Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

"Носители пороков неумеренности и жажды наживы". Газета «Правда» о вырождении российской буржуазии

2014-05-16 17:14
По страницам газеты «Правда», Дмитрий Валовой, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор

Перечитывая Джонатана Свифта, подумал: «Если бы чтение книг не вышло из моды, то многие современные политики и учёные в путешествиях Гулливера увидели бы свою порочную деятельность». Идеи прожектёров Академии в Лагадо, которые Свифт с присущей ему иронией высмеивал три века назад, сегодня выдаются за высшие достижения цивилизации. Наиболее ярко пороки своей эпохи Свифт обобщил в образе выродившихся тупых, агрессивных еху. Ныне своеобразными их представителями являются неолибералы.

Вырождение

А ведь предки еху были «достопочтенными гражданами». Капитализм и либерализм тоже соответствовали духу своего времени и даже заслужили тогда ряд похвал. Но у капитализма генетически порочная наследственность. Он порождён стихийной конкуренцией и жаждой беспредельной наживы. В процессе перерождения капитализма из производительного в спекулятивно-мошеннический вместо прежних сотен миллионов мелких товаропроизводителей ныне образовалась сотня олигархических объединений, которые по многочисленным каналам контролируют и регулируют 63% производства и более трети мировых инвестиций.

В итоге мы имеем узкий круг олигархов, сосредоточивших в своих руках несметные богатства, и наёмных работников, благосостояние которых вызывает всё более нарастающую тревогу. Маркс писал: «Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, невежества, огрубления и моральной деградации на противоположном полюсе. Таков абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления».

В канун нового века в докладе ООН объявлены такие данные. Три самых богатых человека владеют средствами, превосходящими совокупный ВВП 48 беднейших государств; общее состояние 200 самых богатых людей мира больше, чем доходы 41% населения планеты. 20% жителей Земли потребляют 86% товаров и услуг, а на долю остальных 80% остаётся лишь 14%. Поэтому 30% живут за чертой бедности. 1,5 млрд. безработных. В США активы 1% самых богатых семей больше, чем 90% остальных, а доходы 1% лиц с максимальными доходами больше доходов 40% людей с минимальными доходами. В России 96 миллиардеров владеют 30% всех личных активов, а на долю одного процента самых богатых россиян приходится 71% активов.

Вместе с капитализмом перерождался и либерализм. Он возник как знамя прогрессивных в ту пору буржуазных революций. Но теперь неолибералы уже вкупе с консерваторами являются реакционным знаменем «цветных» революций и «майданов» по свержению неугодных глав государств и государственного терроризма по оккупации суверенных государств с целью завладения их ресурсами.

Основные принципы неолиберализма были декларированы в 1938 году на конференции в Париже. В нём предусмотрено невмешательство государства в экономику, но на государство возлагается «обеспечение условий для свободной конкуренции».

Даже частичная реализация прожекта неолибералов Гайдаром в ходе «шоковой терапии», по оценке его же советника профессора Сакса, привела «к катастрофе, которой ещё не было в мировой истории». Особенно потрудились гайдаровцы над разгромом госсектора. Доля госсобственности у нас снизилась с 96% до 12%, в то время как в США этот показатель составляет 32%, в Англии — 40%, в Канаде — 43%, в Германии — 52%, в Италии — 51%, во Франции — 52%, в Швеции — 62%. Но приватизация в России продолжается. Остатки доходных кусков передаются в частные руки. Возможность планового регулирования разрушили, а реальные условия свободной конкуренции не появились даже на горизонте. «Шоковую терапию» Гэлбрейт назвал «отклонением психического характера, близким к умопомешательству».

Когда я узнал, что Гайдар готовит постановление о срочной ликвидации колхозов и совхозов и разделе земли между крестьянами, у меня состоялся с ним серьёзный разговор. Я напомнил ему, что до коллективизации в России было 28 млн. лошадей и много рабочего скота. Теперь их нет. Использовать трактор на одном гектаре накладно. «Тогда рекомендуйте метод Свифта: пахать свиньями», — иронически сказал я Егору. На мои предупреждения о тяжких последствиях такого очередного погрома у него был один «довод»: «Ельцин не терпит слова «колхоз» и «совхоз».

