Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Ю.В. Афонин: В сфере водных ресурсов России накопилось много проблем, но коммунисты знают, как их решить!

2017-05-17 23:34
Ю.В. Афонин, член Президиума и секретарь ЦК КПРФ, 1-й зампред комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Год Экологии Россия встречает целым «букетом» проблем в сфере водных ресурсов и водопользования. Но в КПРФ знают, как их решать!

По оценкам ООН, каждый седьмой житель Земли не имеет достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд человек – к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 % и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды. Поэтому вода – самый драгоценный минерал нашей планеты, и в некоторых странах она стоит уже дороже бензина.

В России сосредоточены огромные запасы пресной воды. В одном только озере Байкал содержится пятая часть её мировых объёмов. Но тратим мы этот ценнейший ресурс крайне нерационально. По данным специалистов, 59% российской воды потребляет промышленность, 21% уходит на коммунально-бытовые нужды и для питья, на орошение расходуется 13%, в запасе – не более 7% пресной воды.

При этом до 15% – это потери от дырявых и гнилых труб, добавьте сюда неэффективный полив сельскохозяйственных культур и сброс неочищенных, токсичных стоков. Уровень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений к 2012 году достиг 50-60%. При этом темпы замены водопроводных сетей составляют менее 2% в год.

В «Стратегии экологической безопасности России», утверждённой указом президента, признаётся: 19 % сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки, 70 % – недостаточно очищенными и только 11 % – очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Причём, за последние пять лет улучшение этих показателей, если и имело место быть, то лишь в пределах статистической погрешности.

Это приводит к тому, что от 30 до 40 % населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Вследствие загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тыс. случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн случаев ежегодно). По данным Роспотребнадзора, 16,4% проб не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. В 2016 году свыше трети россиян не были обеспечены доброкачественной питьевой водой.

Проблема уходит корнями в девяностые и нулевые годы, когда сначала водоснабжающие организации оказались на грани выживания, а после приватизации новые собственники стремились всеми правдами и неправдами сократить издержки, отказываясь от крупных ремонтов, реконструкции и модернизации.

Со стоками – как производственными, так и коммунально-бытовыми – дела обстоят ещё хуже. Как говорится в недавно обнародованном госдокладе о состоянии и использовании водных ресурсов России в 2015 году, общий объём неочищенных сточных вод, сброшенных в водоёмы страны, составил 12,26 млрд кубометров.

По данным Минприроды РФ, из общего объёма воды, подаваемой в централизованные системы водоснабжения населённых пунктов, через системы водоподготовки пропускается всего лишь порядка 60%; на селе этот показатель не превышает 20%. Канализацией обеспечено лишь 84% городского жилищного фонда, в сельской местности – только 40%. При этом далеко не весь объём отводимых сточных вод пропускается через очистные сооружения хотя бы с первичной очисткой.

Вообще, антропогенный фактор самым губительным образом сказывается на состоянии водоёмов, их экосистемах. Но, в конечном итоге, страдает сам человек, ибо сокращается объём располагаемых биоресурсов, заражённая кишечными палочками вода становится непригодной для купания, возникают проблемы и с питьевой водой.

Во время недавнего отчёта правительства в Госдуме Дмитрию Медведеву от имени фракции мною был задан вопрос о том, какие комплексные меры планируется в ближайшее время принять для решения проблем Байкала? Проблемами озера занимаются различные ведомства и уровни власти, порой их работа не согласована, иногда на места поступают противоречащие друг другу указания, распоряжения и предписания. Вразумительного ответа мы не получили. Премьер почему-то сделал основной упор на работе не федерального правительства, а регионов. По его мнению, местные власти должны более тщательно контролировать утверждение проектно-сметной документации объектов, строящихся в байкальской зоне. Но Байкал – это общенациональное и мировое достояние, и главные его проблемы, конечно, могут быть решены только на федеральном уровне. Ясно, что в нынешней финансовой ситуации у прибайкальских регионов просто нет денег для масштабного строительства и реконструкции очистных сооружений.

