«Правда» за 8 апреля публикует статью Д.Г. Новикова, посвящённую 100-летию Великого Октября.
Прошёл год после пленума ЦК КПРФ, посвящённого 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Разговор на нём состоялся глубокий и содержательный. Тот факт, что партия заблаговременно начала подготовку к знаковой дате, крайне важен. Он особенно значим в условиях беспрестанной антикоммунистической кампании, длящейся в России почти три десятилетия.
Борьба за справедливый взгляд на роль социалистической революции в истории — не только долг коммунистов перед лицом прошлого. Сегодня верная оценка событий вековой давности прямо связана с выбором пути дальнейшего развития России. А вопрос этого выбора встаёт перед нашей страной всё более остро. Отсюда и вывод мартовского 2015 года пленума ЦК: «Исторический вызов, с которым столкнулась Россия на современном этапе, заставляет вспомнить об опыте Великого Октября». При этом ядро, пафос и сущность опыта нашей революции заключены в практическом воплощении марксистско-ленинской теории. Это учение научно обосновывает необходимость установления власти трудового народа, показывает перспективность борьбы против диктатуры капитала.
Опыт мирового масштаба
Оценке значения Октябрьской революции для нашей страны и всей планеты посвящены труды многих мыслителей и политиков. Но наиболее точный, нестареющий анализ её места в отечественной и мировой истории дал Владимир Ильич Ленин. Его основные выводы на сей счёт стоит помнить как следует.
Уже на третьем году Советской власти в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» Ленин писал о том, что основные черты нашей революции имеют не местное, не национально-особенное, а международное значение. Почему? Да потому, что исторически неизбежным является повторение «в международном масштабе того, что было у нас». В этих словах нет ни малейшего самохвальства или национальной кичливости. Не идёт здесь речь и о том, что большевики задали единую для всех коммунистов схему прихода к власти. В ленинской оценке выражено другое. В ней воплотился тщательный и вдумчивый анализ процессов общественного развития и государственного строительства, порождённых Великим Октябрём.
Ещё в канун первой годовщины пролетарской революции В.И. Ленин сделал вывод о том, что смысл коренных общественно-политических и социально-экономических преобразований состоит в замене диктатуры эксплуататорских классов диктатурой пролетариата. В это время руководитель большевиков вёл жёсткую полемику с одним из лидеров II Интернационала Карлом Каутским. Последний к этому времени из видного теоретика марксизма превратился в социал-реформиста, в сторонника чисто парламентских форм борьбы. Ленин же чётко следовал теоретическому положению Карла Маркса о том, что социалистическая революция — это всегда разрушение буржуазного государства. Соответственно, диктатура пролетариата — это не что иное, как тип государства периода перехода от капитализма к социализму. Из опыта социалистической революции в России Ленин делает строгий вывод, что подмена диктатуры пролетариата стремлением к некоему «свободному народному государству» соответствует взглядам «мещанских демократов, не понимающих, что всякое государство есть машина для подавления одного класса другим классом».
Опираясь на практику Великого Октября, Ленин показал, что на пути к новому государству всякое социалистическое правительство призвано осуществить несколько обязательных шагов. В числе первых — введение рабочего контроля. Значение этой меры Владимир Ильич объяснял без малейшего лукавства: «Мы не декретировали сразу социализма во всей нашей промышленности, потому что социализм может сложиться и упрочиться только тогда, когда рабочий класс научится управлять, когда упрочится авторитет рабочих масс. Без этого социализм есть только пожелание. Поэтому мы ввели рабочий контроль, зная, что это шаг противоречивый, шаг неполный, но необходимо, чтобы рабочие сами взялись за великое дело строительства промышленности громадной страны без эксплуататоров, против эксплуататоров».
Другой важный ленинский вывод состоял в том, что революция происходит в слабом звене мировой системы капитализма. В докладе на VI Всероссийском чрезвычайном съезде Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов Ленин говорил о том, что в России революцию пришлось начинать в необыкновенно трудных условиях. В дальнейшем в таких обстоятельствах уже не будет находиться ни одна из рабочих революций мира. При этом большевики всегда понимали, что их победу обеспечила не особенная развитость русского пролетариата. Напротив, только особенная слабость, отсталость капитализма и к тому же особенные военно-стратегические обстоятельства в стране создали то, что именно русским рабочим «пришлось ходом событий занять место впереди других отрядов, не дожидаясь, пока эти отряды подойдут, поднимутся».