В итоге реализации ельцинского «нетерпения» сегодня треть советской пашни зарастает бурьяном. Поголовье скота и свиней сократилось в 2,5 раза. Импорт продовольствия превысил 60% и продолжает набирать обороты. За 10 лет нового века российский импорт мяса и молока возрос в 3,1 раза, лука, чеснока и картофеля — в два раза, а томатов — в 6,6 раза.

Латинское слово «liberalis» означает свободный. Подлинная свобода неолибералов проявляется лишь во вселенской продажности. Всё и вся — от заводов, земли, газет, самолётов, портов и яхт, президентских, министерских и депутатских мандатов, учёных и журналистов, артистов и футболистов до чести, совести и достоинства — свободно продаётся и покупается.

Как тут не вспомнить Алишера Навои:

Скажу тебе: средь выродков земных

В особенности три породы гадки —

Безмозглый шах, скупой богач,

Учёный муж, на деньги падкий.

«Выкидыш»

Заслуги учёных, «на деньги падких», в размножении еху трудно переоценить. Для этого известный либерал А.Маршалл предложил ликвидировать политэкономию. Термин «политэкономия» состоит из трёх греческих слов: «politea» — общественное, «oikos» — хозяйство, «nomos» — закон. Иначе говоря, это наука о законах «развития общественного хозяйства». Вместо политэкономии Маршалл ввёл бессмысленное понятие — economics. Лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев назвал экономикс «выкидышем» экономической науки». Чётко сформулировал вывод критического анализа этого новодела Дж. Гэлбрейт: «Экономикс перестаёт быть наукой».

Достойное место в порождении мошенников занимает неоклассик-либерал М.Б. Кларк. В итоге реализации его прожекта («все виды труда являются производительными») рыночные игроки — спекулянты и авантюристы — стали не только легитимными, но и «производителями» ВВП. Прожектёры economics утверждают: «Разграничение Смитом производительного и непроизводительного труда — это одна из наиболее пагубных концепций в истории экономической мысли».

Удельный вес ВВП, производимого на заводах и фабриках, неуклонно снижается. Уже более половины его «создаётся» на финансовых рынках, в кабаках, тюрьмах, храмах, ритуальных заведениях. В США в реальной экономике создаётся только четверть национального ВВП. Мошенничество в накручивании липового ВВП загнало глав государств в ловушку; измеряя рост экономики либеральным «метром», они невольно содействуют спаду своего производства и ускоряют развал мирового хозяйства.

Многие прожекты неолибералов посвящены внедрению в общественное сознание идеи Д. Рокфеллера о том, что «наднациональная власть интеллектуальной элиты и банкиров более предпочтительна, чем право наций и народов на самоопределение, которому мы следовали много веков». Появилось немало «теорий» о негативной роли национальных государств. Они-де тормозят рост мировой экономики и должны уступить место международным учреждениям типа МВФ, ВТО и транснациональным корпорациям.

В США сосредоточено 2/3 лауреатов Нобелевских премий по экономике (эта премия учреждена с 1969 года банкирами, вопреки завещанию Нобеля, но расходы и предопределение её лауреатов они взяли на себя). Несмотря на обилие таких лауреатов, США — паразитическое государство. Федеральный долг США уже превысил четыре реальных годовых ВВП, а долги штатов, местных органов и домохозяйств превысили 80 трлн. долларов. Это ещё 20 годовых ВВП. Шанса на покрытие долгов даже теоретически не существует. Поэтому США не только паразитическое государство, но и банкрот. Оно держится на плаву, пока доллар является резервной валютой.