Говоря о состоянии Волги, глава правительства констатировал то, что всем и так очевидно: заниматься надо. Действительно надо: определиться – как поступать с Чебоксарским водохранилищем, проводить дноуглубительные работы, оздоровлять притоки реки. На это всё, по расчётам Минприроды, нужно около 200 млрд рублей, а выделяется пока на два порядка меньше. Между тем, как отмечается в вышеупомянутом госдокладе, в течение четырёх лет на бассейн Волги приходилось около 40% количества случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод.

Что касается Байкала, то один из основных источников экологических бед озера – попадание неочищенных стоков из населённых пунктов. Существует проблема реки Селенга. Этот приток Байкала берёт начало в Монголии. Там планируют построить каскад гидроэлектростанций, что неизбежно скажется и на озере, причём, самым негативным образом.

И проблемы главных водоёмов страны нужно решать комплексно, вопросы Волги и Байкала не должны раскидываться по разным ведомствам. Но если мы посмотрим нормативную базу по проблемам водопользования, защиты водоёмов и их экосистем, то увидим, что она разбросана по нескольким программам, которые к тому же рассинхронизированы по срокам реализации. Это Водная стратегия России до 2020 года, принятая 8 лет назад; ФЦП «Вода России» на 2012-2020 гг. и ещё одна ФЦП «Чистая вода» на 2010-2017 гг. Общий первоначально утверждённый объём финансирования по программам – 170 млрд бюджетных и 313 млрд частных рублей, не считая ФЦП по Байкалу – ещё 57,2 млрд. Но этот тот самый случай, когда у семи нянек дитя без глазу. «Размазанность» как правовой базы, так и финансирования по разным документам и срокам, привело к тому, что за пять лет объём стоков, которые сбрасываются в водные объекты без очистки, сократился только на 1%, соответственно, на такую же величину вырос объём сточных вод, очищенных до нормативов, а 70 % как сбрасывали «недостаточно очищенными», так и продолжают сбрасывать.

Но дело не только в деньгах и правовой базе. Нужно менять экологическое сознание, экологическое поведение, экологическую культуру наших сограждан. Скажем, у многих гостевых домов и отелей на Черноморском побережье отсутствует нормальная канализация, нечистоты текут прямо в море, а отдыхающие с пляжей перемещаются в местные больницы. Кроме фекальных масс, бытовые стоки изобилуют соединениями, содержащими фосфор. А это органика, способствующая бурному росту загрязняющих море сине-зелёных водорослей. Они препятствуют размножению рыбы, создают другие угрозы и риски для морских экосистем.

Собственник или руководитель предприятия, хозяин или директор гостиницы с психологией временщика будут всеми силами стараться «срубить по-лёгкому и по-быстрому» с минимальными затратами. Об очистке стоков они позаботятся в последнюю очередь. Эти дельцы зашевелятся только под угрозой разорительных штрафов и приостановки деятельности. Но для того, чтобы решиться на это, чиновник, следователь, прокурор и судья должны иметь, как говорил Ф.Э. Дзержинский, чистые руки, холодную голову и горячее сердце. А общественность наведение такого порядка только поддержит!

Региональные и местные власти реагируют на эти проблемы по-разному. Где-то разрабатывают и реализуют инвестпрограммы с привлечением частных средств, где-то жалуются на нехватку или отсутствие денег, где-то делают вид, что проблемы не существует или её масштабы преувеличены.

Кстати, наши сибирские товарищи – руководители-коммунисты – последовательно занимаются решением проблем водопользования. Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Иркутского обкома партии, глава региона С.Г. Левченко инициировал разработку комплексной программы «Байкал: великое озеро великой страны», где приоритеты в порядке убывания расставлены таким образом: экология, инфраструктура, бизнес. Считаю такой подход правильным!

В Новосибирске, где мэром – первый секретарь обкома КПРФ А.Е. Локоть, после запуска год назад в эксплуатацию блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на очистных сооружениях, третий по величине город России сбрасывает в Обь воду более чистую, чем та, которую он берёт из реки. А ведь водоканал Новосибирска принимает и очищает стоки ещё четырёх городов-спутников: Оби, Бердска, Кольцова, Краснообска, это в общей сложности почти две трети населения области!

Если такую же политику проводили губернаторы и мэры в других регионах и городах России, многие экологические проблемы мы решили бы значительно быстрее!