Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Геннадий Зюганов: «Нельзя поддерживать бюджет, подталкивающий страну к коллапсу». Тезисы выступления на заседании Государственной Думы по проекту федерального бюджета

2020-10-28 11:03
Пресс-служба ЦК КПРФ

28 октября в Государственной Думе рассматривается проект федерального бюджета на 2021-2023 гг. На парламентском заседании с оценкой этого документа выступит Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ Г.А. Зюганов. Мы публикуем основные тезисы его выступления.

Бюджет, который правительство предлагает принять на три предстоящих года, мы рассматриваем в чрезвычайно сложной обстановке. Все серьезные специалисты говорят о том, что нынешняя ситуация тяжелее и опаснее кризисов 1998-го и 2008-2009 гг. Сегодня сошлись воедино три главные угрозы, обязывающие нас сплотиться и мобилизоваться. Первая – мировой экономический кризис, резко обострившийся на фоне пандемии коронавируса. Вторая – социально-экономический кризис внутри России, которая вновь, как и в начале XX столетия, становится наиболее уязвимым звеном мировой капиталистической системы, куда страну насильственно втянули без малого три десятилетия назад. И третья угроза – это объявленная нам Западом гибридная война на уничтожение. Враждебная атака на Русский мир, соединяющая в себе самые подлые приемы экономического противостояния и нарастающую военную истерию.

Когда страна сталкивается с такими вызовами, власть обязана сделать все возможное для укрепления ее суверенитета и экономической безопасности. Направить все доступные ресурсы на обеспечение самостоятельного и успешного развития и на поддержку общества, столкнувшегося с катастрофами вымирания и обнищания. Одним из ключевых механизмов достижения этих целей должен быть государственный бюджет. Но его проект на ближайшую трехлетку, который нам предложен, не соответствует вызовам времени и стоящим перед нами стратегическим задачам

Неотъемлемой частью проекта бюджета является прилагаемый к нему социально-экономический прогноз правительства. В нем кабинет министров обязан показать, на какие ресурсы опирается бюджет и чем обоснована его структура. Но прогноз, который сопровождает этот проект, не дает оснований говорить, что правительство реалистично оценивает ситуацию. И что у страны при нынешнем курсе есть реальные ресурсы для роста и технологического прорыва.

Нас уверяют, что с 2021-го экономика начнет расти на 3% ежегодно. При том, что, согласно тому же прогнозу, она по итогам нынешнего года упадет минимум на 4%. Никаких убедительных обоснований того, за счет чего падение так быстро сменится ростом, в прогнозе нет.

Откуда взяться росту, если у нас каждое третье предприятие разорено, либо находится на грани банкротства? Если граждане продолжают стремительно нищать, что исключает увеличение потребительского спроса?

Прогноз, в который нам предлагают поверить, входит в противоречие даже с официальными данными. Потеряв 12% реальных доходов за предыдущие 5 лет, наши граждане за первые 9 месяцев 2020-го стали, согласно Росстату, еще на 5% беднее, чем в прошлом году. Российские и зарубежные специалисты приходят к более печальным выводам и говорят, что реальные доходы трудящихся упали в этом году на 10-11%. По подсчетам международных финансовых организаций, быстрее, чем у нас, люди беднеют только в Бразилии, Мексике и ЮАР. То есть мы в первой четверке по темпам обнищания.

Нам обещали двукратное снижение бедности, технологический прорыв и вхождение в первую пятерку мировых экономик. Но при нынешнем курсе этих целей добиться невозможно. Он превращает Россию не в одного из лидеров по экономическому развитию, а в мирового лидера по социальному неравенству. В США 1% самых богатых владеет 42% национального богатства, в Бразилии – 48%, в Индии – 58%, а у нас – тремя четвертями. Девять десятых финансовых активов страны – в руках того же одного процента богачей. Каждый второй гражданин России при этом живет на 7 долларов в день. А правительство в упор не желает этого видеть и продолжает твердить: «драйвером» роста станет потребление. 

Нас со всех сторон обложили санкциями и усиленно выталкивают с сырьевого рынка. На фоне снижения нефтегазовых цен падает спрос на наше сырье. Сырьевая игла ломается у нас на глазах, но страну пытаются посадить на нее еще плотнее. Отечественную электронику, авиапром, прикладную и фундаментальную науку, образование – все, от чего зависит развитие, модернизация экономики – этот бюджет сажает на голодный паек.

Расходы на науку размазаны по всем разделам, в каждом из которых ей достались жалкие крохи. Как можно при такой политике обеспечить научно-технический прорыв? Так его можно только саботировать – вместе с другими обещаниями и установками, заявленными в послании и указах президента.

Какую из заявленных им целей ни возьми – все они буквально идут под нож в этом бюджете.

