4 октября 1993 года – один из тех трагических дней, который определил траекторию движения страны к всевластию олигархически–компрадорской буржуазии, бесправию народа, безответственности и безнаказанности власти, колоссальной коррупции, деградации социальной, экономической, политической сфер общества.
Современные учебники трактуют те события как конституционный кризис, борьбу за власть. Но очевидно, что истинная причина расстрела Верховного Совета – несогласие последнего с проводимыми экономическими «реформами».
Начиная с весны 1992 года «только 240 депутатов так или иначе поддерживали правительство, 571 – голосовали против радикальных реформ, 227 – занимали промежуточную позицию» (В. Согрин «Политическая история современной России 1985-2001: от Горбачева до Путина»).
Годом ранее ситуация была несколько иной. И 1 ноября 1991 года V Съезд народных депутатов России предоставили президенту чрезвычайные полномочия, которыми он воспользовался в полной мере. 6 ноября в стране появилось правительство, не утверждённое Верховным Советом, не подотчётное ему. Хлынул поток президентских указов, часто противоречивших ранее принятым законам.
В январе 1992 года вступил в силу Указ Ельцина о либерализации цен. Согласно официальным данным Росстата в январе 1992 года, сразу после отпуска цен, они выросли в 3,5 раза (на 345,3 %) за месяц. Поводом для либерализации послужили лживые утверждения об «угрозе голода». По мнению директора Института проблем рынка РАН, академика Н. Петракова «именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди», потому что торговцы прятали товары, зная, что скоро будут отпущены цены (об этом объявили ещё осенью). В итоге либерализация привела, по словам С. Глазьева, «не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путём взвинчивания цен».
Проведённая в 1992 году либерализация внешней торговли привела к уничтожению отечественного производства. Продажа сырьевых ресурсов приносила доход в десятки тысяч процентов. Инвестиции в производство упали.
Правительство сократило выпуск денег, вроде как для того, чтобы заставить предприятия развивать производство. Но это привело к финансовому кризису. Перестали платить зарплату, выросла безработица, были разорваны хозяйственные связи между регионами страны. Национальный доход страны сократился на 25 %, промышленное производство упало на 20 % , сельскохозяйственное – на 12 %.
Инфляция в 1992 году составила 2609 %. Денежные вклады населения, составлявшие более 100 млрд. рублей, обесценились. При этом, главным фактором инфляции был рост цен на энергоносители.
В результате всех этих шоковых мер, реальные доходы населения в 1992 году сократились почти в два раза по сравнению с уровнем 1991 года, у трети населения доходы опустились ниже прожиточного минимума. В 1992 году (по сравнению с 1991 годом) потребление россиянами мяса и мясопродуктов сократилось на 14 %, молочной продукции – на 15 %, рыбы и рыбопродуктов – на 20 %, сахара и кондитерских изделий – на 13 %.
Резко выросли смертность, алкоголизм, наркомания, преступность, коррупция. Быстрыми темпами шло расслоение общества на бедных и богатых. В конце 1993 года доходы 10 % наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы 10 % наименее обеспеченных, тогда как в конце 1992 г. это соотношение составляло 7,5 – 8 раз.
В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов признал проводимый курс антинародным, дал неудовлетворительную оценку экономической политике Ельцина–Гайдара и не продлил полномочия президента.
Верховный Совет поднял вопрос о проверке ряда принятых международных договоров, в частности «Соглашения между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия», подписанного 17 июня 1992 года. Возникли вопросы и к деятельности различных организаций, например, Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств, которая использовалась для увода в уставные капиталы различных банков бюджетных средств, выделяемых правительством, якобы на помощь фермерам.
Вопросов у депутатов к деятельности правительства возникало всё больше. А ведь ещё не раскрутился маховик прихватизации.
В июне 1991 года был принят закон, согласно которому приватизация должна была проходить с использованием именных приватизационных счетов. Но 14 августа 1992 года, когда Верховный Совет находился на каникулах, вышел Указ Ельцина о ваучерной приватизации. Понятно, что «реформаторы» стремились провести масштабную операцию ограбления общенародной собственности без какого-либо контроля, и депутаты явно мешали исполнительной власти.
Началась масштабная компания лжи, угроз, дискредитации Верховного Совета. Пресс–секретарь Президента В. Костиков заявлял: «Съезд превратился в адскую машину для уничтожения гражданского мира и политической стабильности в России… Он превратил себя в мстительную коммунистическую инквизицию, готовую во имя восстановления своего тоталитарного господства сжечь вокруг себя все, что имеет отношение к демократии, гласности, правам человека…».
21 сентября 1993 года Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим этапом стал роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и прекращение полномочий народных депутатов Российской Федерации. По сути, Ельцин этим преступным захватом власти, лишил себя президентства, что и было подтверждено Конституционным Судом.
Расстрел Верховного Совета приветствовали некоторые лицедеи и проч. «интеллигенты» (из «Письма сорока двух»: «фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть» – это не про танки и снайперов, стрелявших по приказу Ельцина, это про защитников Белого дома). Запад вполне лояльно отнёсся к антиконституционному перевороту. Оно и не удивительно. Ведь после переворота Ельцин издавал указы в точном соответствии с позицией своего министра иностранных дел Козырева, откровенно заявлявшего, что у России нет национальных интересов.
Расстрел Верховного Совета привёл к тому, что мы живём по Конституции, которая откровенно подчёркивает несуверенность страны, что имеем гипертрофированную президентскую власть и бесконтрольную исполнительную. К тому, что вертикаль власти становится всё более жёсткой и блокируются все обратные связи. Что принимаются антинародные законы, ухудшающие жизнь простых граждан и превращающие страну в полицейское государство.
КПРФ не раз требовала провести расследование событий октября 1993 года, ведь даже точное число погибших не известно. В ответ – тишина, ни ЕР, ни правительство, ни президент, никто не заинтересован в расследовании, что лишний раз доказывает, что нынешняя власть плоть от плоти из 90-х. Те же ложь, подтасовки, пренебрежение интересами страны и народа. О каком расследовании может идти речь, если на концерте, посвящённом 80-летию со дня рождения Ельцина, было заявлено: «Именно в это время рождалась Россия открытая и думающая о людях, формировались демократические институты, была принята Конституция России, которая провозгласила высшей ценностью права и свободу человека». И, как насмешка, прозвучала характеристика Ельцина как человека, который «умел слушать, искать компромисс, прислушиваться к чужому мнению».
КПРФ требует привлечь всех виновных в антиконституционном перевороте октября 1993 года к ответственности; прекратить государственное финансирование Ельцин–центра в Екатеринбурге.
КПРФ исходит из того, что только изменение Конституции и социально-экономического курса освободят страну от последствий октябрьского конституционного переворота 1993 года. К этим последствиям относятся политика социального геноцида народа; разгром промышленности, образования, медицины; коррупция и вседозволенность; беззаконие и безнаказанность преступников.
Константин ЧЕРЕМИСОВ
Зам. Председателя Московской областной Думы,
второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