Бюджет любого государства отражает характер и состояние его экономики, основные направления политики власти, её суть. Анализируя, из чего складываются доходы государственной казны и на что направляются её расходы, можно уверенно сделать выводы о том, каковы приоритеты страны, какие цели — не на словах, а на деле — преследует её руководство. И в какой мере оно выполняет свои обязательства перед обществом, удовлетворяя его потребности.
Всё это прямо относится и к федеральному бюджету
России, проект которого на 2019—2021 годы сейчас рассматривается в
Государственной думе.
Проект
на фоне кризиса
Любому
здравомыслящему человеку ясно, что Россия столкнулась с труднейшими
историческими вызовами. Как с внешнеполитическими, связанными с нарастающим
давлением США и их натовских сателлитов, так и внутренними, касающимися кризиса
промышленного, технологического и духовного развития. В итоге мы имеем массовое
обнищание граждан, усугубляющееся социальное расслоение в обществе, вымирание
страны и резкое падение доверия к власти.
За
последнее время я неоднократно выступал с анализом ситуации, в которой мы
подошли к рассмотрению бюджета на предстоящую трёхлетку. Но для того, чтобы
яснее понять, в какой обстановке готовился новый бюджетный проект и какой
бюджет сегодня нужен России, необходимо ещё раз выделить ключевые проблемы.
Именно их правительство обязано было учитывать в первую очередь. И только при
соблюдении этих условий предложенный бюджет можно было бы признать достойным
утверждения.
Вот
главные из этих проблем:
—
Рост российской экономики (ВВП) по-прежнему не выходит за пределы
статистической погрешности. Он минимум в три раза уступает среднемировым
темпам. На днях министерство экономического развития официально признало, что к
концу лета рост ВВП в годовом выражении замедлился до 1%.
—
Практически вся экономика, кроме сырьевого сектора, демонстрирует сокращение
объёмов производства. Устойчивое снижение наблюдается почти в трёх десятках
регионов. Закономерным образом падает и прибыль предприятий.
—
Усиливается технологический кризис в промышленности. Более половины её
производственных мощностей изношены и давно требуют обновления. Этот кризис уже
охватил и сырьевой сектор, угрожая резким падением нефтедобычи в ближайшие
годы. Что может похоронить остатки нашего экономического роста, который
держится исключительно на нефтегазовой отрасли.
—
Из-за неблагоприятных погодных условий, которые привели к объявлению режима
чрезвычайной ситуации в 18 регионах, производство сельхозпродукции упало в
нынешнем году почти на 10%. Это требует серьёзного усиления поддержки
отечественного агропрома.
—
Снова ускорился вывод за рубеж капиталов, сколачиваемых за счёт эксплуатации
российских сырьевых и трудовых ресурсов. Олигархия, в руках которой
сосредоточены крупнейшие предприятия и основные производственные мощности,
по-прежнему ничего не вкладывает в развитие отечественной экономики, в её
технологическую модернизацию. Всё это подрывает конкурентоспособность России и
перспективы её развития.
—
Вопреки уверениям власти, продолжается падение реальных доходов граждан. Даже у
тех, у кого зарплаты номинально растут, этот рост «съедает» инфляция, которая
на деле существенно выше официальной. Покупательная способность зарплат и
пенсий снижается. Всё больше россиян — и работающих, и пенсионеров — попадает в
долговую кабалу, прибегая к банковским кредитам как к последней возможности
выжить. Доходы стабильно растут только у нуворишей, прибравших к рукам девять
десятых национального богатства.
—
Грабительская пенсионная «реформа», рост тарифов, увеличение числа
разнообразных поборов с граждан, повышение налога на добавленную стоимость
неизбежно повлекут за собой рост цен. Всё это усугубляет обнищание народа,
тормозит развитие производства.
—
В России нарастает демографический кризис. Страна продолжает вымирать. Только с
начала 2018 года российское население сократилось на 170 тысяч человек.
—
На этом фоне транснациональный капитал, США и их приспешники наращивают
политическое и экономическое давление на Россию. Они объявили нам войну. А
война требует максимальной консолидации общества и мобилизации ресурсов.
Необходимость
противостоять всем этим опасным процессам была заявлена президентом В.В.
Путиным в Послании и в Указе, подписанном 7 мая нынешнего года. Глава
государства объявил программу на ближайшие шесть лет. Её ключевые пункты
состоят в следующем:
—
Россия должна войти в первую пятёрку ведущих экономик мира и выйти на ежегодный
рост ВВП как минимум не уступающий среднемировому. Сегодня это 3,5%.