Представляя западные прожекты «высшим достижением цивилизации», Гайдар с присущим ему «шоковым методом» устроил погром кафедр политэкономии. Под риторику «деидеологизации науки» научная система экономического образования была ликвидирована. Духовные наследники Гайдара мауисты-ясинцы просто блеют перед «ценностями» Запада, где подготовка экономических невежд и мошенников доведена до совершенства. Именно на этом принципе строится их фальшивая рейтинговая оценка вузов, в которую так стремятся наши либерал-прожектёры. Для повышения рейтинга своих заведений они заманивают к себе западных коллег и солидно одаривают их. О планах в этой сфере поведал ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов на Гайдаровском форуме: «Что касается высшего образования, то в перспективе произойдёт вытеснение отечественных институтов иностранными». Разве в здравом уме и трезвом состоянии можно себе это представить?

В конце 1990-х годов коллектив авторов Академии труда и социальных отношений издал учебник «Политэкономия» под моей редакцией. В 2002 году второе издание этого учебника было удостоено премии правительства Российской Федерации в области образования (в настоящее время подготовлено уже шестое издание). Я тогда организовал Обращение ведущих экономистов России к министру образования РФ В.М. Филиппову с просьбой о реабилитации политэкономии. Для этого необходимо было получить согласие научно-методического совета по экономике минобразования. Против моих научных доводов в докладе на этом совете не было ни единого возражения. И, тем не менее, председатель совета А. Сидорович фальсифицировал решение совета в пользу «выкидыша».

И теперь уже официально по госстандарту обучение студентов невежеству и мошенничеству в экономике поставлено на поток. Как это делается конкретно, покажем на примере, приведя иллюстрацию с комментарием из «выкидыша» с грифом минобразования, рекомендующего его студентам высших учебных заведений.

«Схематично экономическую систему можно представить следующим образом:

Как видим, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется вся экономическая система: если преобладает рынок, то система — рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом».

В этой бредовой «системе» в одной «упряжке» оказались люди, кони и собаки. Натуральная форма организации хозяйства не может быть самостоятельной подсистемой, так как её клочки «разбросаны» по всей системе.

Вторая «упряжка» — «государство». Его экономические функции распространяются на всю экономику общества. Поэтому выделять государство в самостоятельную подсистему и теоретически, и практически ошибочно. И к тому же «государство» несоотносимо с конкретной формой организации хозяйства или методом регулирования производства.

И, наконец, третьей, самой мощной «упряжкой» является рынок. По удельному весу он занимает более половины, но непонятно чего. Пространства государства? Объёма производства? И в первом, и во втором случае получается бессмыслица. Если рассматривать рынок как сферу обращения, то он функционирует во всём обществе. Если же имеется в виду рынок как абстрактная теоретическая категория, то её «поле деятельности» ограничено стихийными участками в экономике.

Из такой нелепой «упряжки» прожектёры состряпали ещё более абсурдную периодизацию мирового развития. Вместо пяти общественно-экономических формаций они предложили три социально-экономические системы: традиционная; рыночная; командно-административная.

Все они по своей сущности не являются системами и витают вне времени и пространства. Первые две представляют собой формы организации хозяйства. В разном соотношении они существуют испокон веков, включая и настоящее время.

Что касается третьей, то это метод хозяйствования. Ограничивать его применение социализмом — запредельное невежество. Разве рабовладельчеству и феодализму такие методы чужды? Не молитвами, а каторгой и другими принудительными мерами удерживали господа своих рабов и крепостных крестьян в повиновении! А разве налоги, акцизы, пошлины и другие рычаги капиталистической экономики не базируются на командно-административных методах?

Пытаясь избавиться от терминов «капитализм», «буржуазия», «империализм», «феодализм» и «социализм», неолибералы извратили даже историческую периодизацию экономических учений: «учение эпохи дорыночной экономики; эпохи нерегулируемых рыночных отношений; эпохи регулируемых рыночных отношений».

В процессе ликвидации политэкономии прожектёры-неолибералы вытрясли душу из экономики, денно и нощно вопя: «Рынок регулирует экономику лучше, чем государство!»; «Государство должно уйти из экономики!»; «Рынок обеспечивает людей товарами и услугами лучше, чем государство!»

Раньше всё «давал» и «распределял» Бог, а теперь — Рынок? При следовании этим неолиберальным курсом развал мировой экономики становится вопросом лишь техники и времени. О возможном его предотвращении я подробно рассказал в своей новой книге «Реформы».