Обещали максимально укреплять обороноспособность страны. Но по разделу «Национальная оборона» и по госпрограмме развития вооружений расходы урезаются.

Уверяли, что бюджет будет социально ориентированным. А вместо этого уменьшают финансирование по разделу «Социальная политика» и по программе социальной поддержки граждан.

Заверяли, что в условиях пандемии будут поддерживать попавших в трудную ситуацию. На днях президент еще раз напомнил: у нас только официальная безработица с начала этого года выросла уже в 6 с лишним раз. Но что мы видим в бюджете? Урезание программы поддержки занятости.

Много раз торжественно объявляли, что будет развернута масштабная программа обновления жилого фонда страны, 40% которого – в аварийном состоянии. А что на деле? Режут финансирование и по разделу «ЖКХ», и по программе обеспечения граждан доступным жильем, и по нацпроекту «Жилье и городская среда».

Клялись укреплять дальневосточные рубежи России, всеми силами стимулировать активное заселение Дальнего Востока. А в бюджете и госпрограмму его развития пустили под нож. 

О какой социальной ориентированности бюджета можно говорить, если его составители существенно понижают финансирование по разделу «Здравоохранение», а программу развития отечественной фармацевтики откровенно грабят? В нынешней ситуации становится вдвойне необходимым совершенствование стационарной медицинской помощи. А в бюджетном проекте ее финансирование к концу трехлетки сокращается на 34% по сравнению с нынешним. Значит, продолжится кадровое и техническое разорение российских больниц. Власть рассказывает о важности поддержки медицинских работников, принявших на себя главный удар в период пандемии. А в проекте прописано: к 2023 году на 15% в сравнении с 2020-м урезать финансирование скорой помощи.

 Это абсолютно антисоциальная авантюра, которая выглядит вдвойне циничной на фоне коронакризиса. Мы уже успели сполна хлебнуть последствий «оптимизации» медицины, столкнулись с нехваткой медперсонала в регионах, с нарастающим дефицитом лекарств, 70% которых в наших аптеках – импортные, а остальные сплошь состоят из иностранных компонентов. Но авторам бюджетного проекта этого, похоже, мало. Если посмотреть, что они нам навязывают, складывается ощущение, будто их цель – окончательно добить отечественную медицину.

Анализ этого проекта приводит к выводу, что его составители совершенно равнодушны к демографической катастрофе, с которой столкнулась страна. Неужели им все равно, что за годы либеральной вакханалии только численность русских сократилась на 20 миллионов?! Крупнейший народ Европы оказался наиболее стремительно вымирающим народом Планеты. И одними призывами эту катастрофу не остановишь. Тем более, если бюджетная политика отдана в руки тем, кто продолжает громить медицину, резко урезает финансирование направлений, от которых зависит развитие массового спорта. И уменьшает поддержку национального проекта «Демография», что в вымирающей стране является откровенным вызовом обществу. А правительство навязывает нам такой бюджет и спокойно констатирует: в следующие 5 лет население России сократится еще минимум на 1,2 миллиона человек. Но что, кроме вымирания, может ждать страну, бюджет которой – это уже не просто затягивание поясов, а настоящая удавка на шее?

Это проект, который подпевает самым отъявленным русофобам и антисоветчикам, стремящимся втоптать в грязь нашу историю, разрушить национальное самосознание, лишить страну главных скреп, соединяющих ее народы – русской культуры и русского языка.

Составители бюджета проигнорировали нужды детей войны вслед за «Единой Россией», которая восемь раз отвергала в Думе наше требование их поддержать. Это не просто бессовестно по отношению к пожилым людям. Это самое настоящее издевательство над памятью о тех жертвах, которые принес наш народ во имя Великой Победы. О подвигах, которые он ради этой Победы совершил. И это издевательство творится в год ее 75-летия!

Те, кто верстал этот бюджет, не постеснялись резко сократить финансирование отечественной культуры. Не постыдились заявить, что отбирают последние крохи у программы развития русского языка и других языков народов России. Это глумление и варварство! По сути – антинациональный погром с помощью финансового оружия.

Невозможно говорить о государственных инвестициях в развитие, соответствующих важнейшим стратегическим задачам, если из года в год доходы и расходы бюджета сокращаются относительно ВВП. Но именно это происходит у нас. И такая тенденция в представленном проекте бюджета только усиливается. Это значит, что все меньшая доля тех богатств, которые создаются руками трудящихся, попадает в казну и используется на благо страны и народа. А все большая доля этих богатств оседает в карманах олигархии. Для бюджетной политики не только наиболее развитых экономически стран, но и абсолютного большинства государств, существующих на Планете, характерен прямо противоположный принцип: доля доходов и расходов бюджета относительно ВВП растет. Но нам навязана модель вопиющего социального неравенства. И она прямо проявляется в бюджетной политике.