—
Необходимо добиться технологического прорыва, который гарантирует качественный
рост российской промышленности. Повысит конкурентоспособность страны. Станет
залогом не только экономической безопасности, но и безопасности национальной.
—
Нужно обеспечить устойчивый рост населения России. Обязательное условие
достижения этой цели — ускоренное развитие отечественной медицины и её
доступность.
—
Важнейший приоритет государства — повышение качества жизни граждан, рост их
благосостояния. Для внутренней политики это такая же первоочередная задача, как
укрепление обороноспособности — для политики внешней.
В
ответ наша партия заявила, что достижение этих целей возможно только в том
случае, если российский бюджет будет существенно увеличен. Желательно — на 10
триллионов. И ресурсы для его увеличения есть. Но чтобы ими воспользоваться,
необходимо принципиально изменить экономический курс. А прежде всего —
олигархический характер российской экономики.
Но
вместо изменения курса страну буквально оглушили вероломной пенсионной
«реформой». Этот закон, протащенный «Единой Россией» несмотря на массовые
протесты и категорическое несогласие с ним 80% граждан, только усугубляет
социальный кризис.
Он
принят в стране, где уже сегодня, по оценкам независимых исследователей, каждый
десятый не имеет никакой работы, а суммарное число полностью и частично
безработных составляет почти 20%. Создавать колоссальную нагрузку на рынок
труда, выталкивая на него целую армию потенциальных безработных, ещё вчера
имевших право на пенсию, — это самая настоящая авантюра!
Согласно
докладу Всемирного банка, при нынешней социально-экономической ситуации в
России каждый четвёртый из тех, кому сейчас 15 лет, не имеет шансов дожить до
60 лет.
Не
случайно буквально все аналитики, за исключением тех, кто прямо обслуживает
власть, в один голос твердят: народ никогда не простит такую людоедскую
«реформу» руководству страны. И оно уже не сможет вернуть себе прежнее доверие
граждан.
Тем
не менее ещё сохранялась надежда на то, что при формировании бюджета
правительство проявит элементарную ответственность, постарается привести этот
важнейший документ в соответствие с Посланием президента, с задачами, которые
стоят перед Россией, и с теми опасными вызовами, которые ей брошены. Но анализ
бюджетного проекта заставляет сделать горький вывод: кабинет министров в
очередной раз перечеркнул эту надежду.
Вредные
«достижения»
Реальная
обстановка обязывала правительство сформировать бюджет, который отвечал бы
следующим условиям:
—
Значительное увеличение доходов и расходов бюджета относительно валового
внутреннего продукта.
—
Рост государственных инвестиций в развитие национальной промышленности, её
технологическое обновление.
—
Принципиальное увеличение инвестиций в науку и образование, которые являются
фундаментом развития любого государства.
—
Укрепление обороноспособности, требующее наращивания соответствующих расходов.
—
Усиление продовольственной безопасности и реализация программы
импортозамещения. Активная поддержка сельхозпроизводителей.
—
Увеличение финансирования социальных программ, позволяющих реально бороться с
бедностью, способствующих повышению благосостояния граждан.
—
Существенный рост финансирования здравоохранения, что вдвойне необходимо в
условиях вымирания страны.
Предложенный
правительством проект бюджета фактически не отвечает ни одному из этих
важнейших условий.
Согласно
этому проекту, расходная часть бюджета в 2019 году увеличивается по сравнению с
2018-м на 1,2 триллиона рублей. Это ровно столько же, сколько, по данным
«Форбс», за 9 месяцев текущего года прибавили к своему суммарному состоянию 23
российских долларовых миллиардера. Богатство двух десятков главных олигархов
растёт в таком же масштабе, в каком увеличиваются расходы бюджета, от которого
зависит благополучие всей России!
Вот
тот вопиющий результат, к которому привели без малого три десятилетия
капиталистического разбоя под руководством неолибералов.
Правительство
с гордостью заявляет, что подготовило профицитный бюджет, то есть заложило в
него превышение доходов над расходами. В 2019-м оно составит почти два триллиона,
в 2020-м — 1,2 триллиона, в 2021-м — около триллиона рублей.
О
тех же «успехах» заявляет и глава правительства Д.А. Медведев в своей недавней
программной статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития».
