Пусть доброй, светлой и вечной будет память об этом замечательном человеке, мастере и созидателе – Георгии Николаевиче Данелия.
Он
весь – дитя добра и света
Он
весь – свободы торжество
(А.Блок)
Трудно представить более советскую
биографию, чем у Георгия Николаевича Данелия – даже родился он благодаря тому,
что Октябрьская Революция смела все классовые различия и открыла пути настоящим
талантам.
Его отец – простой грузинский
крестьянин, смог получить высшее образование в престижном московском вузе, стал
Главным инженером Метростроя Москвы и всего Советского Союза, дослужился до
звания генерал-майора.
Мать – дворянка, из рода Анджапаридзе,
вопреки байкам про «классовые репрессии», работала режиссёром на «Мосфильме», и
даже стала лауреатом Сталинской премии первой степени.
Сам Георгий Николаевич окончил
Московский архитектурный институт (бесплатно, разумеется), работал в Институте
проектирования городов, а потом получил второе высшее образование (тоже
бесплатно, разумеется) и стал режиссёром.
С самого первого его фильма «Серёжа» по
повести Веры Пановой появился особый режиссёрский почерк Данелии – острый
взгляд на окружающий мир, интерес к простому человеку, его жизни и заботам,
мягкий юмор, и доброта, доброта, доброта, согревающая каждый кадр его фильмов.
«Лирической комедией» называл
Горький последнюю пьесу Чехова «Вишнёвый сад». «Лирическая комедия» –
так определил жанр, сформировавшийся в фильме «Я шагаю по Москве» сам Данелия. По
стилистике и канону этот жанр напоминал итальянский неореализм Росселини и
Висконти, по глубине был продолжением русской чеховской традиции – но заново созданный в совсем иных социальных
условиях, в другой идеологии и отношениях между людьми.
При сдаче фильма художественному совету
никто из членов совета не смеялся – они просто не понимали, почему эта лента
представлена как комедия. Но фильм был принят – и стал советской классикой, и
даже направлен на кинофестиваль в Каннах.
При сдаче следующей картины – прямо
скажем, менее удачной, не ставшей событием в кинематографе, «Тридцать три» –
фильм принят не был и положен на полку. Но о том, что было дальше, рассказывает
сам Георгий Николаевич: «После
перестройки, когда все стали хвастаться своими «закрытыми» фильмами, я решил
примкнуть к хору и тоже стал рассказывать, что мой фильм «Тридцать три»
пролежал на полке двадцать пять лет. Но номер не прошёл: в застойные
семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране».
А потом были триумфальные «Афоня»,
Мимино», «Осенний марафон», награды и премии, титулы и звания, признание и
подражания.
Он был великим мастером, он оставил
великое наследие, он оставил прекрасную школу – но даже лучший ученик не может
стать повторением учителя, он может стать новым мастером – и это будет
высочайшей благодарностью доброму человеку из «Мосфильма».
И в заключение хотелось бы снова
привести слова Георгия Николаевича: «…я
ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть
жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она
дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что
хотел. Но снял только то, что хотел!».
Но кто из великих мастеров успевал
снять, написать, создать всё, что хотелось?
Пусть доброй, светлой и вечной будет
память об этом замечательном человеке, мастере и созидателе – Георгии
Николаевиче Данелия.
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель
фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов.