Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Чтобы не было, как в анекдоте: «Мама, я не хочу в школу, почему ты меня будишь?» - «Потому что тебе 40 лет и ты - директор!» Интервью Г.А. Зюганова «Комсомольской правде»

2024-09-03 09:39
«Комсомольская правда». Александр Гамов

Лидер КПРФ, Герой Труда России - с политическим обозревателем «КП» Александром Гамовым.

…- Геннадий Андреевич, у нас, значит, 1-го сентября - воскресенье же было. И в школу дети пошли, ну, и взрослые, естественно, - только, 2-го. И вот нам интересно, как лично у вас прошел первый день учебного года? Ведь вы же, прежде всего, учитель, представитель учительской семейной династии…

- Да, у нас в семье десять педагогов, общий стаж наш превышает 350 лет.

Для нас это главный праздник, вместе с Новым годом, 1 мая, 7 ноября, Днем Победы.

Мы всегда накануне 1 сентября закупали книги, распределяли их первоклассникам.

И я помню свое детство, когда вместе с отцом раскладывал на партах учебники. Они пахли чудной типографской краской, красивые картинки, интересные образы…

Наверное, это ощущение сохраняется на всю жизнь у каждого человека, который когда-то впервые переступил порог школы.

- Да! Точно!

- Я бы, вообще говоря, даже если на 1 сентября выпало воскресенье, все равно провел бы занятия. Тем более, и родители с удовольствием бы пришли с детьми. А этот выходной день приплюсовал бы там к следующей неделе.

- А сегодня вы в школу ходили?

- Да - в московскую, №950. Это район Отрадное.

Школа очень большая, почти 4000 учащихся. Там много 1-х классов, 11-х.

- Линейка была?

- Да. Потом я провел «Урок мужества. За нашу Победу». Выступал перед старшеклассниками в актовом зале.

- Как ребята вас приняли?

- Должен сказать, интерес огромный. У старшеклассников уже есть понимание того, что происходит, присутствует желание выбрать достойный путь в этой жизни.

Пообщался и с первоклассниками…

- Серьезно?

- Я попытался объяснить им, что у них начинается абсолютно новая жизнь. Они обязательно найдут в школе, прежде всего, своих самых верных, надежных и бескорыстных друзей. Потом это оценят.

А первая учительница - это вторая мама, она будет учить, рассказывать, воспитывать. Ведь ребенок должен уметь читать, писать, бегать, прыгать и плавать. Он должен быть многоборцем.

- Вы же и сами когда-то преподавали…

- Да - на физмате, на литфаке…

А еще - на факультете, где готовили преподавателей начальных классов. И, должен сказать, что это - очень талантливые люди, как правило, женщины.

А ведь чтобы стать учителем начальных классов, надо прекрасно знать русский язык, литературу, математику, быть очень одаренным.

Плюс - это и учитель физкультуры, и музыки, и рисования, то есть - универсал высшего класса. Еще надо понимать детскую психологию. Пришли мальчики и девочки первый раз, учитель должен уметь разговаривать на их языке. И - создать такую атмосферу, чтобы ребенок в школу шел с большим удовольствием и с радостью, и уходил бы к своим родителям - гордый тем, что он каждый раз постигает новые знания, открывает для себя удивительный мир.

И вот, думая об этом, я сегодня смотрел на первоклашек и радовался. Пришли все с цветами. Одиннадцатиклассники ребятишек взяли с собой и развели по классам. Это хорошая традиция, которая с советских времен укоренилась, она сегодня реализуется.

- А чего сегодня не хватает нашей школе?

- Очень важно иметь талантливых предметников. И, прежде всего, русского языка, математики, литературы, физики, химии, биологии.

И еще надо помнить - на базе точных наук за последние 200 лет сделаны практически все выдающиеся открытия. А тут уже даже в Москве возникают проблемы. Потому что реформы в образовании привели к этой «бабе-яге» и американизированной школе, которой не нужны люди гармонично развитые, системно мыслящие.

У нас была почти сотня педвузов по стране. Очень многие пришили к университетам. А в результате обескровили школу.

И сейчас огромная проблема - найти хорошего учителя математики, физики, химии, талантливого биолога, литератора. Да и историков, в принципе.

Тут нам придется поработать, и мы не случайно разработали закон «Образование для всех». Его основы готовили наш нобелевский лауреат Алферов, Мельников, Кашин, Афонин, Новиков, Смолин, Останина.

У нас в Думе - полфракции работали в школах и вузах, каждый третий - ученый.

Я, кстати, сегодня об этом рассказывал, ребята с удовольствием слушали и понимали, что мы разговариваем на одном языке.

- А вы им примеры из своей школьной жизни приводили?

- А как же! Сказал, что меня учила моя мама первые четыре года. Она мне сказала: я буду твоей учительницей. В школе я для тебя - Марфа Петровна, вернулись домой – я мама.

- Как интересно!

- Я за 4 года единственный раз случайно забылся, и в классе сказал: «мам», и весь класс засмеялся.

И еще у меня был очень любопытный случай. Мне хотелось пятерку получить. Ну, как и любому мальчишке. Я наизусть выучил стихотворение, прочитал, все прекрасно. Соседу поставили пятерки, а мне - 5/4.

Решил дома «выяснить отношения». Говорю: мам, как же так? Я не хуже отвечал. (Я эту сцену запомнил на всю жизнь.) Мама очень внимательно посмотрела на меня и говорит: «Моя задача - научить тебя трудиться, любить людей и все живое. С пятого класса будешь отличником». Я с пятого класса (после начальной школы. - А.Г.) стал отличником и закончил школу с медалью.

Сегодня я посмотрел, в этой школе много талантливых педагогов, учителей. Но лучшее, что изобрело человечество, это бесплатное образование. Но первый раз на планете показал, что надо учить бесплатно, гениальный Конфуций еще две с половиной тысячи лет назад. Из любой провинции Китая ребенок приходил к нему, и он учил бесплатно и кормил. Считал, что это - выгодно.

Учеба - это не услуга. Это общественное великое благо. И если есть талантливые, умные, хорошо образованные дети, значит, будут выдающиеся рабочие, инженеры, талантливые командиры и патриотичные солдаты.

И теперь тебе - последнее, чтобы ты, Саш, понимал.

Когда допрашивали фашистских генералов, которые проиграли Великую Отечественную, их ответ меня поразил. Они (я сам это читал) сказали: «Мы знали, сколько у вас танков, самолетов, пушек, сколько солдат. Но мы даже не подозревали, что советская школа, советский учитель за десять предвоенных лет подготовили такого храброго, умного, дисциплинированного, одновременно очень мужественного и талантливого солдата и командира. И мы проиграли, прежде всего, советскому учителю, советскому инженеру и советскому ученому».

- Супер! Спасибо огромное, товарищ Генеральный секретарь!

- Всех - с новым учебным годом!

- Ура!

- И еще тебе хороший анекдот на закуску.

- Давайте!

* * *

Анекдот от Зюганова

Мать 1 сентября будит сына: «Сынок, бегом, бегом в школу, в школу, в школу!»

Он говорит: «Не хочу идти в эту школу, с этой ЕГЭ, с этой Бабой Ягой, с этим дистантом. Ты, мам, назови мне хоть одну причину, почему я должен идти в такую школу?»

Она говорит: «Назову две. Во-первых, тебе 40 лет, а, во-вторых, ты директор школы».