но планирую с ними в ближайшее время
познакомиться. Кино мне не понравилось. Какие-то "стерильные"
персонажи, главный упор в книге на технические фантазии. Больше похоже на
сказку, чем на реальность. Я не думаю, что всех людей возможно будет изменить
так, чтобы они смогли жить на фазе полного коммунизма. Что мы будем делать с
теми, кто по своим характеристикам не годится для жизни на полной фазе
коммунизма? Какие методики нужно применить, чтобы воспитать нового человека?
Вот это вопросы меня больше волнуют. Но ответов на эти вопросы я не нашел в
кино. Возможно, я найду это в книгах Ефремова».
В
разговор вступила Елена Панюшкина: «Федор Рякин, читайте первоисточники, как
нас учили в школе. Иван Ефремов задумывался над теми же вопросами, которые вас
волнуют так же, как и многих из нас. Он по-своему ответил на них. Со многим
можно спорить, но нравственный накал его произведений никого не оставляет
равнодушным».
Отвечая
на пожелания её и Людмилы Жовнатюк, Фёдор Рякин несколько «раскрылся»: «… если
серьезно, то вопрос существенный. Вот лично за себя я могу четко ответить: я
хоть с завтрашнего дня готов жить на полной фазе коммунизма, обещаю честно
трудиться, добросовестно выполнять свои общественные поручения. Абсолютно
добровольно и бесплатно (!). Поскольку на полной фазе коммунизма денег не
будет. Я думаю, что кроме меня немало граждан в нашей стране, которые также
думают. Но вот, что мы будем делать с остальными?»
Чуть
ниже я попытаюсь ответить на этот вопрос, но сейчас хочу сказать, что больше
всего меня обрадовало в этом диалоге. Скажу сразу, я никогда не верил, что
буржуазным «обновителям» удастся так оболванить молодёжь, что она отречётся от
образа мыслей и деятельности своих советских предков, от их трудовых и военных
подвигов ради справедливости, добра и любви к человеку, гуманизма, социализма и
коммунизма. Я не ошибся, «дум высокое стремленье» советских людей проросло
сквозь все напластования лжи и ненависти предателей, двурушников, эгоистов.
Не
секрет, что в Интернете информацию для себя находит в первую очередь молодёжь,
то есть те, кто родился после 1991 года. Дорогого стоят слова Елены Панюшкиной,
что «Иван Ефремов задумывался над теми же вопросами, которые вас волнуют также,
КАК И МНОГИХ ИЗ НАС (выделено мной – В.С.)». Как журналисту мне доводилось
беседовать на эту тему со многими молодыми людьми, комсомольцами и не членами
ЛКСМ, но, как правило, они просили не упоминать их фамилии в моих статьях. А
тут на сайте КПРФ ребята смело высказывают
своё мнение и не скрывают фамилий. Да, подрастает поколение орлят,
которые станут орлами и впишут свои имена в историю борьбы нашего народа за
социализм и коммунизм!
Но
теперь всё же вернёмся к волнующему Фёдора Рякина вопросу о том, что не «всех
людей возможно будет изменить так, чтобы они смогли жить на фазе полного
коммунизма, что мы будем делать с теми, кто по
своим характеристикам не годятся для жизни на полной фазе коммунизма и
какие методики нужно применить, чтобы
воспитать нового человека? Вот это вопросы меня больше волнуют. Но ответов на
эти вопросы я не нашел в кино. Возможно, я найду это в книгах Ефремова». Фёдор
не нашёл ответа на свои вопросы и в моей статье, но её план и не предусматривал
этого, хотя была возможность, которую я упустил. Сейчас я эту оплошность хочу
исправить.
Полковник
в отставке Владимир Каталиков, статья которого в «Литературной газете»
послужила исходным материалом для написания моей предыдущей статьи, не скрывал
своего глубочайшего уважения к писателю Ивану Антоновичу Ефремову, и сделал
следующий вывод: «У меня сложилось
впечатление, что именно в этот период «творческой блокады» Иван Антонович
написал свой «Час Быка», где я его вижу, как непокорного и несломленного
бунтаря, непревзойдённого гиганта-провидца и предсказателя». Это очень высокая
оценка, я с ней абсолютно согласен. В фильме «Туманность Андромеды» её
режиссера и сценариста, конечно же, как тогдашних зрителей интересовали
технические возможности освоения космоса. Иными словами, фильм всё же не роман,
но «Час Быка» занимает особое место в триаде
«космических романов» писателя. В нём-то как раз и выступают в полной
красе люди коммунистического будущего. Именно этот роман и надо прочесть Фёдору
Рякину и другим юношам и девушкам, которых одолевают те же вопросы, что и его.
Тут
я хочу вновь процитировать упомянутое мной в первой статье предисловие к роману
«Час Быка» Ивана Антоновича Ефремова, отстаивающего «марксистско-диалектическое
рассмотрение исторических процессов» и отбрасывающего «неверия в человека».
«Своим романом мне хотелось последовать трём важнейшим утверждениям В.И.
Ленина, которые удивительным образом упускались из виду создателями моделей
будущего общества на Земле.
Невообразимая
сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать во второй
половине ХХ века и о которой он предупреждал три четверти столетия назад,
потребует исполинской работы для существенных шагов в познании.
Переход
к бесклассовому коммунистическому обществу и полное осуществление мечты
основоположников марксизма о «прыжке из царства необходимости в царство
свободы» не просты и потребуют от людей высочайшей дисциплинированности и
сознательной ответственности за каждое действие. И, наконец, сейчас как никогда
более уместно вспомнить рекомендацию В.И. Ленина, данную писателю-фантасту А.А.
Богданову, показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты
капиталистическим хозяйствованием». Эти ленинские три задачи Иван Антонович
Ефремов в романе «Час Быка» великолепно выполнил.
«Понятно,
что не наука и техника отдалённого будущего или странные цивилизации безмерно
далёких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные
многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества,
контраст между ними и такими же
землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя
иной планеты, ─ вот главная цель и содержание книги.
Если
удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего ─
нашей молодёжи ─ идти дальше, к всестороннему совершенству людей
коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа
проделана не напрасно». Такими словами завершил своё вступление к книге «Час
Быка» Иван Антонович Ефремов.
Я рад за тех, кто будет читать эту книгу, в том числе и за Фёдора Рякина. Его готовность жить по нормам коммунистического общества личномне очень импонирует и нравится. Ну, а как лучше воспитывать"нового человека" и готовить его к жизни в коммунистическом обществе время покажет и научит. В заключение хочу напомнить нынешней молодёжи одно пожелание современной ему молодёжи Николая Гавриловича Чернышевского: «Берите из будущего всё, что может прижиться в настоящем!» Живите с открытыми глазами, и вы увидите, что вас много, а для выполнения ваших задач надо объединяться так, «чтобы миллионов плечи были прижаты друг к другу туго»!