Отсюда вытекает положение об интернационализме Октябрьской революции как политическом обязательстве русских и всех российских большевиков. Но в понимании этого долга Ленин принципиально расходился как с меньшевиками, так и с троцкистами. И те, и другие ставили русскую революцию в прямую зависимость от пролетарских революций в экономически развитых странах Европы.
В условиях империализма классовая борьба неизбежно приобретает международный характер. Этот вывод чрезвычайно важен для понимания не только Октябрьской социалистической революции, но и августовской буржуазной контрреволюции 1991 года в нашей стране. Оба эти события самым серьёзным образом повлияли на ход мирового развития. Реставрация капитализма на просторах Советского Союза побуждает хорошо помнить ленинские слова о том, что международный империализм своей главной задачей ставит свержение большевизма. Причём для мирового капитала это означает победить не только Советскую Россию, но и рабочих в своих собственных странах.
Пристального внимания заслуживает ещё один вывод Ленина, сделанный по итогам первого года Советской власти. Это вывод о значении ошибок в революционных преобразованиях. Он писал, что, отменяя собственность на землю, национализируя предприятия и банки, большевики подвергаются критике за «массу ошибок». «Да, но рабочие сами творят социализм, и каких бы мы ошибок ни наделали — на этой практике мы учимся и подготовляем почву для безошибочного искусства делать революцию», — подчёркивал глава Советского государства.
Действительно, социалистическая революция в России оказалась великой репетицией грядущих революционных поворотов от капитализма к новому обществу. Социализм в ХХI веке прочно стоит как на научной теории марксизма-ленинизма, так и на конкретно-исторической практике её воплощения в жизнь, на богатом опыте социалистического строительства. Сегодня в арсенале борцов с капиталистическим угнетением — многообразная практика грандиозных свершений и болезненных неудач, тяжёлых потерь и поистине великих побед. Этот бесценный опыт — прочная почва для тех, кто уже в новых реалиях вступает на путь социалистического созидания.
Конечно, опыт борьбы трудящихся за свои интересы учитывают и силы зла. В частности, империализм целенаправленно порождает разного рода реакционные движения. Как и в случае с ИГИЛ, он даёт им зародиться и вырасти, провоцируя террор и войну. Олигархия Запада использует это как предлог для вмешательства в дела других стран и вторжения на их территорию. Вообще после разрушения СССР мировой капитал всё легче решается на военную агрессию. Одно из следствий этой политики сегодня — поток беженцев, хлынувший с Ближнего Востока в Европу. Тем самым Старому Свету гарантирован не только рост террористических угроз, но и приток дешёвой рабочей силы. Хозяевам ЕС он позволяет «убить двух зайцев» сразу: во-первых, усилить наступление на права и интересы трудящихся своих стран, а во-вторых, переключить внимание общественности с истинных виновников «миграционного кризиса», то есть с себя, на «понаехавших» беженцев.
Но коммунистам нет смысла жаловаться на бессовестное поведение мировой элиты. По доброй воле её поведение иным и не станет. Ситуацию изменит только рост сил социализма, наращивание их влияния, солидарности и наступательности. Именно в этом состоит наша задача — задача сторонников социализма, наследников Великого Октября.
Социальный раскол и народные симпатии
В опыт предшественников мы вглядываемся сегодня из исторической ямы реставрированного в России капитализма. У нас есть возможность сопоставить эпоху социалистического созидания с нынешним периодом экономической, социальной и духовно-культурной деградации. Сравните достижения 25 лет послеоктябрьского развития и результаты 25 лет разложения страны после августовской контрреволюции 1991 года. Как же ярко видна разница между этими периодами!
Как тут не вспомнить слова И.В. Сталина из Отчётного доклада ЦК ВКП(б) XVII съезду партии, сделанному на семнадцатом году социалистического строительства. Руководитель большевистской партии и Советского государства перечислил новые отрасли производства, появившиеся после революции. В их числе: станкостроение, автомобильная, тракторная, химическая промышленность, моторостроение, самолётостроение, производство комбайнов, изготовление мощных турбин и генераторов, качественных сталей, ферросплавов, синтетического каучука, азота, искусственного волокна. «СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя обличие отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал страной индустриальной. Из страны мелкого единоличного сельского хозяйства он стал страной коллективного крупного механизированного сельского хозяйства. Из страны тёмной, неграмотной и некультурной он стал — вернее, становится — страной грамотной и культурной, покрытой громадной сетью высших, средних и низших школ, действующих на языках наций СССР», — отметил Сталин.
