Заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин принял участие в программе «Место встречи» на НТВ. Темой обсуждения стал наделавший много шума «закон о просветительской деятельности», в декабре принятый Госдумой в первом чтении.
Законопроект представляет собой поправки к ФЗ «Об образовании», закрепляющие в законе понятие «просветительской деятельности, под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Под столь расплывчатое описание легко подпадает любой кружок по интересам, любые курсы и лекции в интернете, да и просто блоги на YouTube или Яндекс.дзене, где автор что-нибудь рассказывает своей аудитории. Регламентацию этой деятельности и контроль над ней законопроект предписывает осуществлять правительству РФ. Предполагается, что регламентировать будут с помощью лицензирования. Кроме того, законопроект предписывает образовательным учреждениям осуществлять любые международные контакты (кроме обучения иностранных студентов) только с разрешения министерств образования или просвещения.
Законопроект вызвал резко негативную реакцию в обществе. Кроме других своих очевидных преимуществ, интернет дал людям возможность свободно обмениваться знаниями и опытом. В пандемию эту возможность особенно оценили: для многих людей лекции, познавательные блоги стали настоящей отдушиной во время карантина. И вот выходит, что теперь практически любого автора можно заставить получать лицензию. Даже кулинарный блог с рецептами могут признать «просветительской деятельностью»! А потом выяснится, что за лицензию надо платить. Сколько «просветителей» останется у нас при таком подходе? Под петицией против этого закона подписалось уже больше 200 тысяч человек. Выступило против и научное сообщество: запрос в Госдуму об отзыве законопроекта направил президиум РАН.
В студии «Места встречи» показали несколько роликов с мнениями «за» и «против» этого законопроекта. Его защитники выражали надежду, что новый закон поставит барьер на пути распространения всевозможной лженауки вроде «учения о плоской земле». Противники сомневались, что кто-то физически способен отследить и тем более проверить на истинность контент, ежедневно производимый миллионами людей. Значит, действие закона априори будет направленным. На кого же?
На этот вопрос отвечают сами авторы в пояснительной записке к законопроекту: они волнуются, что некие «антироссийские силы» под видом просветительской деятельности могут вести в школьной и студенческой среде пропаганду с целью «дискредитации государственной политики, пересмотра истории, подрыва конституционного строя». А также опасаются, что просветительскую деятельность могут использовать «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений», и надо это срочно запретить. То есть мы видим, что авторы собрались воевать отнюдь не с какими-нибудь «плоскоземельщиками» и «антипрививочниками», а с теми, кого они посчитают дискредитирующими государственную политику и подрывающими конституционный строй. Надо ли говорить, что в их рядах может оказаться любой оппозиционер, вообще любой гражданин, высказывающий недовольство властью?
Юрий Афонин рассказал, что фракция КПРФ в первом чтении проголосовала против законопроекта, и пояснил, почему. Во-первых, отметил он, абсурдом попахивает уже то, что в базовый закон «Об образовании» пытаются запихнуть положения о деятельности, «осуществляемой вне рамок образовательных программ» – как следует из текста законопроекта. На эту нелепицу обратило внимание и правовое управление Госдумы. Во-вторых, в российском законодательстве нет недостатка в нормах, обеспечивающих информационную безопасность, – только за последние годы их введено множество. Новый закон рамочный и не дает ни малейшего представления о том, какими методами собираются регламентировать просветительскую деятельность – все отдается на откуп чиновникам из правительства.
Да, в интернете много разного мусора, но, может быть, прежде чем замахиваться на интернет, стоило бы навести порядок на телевидении, предложил Юрий Вячеславович. Доля всякого лженаучного шлака на ТВ гораздо больше: на всех каналах ведьмы, экстрасенсы, инопланетяне, не говоря уж о любителях переписывать историю. Недавно ведущий федерального госканала на голубом глазу предложил ставить памятники белому генералу и гитлеровскому прихвостню Краснову, напомнил зампред ЦК. Настоящей целью этого законопроекта может являться борьба с альтернативной точкой зрения: с помощью дубинки лицензирования смогут блокировать любой просветительский или информационный ресурс оппозиции, считает он. И еще одна цель – обложить данью всех, кто пытается что-то зарабатывать на своих интернет-проектах, объявить самозанятыми и заставить платить налоги. Не олигархов же, в самом деле, заставлять раскошелиться – будут трясти нищих блогеров и лекторов.
Нужно не лицензии на распространение знаний вводить, а серьезно вкладываться в образование, уверен Юрий Афонин: в 5-6 раз увеличить финансирование, повысить зарплаты педагогам, ликвидировать ЕГЭ и Болонскую систему. И тогда образованные люди сами смогут отличить в интернете бред от истины.
Второе чтение законопроекта «о просветительской деятельности» было намечено на 10 февраля, но под давлением жесткой критики со стороны коммунистов и общественности было отложено на неопределенный срок.