На самом деле никакой стратегии у правительства нет. И о бюджете,
представленном в Думу, здесь почти ничего не говорится. Эта статья отражает не
стратегию развития, а тактику замалчивания реальных проблем и подмены их
решения общими фразами.
Ограничивая
расходную часть бюджета под предлогом достижения его «сбалансированности» и
бездефицитности, правительство душит страну, блокирует её потенциальные
возможности.
Это
«классический» сценарий, диктуемый Международным валютным фондом и другими
глобалистскими структурами в интересах транснационального капитала в целях
сохранения его контроля над экономикой формально независимых государств,
которые на деле подвергаются беспощадной колонизации. Одним из ключевых
механизмов этой колонизации как раз и является бюджетный процесс.
Этим
же объясняется и то, что кабинет министров упорно не желает отказываться от так
называемого бюджетного правила. Согласно ему, доходы бюджета формируются,
исходя из цены 40 долларов за баррель российской нефти — даже если её рыночная
цена вдвое выше. А остальная часть сырьевой выручки тратится не на нужды
государства и общества, а оседает в карманах олигархов или направляется в
Резервный фонд.
При
этом проект бюджета на предстоящую трёхлетку основан на правительственном
прогнозе снижения нефтяных цен по сравнению со средней ценой 2018 года: на 9% в
2019 году, на 15% — в 2020-м и на 17% — в 2021-м. В проект заложена и тенденция
снижения мировых цен на газ, поскольку они зависят от цен на нефть.
Следовательно, предполагается существенное уменьшение сырьевых доходов, необходимых
российской экономике.
«Рост»,
равносильный падению
Прогнозируемый
в проекте рост ВВП крайне низок и явно не соответствует требованию главы
государства об экономическом прорыве и задаче войти в пятёрку крупнейших
экономик мира. В 2019-м кабинет министров ожидает роста всего лишь на 1,3%, в
2020-м — на 2%. И только в 2021-м прогнозирует достижение трёхпроцентного
роста. Нужно напомнить, что предыдущий бюджетный прогноз правительства
предполагал рост ВВП в 2019 году на 2,2%. Теперь кабинет министров существенно
снижает его, в очередной раз подтверждая несостоятельность своих прогнозов.
В
главном финансовом документе нет конкретных указаний на реальные источники
роста экономики. Их блокирует политика власти, подчинённая интересам олигархии
и стоящего за ней транснационального капитала.
На
первый взгляд, проект бюджета обещает хотя бы небольшой рост инвестиций.
Если
в текущем году они составляют 17% от ВВП, то в 2019-м — 17,6%, в 2020-м —
19,1%, а в 2021-м — 19,7%. Однако при столь серьёзном технологическом
отставании, при таком износе основных фондов во всех отраслях экономики этот
показатель должен быть не менее 25% к ВВП.
О
слабой эффективности экономики свидетельствует и низкий показатель роста
прибыли так называемых прибыльных организаций. Его можно было бы оправдать,
если бы росла доля фонда оплаты труда. То есть повышались бы доходы трудящихся.
Но и соотношение между фондом оплаты труда и ВВП на прогнозируемый период
остаётся практически неизменным и очень низким: от 22,8% в 2019 году до 23,1% —
в 2021-м.
При
таком соотношении и незначительном росте ВВП на повышение уровня жизни
работающих граждан рассчитывать не приходится. Их номинальные доходы
по-прежнему будут отставать от инфляции. Короче говоря, обнищание продолжится.
Это подтверждают и прогнозы мин-экономразвития: заработная плата в течение
ближайшей трёхлетки будет в среднем расти не более чем на 2—3% ежегодно. Она не
превысит даже официально прогнозируемую инфляцию в 4—5%, которая, по мнению
независимых специалистов, занижена в правительственных расчётах минимум вдвое.
Обнищание
россиян становится хроническим. У 81% средств едва хватает на еду и одежду — в
основном на самую дешёвую. Только 19% могут позволить себе покупку товаров
длительного пользования на те средства, которые зарабатывают, не прибегая к
кредитам.
Об
отсутствии позитивных перспектив свидетельствует колоссальный разрыв,
заложенный в бюджетном проекте между темпами роста экспорта и импорта. Экспорт
российской продукции, от которого зависят валютные поступления, за три года
вырастет всего на 1,1%. А импорт, требующий валютных ресурсов, — на 21%!
С
этим вопиющим бюджетным прогнозом прямо соотносится и запланированное в проекте
бездушное сокращение финансирования программ поддержки российского
крестьянства.
