С рек начиналась Русь, по рекам ставились наши города – и именами рек часто и назывались: Москва на Москве-реке, Харьков – на слиянии Харькова с Лопанью, мой родной Орёл – на реке Орлике.
Богата Россия водными путями, но чтобы служили они во благо, их надо обустраивать. И первым за это великое дело взялся Пётр Великий. От Волги к Балтийскому морю должны были грузы и товары к новой столице Империи по Вышневолоцкому водному пути, пока не было ещё сухопутного тракта. Почти три версты длиной, до семи сажен шириной – но и этих размеров было маловато. Поэтому в 1719 году для модернизации и содержания передал государь Вышневолоцкий путь Михаилу Ивановичу Сердюкову, при рождении Бароно Силингинову, буряту, мальчиком попавшему в Россию. Инженер-самородок, он знал несколько языков и был надёжным соратником Петра Великого.
Удивительным кажется сейчас, что на первых железнодорожных вагонах в России рисовали не крылатое колесо или «молоточки», а скрещённые якорь и топор, первую эмблему путей сообщения, утверждённую ещё в 1809 году. Ведь именно реки были главными путями сообщения на необъятных просторах России, якорь символизировал суда, а топор – рубленые деревянные мосты над реками.
По рекам шли торговые струги и насады, сплавлялись гигантские русские беляны, «речные авианосцы» в сто метров длиной, двадцать пять – шириной, грузоподъёмностью в десять тысяч тонн. За три моря сходил Афанасий Никитин, начав свой путь от истоков Волги и попав в Индию на тридцать лет раньше первого европейца – Васко да Гамы.
Новыми водными трассами – судоходными каналами – соединила реки Советская власть, продолжив дела Петра Великого, сделала Москву портом пяти морей. На 146 тысяч километров протянулись водные пути. Днепр, до революции перегороженный порогами и перекатами, после строительства каскада электростанций стал судоходным от Смоленска и Орши до Киева и Херсона. И оставался судоходным, пока бандеровцы не взорвали Каховскую ГЭС...
Были построены суда класса река-море, специальные службы обустраивали и расчищали речные фарватеры, береговая инфраструктура обеспечивала безопасность плавания, советский морской торговый флот был уважаем во всём мире. Тринадцать морей омывают Россию – и с каждым годом растёт международное значение Северного морского пути. А первая реальная транспортная операция была проведена СССР в 1935 году, лесовозы «Ванцетти» и «Искра» прошли от Ленинграда до Владивостока.
Многое из этого было загублено и потеряно за годы капитализма, частного хищничества, разрухи и деградации. Но и фракция КПРФ в Государственной Думе, и все коммунисты России делают всё возможное, чтобы вновь сделать Россию великой морской и речной державой, возродить торговый флот.
Ведь физику и природу не обманешь – водный транспорт был и остаётся наиболее экономически выгодным и эффективным средством логистики. Надо бы только умно жить – как говорил один из героев Шукшина, и использовать то, что дала России сама природа.
В день профессионального праздника я желаю всем морякам и речникам крепкого здоровья, попутных ветров, семи футов под каждым килем – и радости в домах, где вас всегда любят и ждут!
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов