Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

В.Н.Лихачев: Игры против России. И не только

2014-02-07 23:16
В.Н.Лихачев, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук

Европейский парламент готовится к новым выборам (май 2014 г.). Пестуются тренды, которые, об этом можно уверенно говорить, должны развивать его статус авторитетного политического института. Правда, понимание авторитетности и путей ее приобретения, носит специфический характер. Оно опирается на заложенные в природе Евросоюза принципы евроэгоизма, авторитарности, волюнтаризма, добротно прикрытые декларациями о демократии, верховенстве права. ЕС сегодня исповедует идеи некой мессии, которая одновременно готова устанавливать свои правила поведения в миропорядке, жестко проводить их в жизнь и, конечно, обеспечивать ответственность в случае их не выполнения.

В этом духе и произошло «разделение труда» между главными органами ЕС (Совет, Комиссия, Парламент, Суд и др.). Среди этих структур Европарламент занимает особое место. Он – транслятор позиций организации, в том числе и по весьма деликатным вопросам международной жизни. К большому сожалению, за ним закреплена и роль русофобской инстанции, которая призвана давать субъективные оценки внешней и внутренней политики России. Как правило, эти оценки не вписываются в стратегическое партнерство Москвы и Брюсселя, которому в этом году исполняется 20 лет. Более того, принимаемые ЕП резолюции (об этом говорит опыт работы действующих евродепутатов) откровенно осложняют его атмосферу, не несут позитива в двустороннее сотрудничество РФ-Евросоюз. Русофобство стало инструментом и идеологией для многих западных структур. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на «продукцию» Европарламента в последние годы. Ярким пятном выделяются антироссийские резолюции, касающиеся «дела Магнитского», состояния прав человека, деятельности судебной системы, правоохранительных органов, признания Абхазии и Южной Осетии. На этом фоне становятся понятными шаги Брюсселя по консервации ряда важных проблем (визы, энергетика, экология), о которых шла речь на январском (32-м) саммите Российская Федерация – Европейский Союз. Казалось, только договорились об актуализации сотрудничества, провели пресс-конференцию, с участием В.Путина, Х.Ремпея, Ж.Баррозу, где были высказаны правильные слова и пожелания, и – буквально через несколько дней – новый взрыв русофобства. Европарламент принимает громкую резолюцию о вмешательстве РФ во внутренние дела Украины, о политике диктата, которую, якобы, Москва проводит на постсоветском пространстве. Как к этому относиться? Эмоции не помогут. Следует делать рациональные оценки.

Во-первых, подобные документы призваны перенести центр тяжести в общественном сознании с нерешаемых проблем (безработица, межнациональные конфликты, гендерное неравенство, нарушение прав русскоговорящих, отдельных социальных групп – цыгане, выходцы из арабского мира, кризис духовных ценностей) на фигуру внешнего врага, на угрозы и вызовы извне. Российской Федерации такая роль уготована давно и, судя по всему, надолго. В украинской ситуации линия России на позитив, выстраивание диалога власти и оппозиции в конституционном поле, оказание стране жизненно важной экономической помощи вызывает озлобленность у многих политических сил, представленных ЕП. Необъективность взглядов этой аудитории просто поражает.

Во-вторых, подготовка резолюции шла в режиме активных политических действий на территории Украины самих евродепутатов, знаковых фигур Евросоюза (комиссары К.Эштон, С.Фюле, председатель комитета по международным делам Э.Брок, президент Литвы Д.Грибаускайте, вице-председатель ЕП Я.Протасевич, миссия Кокса – Квасьневского), которые вкупе с представителями Сената США, Госдепартамента США, посольства США в Киеве создали в противовес Венской Конвенции по дипломатическому праву 1961г. настоящую вакханалию вмешательства во внутренние дела Украины – суверенного государства, члена ООН. Стремясь замаскировать этот безобразный факт, который вызвал справедливое возмущение в международном сообществе, творцы европейской политики снова сделали акцент на безосновательной критике поведения России.

В-третьих, принятая ЕП резолюция призвана дать политические очки тем депутатам, которые собираются вновь баллотироваться в мае с.г. Судя по многим факторам, обстоятельствам, и следущий состав евродепутатов вряд ли избежит русофобских подходов. К большому сожалению. Ведь РФ и ЕС, объединив свои потенциалы, могут реально изменить к лучшему движение миропорядка по пути уважения права и справедливости. Могут вместе с другими акторами содействовать решению проблем геополитики. Что касается уровня двустороннего межпарламентского взаимодействия, то перспективы тоже проблемные. В будущем составе, это уже известно, не будет персон, которые выступали за прагматичный и уважительный диалог с Москвой. Среди них К. Флекенштейн (Германия), не получивший поддержки своей партии, В.Ремек (Чехия), ставший послом Чешской Республики в Российской Федерации, ряд представителей из Венгрии, Польши, Литвы, Латвии. По существу, в рамках Комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС нам предстоит во многих аспектах работа с нуля. Отметим, что эта работа реально требует перестройки. С нашей стороны в ней должны участвовать люди патриотичные, профессионально подготовленные.

К этой триаде выводов добавим еще одно заключение. Так сложилось, что тема Украины – это действительно геополитический вопрос. Мы видим, что в последние недели на антироссийской основе сблизилась работа нескольких общеевропейских организаций. Свидетельство тому – сбалансированные действия евродепутатов и политиков по линии Совета Европы, ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи НАТО и др. Получают соответствующие сигналы они именно из Брюсселя, оглядываются, судя по всему, на консолидированную позицию, одобренную, естественно, не без участия Вашингтона. Наглядный пример - резолюция ПАСЕ, принятая на 65 (январской) сессии в Страсбурге.

Необъективная, антисправедливая, русофобская, она была утверждена механическим большинством, включая голоса представителей стран-членов Евросоюза.

Вывод один. Российской дипломатии, включая ее парламентский сектор, предстоит большая работа. Нам надо учиться говорить со своими визави языком фактов, опираясь на историю, социологию, культуру, защищая нормы и принципы международного права. Наши контрагенты должны быть реально ответственными субъектами за устойчивый миропорядок. Их следует выводить в этот категорический императив, через диалог, «мягкую силу», но последовательно и принципиально. Аргументы здравомыслия и права, объявленные, в том числе и российской делегацией, не возымели свое действия.