Проблема сокращения расходов относительно ВВП касается и таких важнейших сфер, как образование и здравоохранение. У нас бюджетные расходы на них сегодня – в районе 1% от ВВП. А к концу предстоящей трехлетки, согласно проекту правительства, будет уже меньше 1%. Но мировой опыт доказал: если страна не тратит минимум 6-7% от ВВП на образование и 10% - на медицину, она не может быть сильной и конкурентоспособной и не в состоянии войти в число мировых лидеров.

Свой проект тотального урезания составители бюджета оправдывают коронавирусом и порожденными им экономическими проблемами. Но колоссальные проблемы, с которыми сегодня столкнулась страна, закладывались задолго до коронавируса. Они порождены разрушительным социально-экономическим курсом, который был начат «шоковыми терапевтами» 90-х и с тех пор фактически не менялся. Предложенный нам бюджет прямо наследует этому курсу, наследует ельцинско-гайдаровской идеологии криминального капитализма, продолжающей сеять по стране смертельно опасную либеральную эпидемию.

У страны есть колоссальные финансовые резервы, в два с лишним раза превышающие размер федерального бюджета. Но правительство замораживает их, не использует для инвестиций в экономику и социальную сферу. И вместо этого гигантскими темпами наращивает государственный долг. Расходы на его обслуживание, то есть выплата процентов по нему – единственное направление, по которому в бюджете предусмотрен действительно внушительный рост. Попросту колоссальный – 80% за три года. Стране придется за трехлетку выплатить для погашения процентов по госдолгу сумму, почти равную тем 5 триллионам, которые правительство намерено вложить в восстановление экономики на фоне кризиса. У нас на эти меры и так предусмотрено в 10 раз меньше средств, чем в США и ведущих странах ЕС. Но и эти средства будут фактически «съедены» выплатами по набранным кредитам, в которых нет реальной необходимости.

Так и не изменена в интересах трудящихся налоговая политика. На фоне сугубо косметических изменений сохраняется, по сути, все та же плоская налоговая шкала, согласно которой и миллиардеры, и нищие отчисляют в казну одинаковую долю своих доходов.

Так и не поставлен барьер на пути нуворишей, которые грабят страну, ежегодно выводя за рубеж триллионы рублей – суммы, в разы превышающие расходы на национальные проекты и важнейшие государственные программы. Этот грабеж усугубляется тем, что в частные руки передана добыча золота и других драгоценных металлов. В результате это гигантское достояние тоже утекает за границу.

На таком гнилом фундаменте бюджет развития выстроить невозможно.

Не выстроить его и при таком количестве откровенно коррупционных лазеек, которые возникают в представленном нам проекте. Они категорически не вяжутся с многочисленными обещаниями президента и правительства бороться с нецелевым расходованием бюджетных средств, с коррупцией в сфере распоряжения государственными финансами.

Говоря прямо, в этом бюджете уже заложена основа для его бесконтрольного использования. Заложена следующим способом: в каждом из разделов имеется строка «Другие вопросы» или «Прочие расходы». И в представленном проекте как никогда значительные суммы прописаны именно в этих абстрактных строчках. Оценить их соответствие целевому назначению крайне сложно. Между тем, доля так называемых «других» расходов по отдельным разделам достигает баснословных масштабов. Так, девять десятых средств, выделяемых по такому важному направлению, как охрана окружающей среды, отнесены к «другим расходам». К ним же отнесено 43% средств, направляемых в 2021 году на поддержку национальной экономики и 39% средств, выделяемых на здравоохранение.

В общей сложности 3,6 триллиона рублей составители бюджета хотят в следующем году оставить нераспределенными по целевому направлению. Сумма, превышающая оборонные расходы страны! И это не просто «заначка», возможность для дополнительного финансового маневра. Это – прямая предпосылка к коррупционным нарушениям при использовании бюджетных средств. Механизм, помогающий уйти от ответственности за их нецелевое расходование.

Всестороннюю и ответственную оценку бюджетному проекту КПРФ дала в обращении «Бюджет либеральной эпидемии», ознакомиться с которым мы призываем всех граждан и представителей власти.

Время доказывает: на нашей стороне – полноценная программа «10 шагов к достойной жизни». Предложенный нами проект бюджета развития. 12 антикризисных законов, внесенных КПРФ в Государственную Думу. 15 поправок в Конституцию, принятия которых мы требуем в качестве законодательной основы для смены разрушающего страну курса.

На стороне либеральных фундаменталистов, продолжающих управлять экономикой и финансовой сферой, - бездарная политика и вытекающий из нее бюджет деградации. Он еще раз подтверждает: альтернативой нашей программе может быть только углубление кризиса и социальный коллапс. Поддерживать бюджетный проект, толкающий страну на такой путь, мы не имеем права.