В
2019 году правительство планирует урезать государственную программу развития
сельского хозяйства на 12 миллиардов рублей в сравнении с фактическими
затратами этого года. А к концу трёхлетки расходы на неё снизятся почти на 24
миллиарда. На техническую модернизацию аграрного сектора в следующем году будет
выделено в 5 раз меньше средств, чем в текущем. Программа развития отраслей
аграрно-промышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение,
недосчитается трёх миллиардов. А подпрограмму по устойчивому развитию сельских территорий,
чрезвычайно важную для тех, кто трудится на земле, кабинет министров вообще
выбросил на помойку. Как говорится, режут курицу, которая несёт золотые яйца.
Это
откровенно антинациональная политика. Она абсолютно не отвечает задаче
импортозамещения, подрывает конкурентоспособность и продовольственную
безопасность России, которую сегодня пытаются загнать в угол с помощью санкций.
И будут шантажировать тем жёстче и циничнее, чем сильнее будет расти наша
зависимость от поставок зарубежной продукции. Предпосылки для такой ситуации
прямо закладывает предложенный бюджет.
Эта
политика уже привела к фактическому захвату нашего рынка иностранным капиталом,
удушая тем самым российское национальное производство.
Минимум
две трети пищевой промышленности контролируются зарубежными собственниками. В
секторе торговли доля иностранного капитала превышает 80%. В результате
торговые сети отказываются принимать российскую продукцию и наводняют полки
импортом — в основном низкокачественным, а зачастую и откровенно опасным для
здоровья.
КПРФ
уже неоднократно обращала внимание граждан и власти на то, что у нас фактически
отсутствует отечественная торговля, способная поддерживать национальных
производителей. Её угробили те, кто лоббирует интересы иностранных
производителей и поставщиков и помогает им получать гигантские прибыли ценой
разрушения российской лёгкой и пищевой промышленности.
Но
это — лишь часть той гигантской проблемы, которую можно назвать самой настоящей
оккупацией иностранным капиталом нашего промышленного сектора в целом. В
стратегически важнейших отраслях от 70% до 99% акций многих формально
российских предприятий принадлежит иностранным компаниям и офшорам. Как
правило, они подчиняются санкциям Запада, направленным против России. Потому
что эти санкции вводят те страны, гражданами которых являются зарубежные
собственники, захватившие наши предприятия. По сути, они — агенты наших
противников. В росте российской экономики эта публика абсолютно не
заинтересована. Её волнует только личное обогащение, собственный капитал.
То
же самое можно сказать и о нашей доморощенной олигархии, представляющей собой
послушный «филиал» транснационального капитала. Она не укрепляет отечественную
экономику, не финансирует её развитие и модернизацию, а грабит страну,
выкачивая из неё ресурсы и выводя гигантские средства за рубеж. То есть
действует как иностранный легион, проводящий колониальную политику. И наличие у
этих господ российских паспортов ничего не меняет.
Как
можно рассчитывать на то, что провозглашённая властью задача экономического и
технологического прорыва будет реализована, если основные ресурсы находятся в
руках таких собственников? Без решения этой проблемы любые программы развития и
самые многообещающие указы президента останутся лишь благими пожеланиями. Но
власть не хочет это признавать. Более того, на примере предложенного
правительством бюджетного проекта она демонстрирует стремление окончательно
узаконить оккупацию отечественной экономики.
Расходы,
которые проглотит инфляция
Если
оценивать проект бюджета поверхностно, можно поверить, будто нас действительно
ждёт рост бюджетных доходов и расходов. Но на деле это не так. В проекте
заложено только их номинальное повышение, а не реальное.
Доходы
бюджета относительно ВВП в следующие три года снижаются: с 18,5% в текущем году
до 17,7% в 2021-м. В рублёвом выражении это снижение составит без малого
триллион.
За
предстоящий трёхлетний период расходы бюджета вырастут по отношению к 2018 году
на те же 3%, что и ВВП. Следовательно, их увеличение не превысит инфляцию даже
в том случае, если она окажется такой, какую обещает правительство. Реальная же
инфляция наверняка будет более существенной.
Относительно
ВВП расходы, как и доходы, снижаются к концу трёхлетнего периода: до 17,7%
против 18,4% в 2018-м. В денежном выражении это 830 миллиардов рублей —
столько, сколько авторы бюджета намерены выделить в 2019 году на финансирование
образования.
