Минобрнауки России обрадовало: в 2020 году средний размер академической стипендии в России превысит 3 тысячи рублей. Это менее четверти от прожиточного минимума. «Аттракцион неслыханной щедрости» комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Ю.В. Афонин.
-
В девяностые годы, когда я сам был студентом, появился такой невесёлый анекдот:
раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются, –
вспомнил Юрий Вячеславович. – К сожалению, за эти 20 лет ситуация если и
изменилась, то совсем не в лучшую сторону. Молодёжь вгоняют в потребительскую
гонку и, чтобы бы быть «не хуже, чем все», многие парни и девчонки за новую
модель смартфона или модную вещь готовы горбатиться по ночам, выходным и
праздникам. А ведь есть ещё действительно насущные, жизненные потребности –
еда, проезд, расходы на учёбу, которые неизбежны даже при бюджетном обучении.
Студентам, проживающим в общежитиях, ещё сложнее, чем их товарищам, которые
учатся в своих городах и живут с родителями.
При
этом минимальный размер академической стипендии в российских вузах сегодня
составляет 1633 рубля, а средний – 2980 рублей. В сентябре 2018 года этот
показатель увеличился примерно на 4%, сейчас – на 4,3%, то есть примерно по уровню
официальной инфляции, а значит, реальный размер и без того очень скромной
материальной господдержки студентов за год снизился – на товары первой
необходимости цены растут гораздо быстрее. В следующем году Минобрнауки обещает
«расщедриться» на 90-рублёвую прибавку, то есть лишь на 3%. Даже далеко за
пределами Москвы этих денег не хватит на то, чтобы хоть один раз досыта
наесться в студенческой столовой. А в 2021-2022 годах чиновники обещают
раскошелиться уже на 4-процентную прибавку: «Получите, господа студенты, и ни в
чём себе не отказывайте!» Между тем, продукты, проезд, канцтовары и т.д.
дорожают ежегодно, и не на какие-то 3-4%, а гораздо значительнее, то есть
реальный размер студенческих стипендий будет неизбежно снижаться.
Да,
в России есть и другие виды стипендиального обеспечения студентов – это и
социальная стипендия для соответствующих категорий обучающихся, и
дополнительные выплаты за успехи в научной, творческой, спортивной жизни вуза. Но,
во-первых, эти выплаты нестабильны и зачастую зависят от того, есть ли у вуза
«заначка» на эти цели. А её может и не быть. Во-вторых, здесь, как и при
распределении стимулирующих надбавок педагогам, может сработать субъективный
фактор. И дополнительную стипендию получат студенты, близкие к администрации
вуза или факультета, активисты провластных организаций и прочие «правильные»
ребята, а какой-нибудь талантливый и одарённый бунтарь так и останется со
своими двумя с половиной тысячами.
Отдельная
тема – стипендии учащихся техникумов и колледжей, в которых теперь ведётся
подготовка по программам как среднего профессионального, так и начального
профессионального образования, чем раньше занимались упразднённые несколько лет
назад профтехучилища. Эти учебные заведения в большинстве своём переданы на
региональные бюджеты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для обучающихся
в системе начального профобразования с сентября 2019 года стипендия составила порядка
560 рублей, среднего профобразования – менее 900рублей.
Это,
в лучшем случае, на чай с булочкой в буфете, на большее уже не хватит. А ведь
чиновники со всех трибун сегодня стенают, как не хватает стране
квалифицированных рабочих, что престиж этих профессий нужно поднимать, что у
нас перепроизводство специалистов с высшим образованием, которые потом
оказываются невостребованными на рынке труда. Стипендия в пятьсот или даже
тысячу рублей – это стимул для молодёжи идти в колледжи и техникумы?
Между
тем, ссузы зачастую дают весьма сильную базовую подготовку, их выпускники,
которые потом идут уже в вузы, оказываются минимум на полголовы выше своих
товарищей, которые пришли в университеты и институты сразу после школы.
Поэтому, если мы хотим действительно вернуть былую славу рабочим профессиям,
нужно пересматривать систему стипендиального обеспечения учащихся колледжей и
техникумов.
Напомню:
в СССР стипендии в ссузах и вузах колебалась от 30 до 50 рублей, что позволяло
полноценно учиться без необходимости постоянной подработки. Например, поесть в
студенческой столовой можно было и за 50 копеек. Проезд в транспорте стоил 3-5
копеек, по льготному проездному – дешевле, плата за общежитие – символическая
пара рублей в месяц.
Вот
в этом и состоит принципиальная разница: советский студент именно подрабатывал,
чтобы накопить денег, скажем, на мотоцикл, летний отдых, на свадьбу (тогда
вступали в брак раньше), но в принципе можно было прожить и на стипендию. А
российский студент, как правило, работает, чтобы оплатить учёбу (кому не
хватило бюджетного места), жильё (кому не дали общежитие, а это не редкость),
нормально питаться и одеваться. Кому-то даже приходится финансово помогать
родителям или младшим братьям и сёстрам. Фактически же две трети нашего
студенчества живут в бедности, и работа помимо учёбы для большинства из них –
это возможность просто выжить в большом городе.
В
подготовленном лучшими специалистами фракции КПРФ в сфере образования – И.И.
Мельниковым, О.Н. Смолиным, Ж.И. Алфёровым – законопроекте «Образование для
всех» использован как лучший советский опыт, востребованный и сегодня, так и
новации с учётом мнений профсоюзов, педагогического, родительского и
студенческого сообществ.
В частности, предусмотрено повышение стипендий студентов до тех параметров, которые существовали в советское время. Это социальная стипендия в размере прожиточного минимума и академическая – в размере 80% от него, для учащихся ссузов – 60%. «Единая Россия» этот документ отклонила, но мы и дальше будем бороться за его принятие!