Власть
предлагает нам поверить, что она готова реализовать программу ускоренного
развития экономики и социальной сферы, при этом не увеличивая бюджетные расходы
на них.
Из
года в год в федеральном бюджете аккумулируется всё меньшая часть валового
продукта. Проще говоря, всё меньшая доля богатства, создаваемого в стране,
попадает в казну в виде финансовых ресурсов, которые должны работать на благо
российского общества. Это говорит о постоянном снижении эффективности бюджета и
степени его влияния на развитие России. Главная причина этого в том, что
основную часть доходов, создаваемых усилиями всего трудового народа,
распихивает по своим карманам и личным счетам олигархический клан.
В
период работы над новым бюджетом правительство постоянно уверяло, что будет
существенно улучшено финансирование социальной политики. На деле же расходы по
этому важнейшему направлению вырастут за три года только на 2,5%.
Следовательно, даже с учётом официально прогнозируемой инфляции можно говорить
не о росте, а о фактическом снижении этих расходов.
В
результате объём финансирования программ поддержки семьи и детей останется
крайне незначительным — на уровне 0,7% от ВВП.
На
повышение заработной платы работников детских садов и социальных работников
выделяется всего 331 миллион рублей. Это абсолютно противоречит «майским
указам» президента от 2012 года, в которых было обещано увеличить их зарплату в
1,5 раза.
На
организацию отдыха и оздоровления детей в федеральном бюджете на этот раз
вообще не предусмотрено ни копейки — эти расходы целиком возлагаются на бюджеты
регионов.
Кабинет
министров и в новом бюджетном проекте цинично проигнорировал наши требования
увеличить социальные пособия для «детей войны», у которых фашисты отняли
детство, а нынешняя власть отнимает достойную старость. И выполнить обещание
перед школьниками, которым обещали ежедневный гарантированный стакан молока для
укрепления здоровья. На эти цели не пожелали выделить ни копейки!
Правительство
в очередной раз отказывается от увеличения размера материнского капитала,
который, несмотря на инфляцию и непрекращающееся падение доходов граждан, не
индексируется с 2015 года.
На
обеспечение молодых семей жильём выделено только 5 миллиардов рублей. Этого
явно недостаточно, учитывая, что в очереди на жильё сегодня стоят около 230
тысяч таких семей.
О
выделении средств на строительство новых родильных отделений в субъектах
Российской Федерации в проекте вообще не упоминается. Как не упоминается и ни о
каких новых мероприятиях, направленных на социальную защиту семьи и детства.
Разве можно при этом говорить об ответственном отношении власти к
демографическим проблемам?
Справедливости
ради нужно отметить, что в предложенном бюджете есть важные статьи, по которым
заложен рост расходов, превышающий прогнозируемый уровень инфляции. Прежде
всего, это раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство». Но расходы по нему обгонят
официальную инфляцию только в 2019 году. А уже через два года их планируется
вновь снизить на 5%. Нельзя не сказать о том, что в целом запланированные
расходы на ЖКХ, которое находится в критическом положении, остаются мизерными.
Можно уверенно констатировать: никакой реальной программы масштабного
обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры в предложенном правительством
документе даже не просматривается.
В
сравнении с другими бюджетными статьями довольно заметный рост предусмотрен по
разделу «Образование». В 2021 году он составит 21% по отношению к нынешнему
году. Но с учётом прогнозируемой инфляции этот рост в среднем за трёхлетку не
превысит 9%. При нынешнем положении в образовательной сфере и с учётом её
ключевой роли в деле формирования научного и кадрового фундамента государства
такой масштаб финансирования не решает стратегических проблем.
В
условиях гибридной войны на уничтожение, объявленной России, увеличение
расходов на национальную экономику — это не просто вопрос развития. Это вопрос
сохранения страны, нашего исторического выживания. Новые возможности для такого
увеличения даёт взлёт мировых цен на нефть, обеспечивающий рост сырьевых
доходов. Но для правительства и это не аргумент. Кабинет министров не желает
воспользоваться благоприятной сырьевой конъюнктурой в интересах государства и
общества. Следуя уже упомянутому «бюджетному правилу», он в очередной раз
верстает бюджет таким образом, будто у страны не появились дополнительные
ресурсы. И откровенно ворует их у экономики и граждан, засовывая огромные средства
в очередную кубышку для дальнейшего распила.
В
2019 году расходы на национальную экономику увеличиваются всего на 218
миллиардов рублей. На фоне проблем, стоящих перед Россией, и фактически
разорённой промышленности это совершенно ничтожная сумма. В 2020 году расходы
по этому ключевому разделу бюджета и вовсе снижаются в сравнении с 2019-м на
2%. С учётом инфляции их фактическое снижение составит минимум 5—6%. Очевидно,
что спасать отечественную экономику правительство не намерено. Своими действиями
оно откровенно саботирует указы президента и перечёркивает требования общества.
К
такому же выводу приводит и анализ заложенных в бюджетном проекте расходов на
оборону. В 2019 году они снижаются на 4% по отношению к 2018-му. На 2020-й и
2021 год запланировано их номинальное повышение. Но с учётом инфляции, которую
прогнозируют не чиновники, а авторитетные специалисты, оборонные расходы по
итогам трёхлетки фактически сократятся на 7—8%. США и НАТО в пору аплодировать
составителям российского бюджета. По объёму военных расходов мы уже сегодня
отстаём от своих противников в 15—17 раз. Но правительству, похоже, и этого
мало.
Согласно
бюджетному проекту, финансирование отечественной культуры должно вырасти в 2019
году на 11%. Но уже через год этот рост сменится новым существенным снижением.
Составители бюджета по-прежнему держат курс на тотальную коммерциализацию в
сфере культуры. На фактический отказ государства поддерживать культуру и тем
самым способствовать укреплению духовных, нравственных основ общества.
Абсолютно
неприемлемо, что в проекте предусмотрено существенное снижение расходов по
разделу «Физическая культура и спорт». За три года финансовая поддержка
массового спорта сокращается на 30%. Такое решение могут принимать только те,
кто озабочен в основном показухой. И кого совершенно не волнует здоровье нации.
Как
и в предыдущих проектах бюджета, равномерный и устойчивый рост
предусматривается только по разделу «Обслуживание государственного и
муниципального долга». К концу трёхлетки расходы по этому направлению
увеличатся на треть и превысят расходы по разделу «Межбюджетные трансферты»,
которые к 2021 году сокращаются на 4,3%. Между тем от этих трансфертов зависят
наполнение региональных бюджетов, состояние российской провинции.
В
конечном счёте, почти все разделы нового бюджета, предложенного кабинетом
министров, профинансированы явно в недостаточном объёме. И свидетельствуют о
том, что нам снова навязывают не бюджет развития, а бюджет дальнейшего
погружения в кризис.
Лукавые
«программы развития»
Манипулируя
бюджетом, правительство использует лукавый приём: распределяет значительную
часть средств не только по 14 основным разделам, но и по целевым программам.
Разбрасывание расходов по многочисленным программам вместо их внятного
отражения в основных разделах существенно затрудняет контроль за использованием
казённых средств. Именно в этом, похоже, и заинтересован кабинет министров.
Но
даже при условии, что эти средства будут потрачены в строгом соответствии с
целевыми программами, предусмотренное в них финансирование оказывается крайне
недостаточным.
Так,
на финансирование программы «Научно-технологическое развитие Российской
Федерации» выделено менее 4%, а на обеспечение программы «Экономическое
развитие и инновационная экономика» — менее 0,5% от общей суммы бюджетных
расходов. В целом на инновации выделяется не больше 9% от расходной части
бюджета. Это категорически не соответствует задаче роста экономики на
современной основе.
На
программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»
правительство в 2019 году выделяет менее 300 миллиардов рублей — 1,6% от
расходов бюджета. И всего лишь 2,3% средств, направляемых на реализацию этой
программы, пойдёт на научные исследования и опытные разработки!
Приходится
констатировать: с наукой в этом бюджете обошлись, как с уличной девкой.
Вызывает
возмущение безответственный подход правительства к проблемам авиационной промышленности.
На её поддержку в 2019 году будет выделено около 60 миллиардов рублей — меньше,
чем в 2018-м. Ещё 20 лет назад мы имели колоссальный задел для того, чтобы
сохранить и укрепить мировое лидерство российского авиапрома. Но бюджетная
политика власти на протяжении многих лет способствует его разгрому и
уничтожению. Хотя всем понятно, что без крыльев Россия существовать не может.
Такое
же удручающее впечатление производят заложенные в бюджетном проекте ничтожные
объёмы финансирования электронной и радиоэлектронной промышленности. На неё за
три года планируется выделить 9,9 миллиарда — менее тысячной доли бюджета. А
ведь именно от этой программы зависит цифровизация экономики, о важности
которой неустанно напоминают и президент, и кабинет министров.
В
условиях нарастающего санкционного давления на Россию крайне важно обеспечить
ускоренное развитие фармацевтической промышленности. Тотальная зависимость от
импортных лекарств может обернуться для нас катастрофой. Но что мы видим в
проекте бюджета? Финансовое обеспечение целевой программы «Развитие
фармацевтической и медицинской промышленности» не усиливается, а урезается до
11 миллиардов рублей в 2021 году против 12,6 миллиарда в 2018-м. За этими
цифрами скрывается откровенно преступное равнодушие к одной из важнейших
проблем, прямо относящихся к здоровью людей, к сфере национальной безопасности.
Главные
выводы, которые можно сделать из анализа проекта нового бюджета, таковы:
1.
Несмотря на высокие нефтяные цены, российский бюджет стараниями его составителей
фактически не получает дополнительных доходов. Используя «бюджетное правило» и
навязанный России принцип обязательной профицитности бюджета, кабинет министров
способствует перекачке огромных финансовых ресурсов за рубеж. По сути,
выполняет роль колониальной администрации.
2.
Искусственное ограничение доходов и расходов бюджета, которое заведомо
планируется правительством, служит в первую очередь баснословному обогащению
олигархии ценой ограбления трудящихся, отечественной промышленности и
социальной сферы.
3.
Такой бюджет предусматривает не укрепление экономики и безопасности страны, а
её деградацию. Он провоцирует дальнейшее углубление системного кризиса и
нестабильности в обществе.
4.
Этот бюджет буквально обрекает Россию на то, чтобы она оставалась на сырьевой
игле. Никаких иных вариантов развития он не предполагает. И фактически хоронит
президентскую программу экономического и технологического прорыва.
5.
По существу, нам навязывается не полноценный бюджет, а схема дальнейшего
ограбления государства и граждан, облачённая в форму закона.
Страна
требует смены курса
Ещё
задолго до того, как правительство предъявило парламенту и всей стране проект
нового бюджета, стал очевидным стремительный рост массового недовольства
социально-экономической политикой, с которой общество больше не желает
мириться.
Социологические
исследования показывают: число тех, кто верит утверждениям власти, что страна
преодолела экономический кризис, сократилось до 23%. Рейтинг «Единой России»
упал до уровня 2008 года, когда разразился мировой финансовый кризис. 37%
заявляют о безоговорочном недоверии премьер-министру Медведеву. А ещё 26%
скорее не доверяют ему. Рейтинг президента Путина, по различным данным, тоже
значительно снизился. С момента объявления о повышении пенсионного возраста
глава государства и «партия власти» потеряли 20% поддержки. И это по опросам,
проведённым до подписания пенсионного закона президентом, состоявшегося 3
октября.
Если
в дальнейшем политика власти будет строиться на тех разрушительных принципах,
которые заложены в составленном правительством бюджете, это неизбежно приведёт
к резкому обострению кризиса.
Нужно
говорить прямо: в стране — в том числе и внутри самой власти — есть очень
влиятельные силы, которые заинтересованы в том, чтобы взорвать ситуацию изнутри,
спровоцировать хаос и смуту. Активизация и реванш этих сил становятся всё более
заметными. Как и их влияние на социально-экономическую политику, которое они
стремятся распространить и на другие важнейшие сферы управления. Эти наследники
Ельцина и Гайдара откровенно противостоят стремлению общества добиться смены
губительного курса законным путём — с помощью выборов и референдумов по
важнейшим для России вопросам. Они отвечают на это стремление выборными
подтасовками, административным и судебным произволом. Очевидные для абсолютного
большинства граждан провалы в экономике «пятая колонна» использует как аргумент
для капитуляции перед угрозами со стороны Запада, для послушного принятия
унизительных условий, которые навязывают России наши противники.
Не
случайно бывший министр финансов, а ныне глава Счётной палаты Кудрин — один из
главных архитекторов российского кризиса и негласный лидер неолиберального
крыла во власти — на днях выступил в Российском союзе промышленников и
предпринимателей с заявлением, что нас якобы спасёт только отказ от
принципиальной внешней политики. Он фактически призвал государство поднять
белый флаг, пойти на любые компромиссы с теми, кто сегодня пытается удушить нас
с помощью санкций, политического шантажа и военных угроз.
О
том, что во власти существует активное лобби, выражающее интересы
транснационального капитала, всячески противостоящее возвращению России к
политике созидания и социальной справедливости, говорим не только мы. С этим
всё чаще соглашаются авторитетные экономисты, промышленники, политические
аналитики самых разных взглядов.
Вот
что говорит в своём комментарии к заявлению Кудрина президент Института
национальной стратегии Михаил Ремизов: «Здесь вопрос не столько к Кудрину, а
вопрос к политическому руководству страны, которое вступило в новую войну с
Западом, когда в высших слоях элиты колоссальное прозападное лобби сохраняет
ведущие позиции. Дело тут не в «прозорливости» одного Кудрина, а в том, что он
озвучивает мнение влиятельной группы в элите, и есть высокая вероятность, что
она реализует свои стремления. Но ценой реализации этих стремлений будет
демонтаж Российской Федерации. Если мы их не остановим, то нас не будет как
страны».
Российское
общество и ответственные, патриотические силы не вправе допустить, чтобы этот
страшный прогноз сбылся. Позволить, чтобы повторились «лихие 90-е». Мы не можем
мириться с тем, что нам навязывают экономическую, социальную и бюджетную
политику, которая делает реальной такую перспективу. Альтернативой ей должно
стать объединение наших усилий для борьбы за смену курса в интересах
большинства, за реализацию программы преодоления кризиса. Программы созидания,
которую предлагают КПРФ и наши союзники.
В
основе этой программы — перераспределение национального богатства, находящегося
под тотальным контролем олигархии, в пользу общества и в пользу государственного
бюджета. Это возможно только при условии национализации сырьевого сектора
экономики и ликвидации олигархической семибоярщины.
Другим
важнейшим условием является кадровое обновление во власти, отстранение от неё
тех, кто ставит государственное управление на службу интересам олигархии и
транснационального капитала.
Необходимость
сохранения и возрождения России делает решение названной задачи исторически
неизбежным. Исключительно важно осуществить её мирным путём. Здесь очень многое
будет зависеть от воли президента В.В. Путина. Чем активнее власть будет
сопротивляться таким преобразованиям, тем вероятнее, что у общества не
останется возможностей решить эту задачу нормальным демократическим путём.
Добившись
смены курса, есть возможность реализовать следующие первоочередные меры,
которые позволят сформировать бюджет развития, обеспечить реальный рост
экономики, преодолеть технологическое отставание и массовую бедность:
—
Отмена «бюджетного правила», которая позволит дополнительно зачислять в бюджет
не менее 3 триллионов рублей в год.
—
Изменение налогового законодательства, введение прогрессивного налога на
сверхдоходы богачей. Это обеспечит казне ещё минимум 4 триллиона дополнительных
доходов.
—
Упразднение налога на добавленную стоимость, способствующего росту цен. Оно
даст мощный импульс развитию экономики, позволит существенно снизить цены на
отечественную продукцию и повысить её конкурентоспособность на внутреннем и
внешнем рынках. Это принесёт дополнительные доходы предприятиям и трудящимся,
поможет повысить уровень жизни граждан. Рост объёмов производства в первый год
после введения такой меры может достигнуть 6%, а в последующее годы — и того
больше.
—
Снижение ключевой ставки Центробанка по кредитам для предприятий. Это сделает
доступными для отечественных производителей кредитные ресурсы банковской
системы в объёме, необходимом для запланированного в экономике рывка.
—
Полная загрузка производственных мощностей промышленности, которые сегодня
используются в различных отраслях только на 20—60%. Это позволит удвоить выпуск
промышленной продукции.
—
Создание полноценной национальной сети оптовой и розничной торговли,
действующей в интересах отечественных производителей.
—
Постепенное отстранение от управления крупнейшими предприятиями иностранных собственников.
В условиях санкций и усиления международной напряжённости их влияние на
российскую экономику становится вдвойне опасным.
За
бюджетом экономической колонизации, предложенным кабинетом министров, отчётливо
просматривается идеология колонизации страны в целом. Мы противопоставляем этой
идеологии патриотическую программу развития «Десять шагов к достойной жизни»,
гарантирующую сохранение нашего суверенитета и укрепление национальной
безопасности.
При условии массовой поддержки гражданами нашей программы и нашей общей борьбы мы непременно добьёмся победы над силами кризиса, деградации и хаоса. Это требует сплочения и активных действий всех патриотических сил страны.