Сегодня всякий порядочный человек должен признать, что на 25-м году реставрации капитализма у нас разрушены созданные в советскую эпоху станкостроение, тракторная промышленность, моторостроение, гражданское самолётостроение, комбайностроение, производство мощных турбин и генераторов, страна снова становится тёмной, малограмотной и некультурной.
Таково принципиальное различие двух периодов в истории России. Но это далеко не всё. Итогом 25-летнего воплощения в жизнь идеалов социалистической революции стало формирование в народном сознании глубокого чувства советского патриотизма. Именно идейно-политическое единство народа обеспечило массовый героизм с первых же дней Великой Отечественной войны. Это народное единство строилось на прочном фундаменте производственных отношений товарищества, социалистического сотрудничества, ликвидации эксплуатации человека человеком. В 1925 году у Владимира Маяковского были все основания написать эти строки:
Я в восторге
от Нью-Йорка города.
Но
кепчонку
не сдёрну с виска.
У советских
собственная гордость:
на буржуев
смотрим свысока.
Сегодня идеологи капитализма настойчиво прививают мысль, что народ — быдло и новоявленная «элита» имеет все основания смотреть на него свысока. Эта барская претензия в полной мере подчёркивает отсутствие социального единства в российском обществе. В современных условиях для такого единства реальных условий просто нет. Чтобы они появились, в повседневную жизнь трудового народа должны вернуться близкие его интересам ценности Великого Октября.
Да, к событиям Гражданской войны наша молодёжь иной раз относится почти так же отстранённо, как и к Смуте начала XVII века. При нынешнем уровне образования уже немудрено перепутать красных с белыми. Но наш молодой современник каждый день лично сталкивается с расколом страны на две совсем разных России. Как свидетельствуют данные Института социологии РАН, в 2015 году наши соотечественники называли пять следующих самых острых противоречий в нашей стране:
— между бедными и богатыми — 37%;
— между властью и народом — 32%;
— между чиновниками и гражданами, к ним обращающимися, — 25%;
— между собственниками предприятий и наёмными работниками — 22%;
— между олигархами и остальным обществом — 17%.
По условиям опроса один респондент мог назвать не больше трёх позиций из 17 предложенных. Следовательно, более половины опрошенных считают самыми острыми именно те противоречия нашего общества, которые не разрешить при сохранении капиталистической системы. Когда такие — антагонистические — противоречия раздирают общество, то обеспечить прочное идейно-политическое единство народа невозможно. Это ведь прекрасное качество — беззаветная готовность защищать своё государство. Но в том-то и дело, что оно должно быть «своим». Трудно ждать массового героизма в деле защиты государства, которое свыше 80% национального богатства передало в руки 10% граждан, оставив остальных ни с чем.
Жуткий социальный раскол в современной России не только несправедлив. Он приобрёл характер национальной угрозы. Единственной политической силой, которая указала на это и чётко сформулировала причины происходящего, является Коммунистическая партия Российской Федерации. Правящая же олигархическо-бюрократическая верхушка, как и сто лет назад, не в состоянии дать адекватный ответ на стоящие перед страной вызовы. Это подчеркнул мартовский (2015 года) пленум ЦК КПРФ. Он констатировал: «На рубеже ХХ—ХХI веков российский правящий класс пытался вести линию… на слияние с мировой олигархией. Ради этого в России насильственно проводились либеральные реформы, демонтировались завоевания социализма, было осуществлено вступление во Всемирную торговую организацию. Столкнувшись с агрессией западных империалистов, российская власть и олигархия оказались дезориентированы».
Исследования социологов показывают, что социальная полярность, присущая нашему обществу, сегодня имеет ещё одно следствие. Россияне по-разному видят будущее и по-разному формулируют идеальное жизнеустройство. Об обществе индивидуальной свободы мечтают лишь 37% россиян. Альтернативную позицию высказывают 63% респондентов: они желают жить в обществе социального равенства. Примечательно, что это соотношение практически не изменяется с 2007 года. А ведь на это время приходились периоды и углубления, и ослабления экономического кризиса.
А вот депрессивные настроения среди россиян, по данным Левада-центра, в текущем году достигли максимальных значений за последние 16 лет. Тяжёлое социальное самочувствие сопрягается с ростом симпатий к советскому строю. До двух третей населения сожалеют сегодня о разрушении СССР, не верят в неизбежность распада Союза и отрицательно оценивают ельцинские времена. При этом только 8% граждан продолжают верить в байку о том, что в августе 1991 года одержала победу «демократическая революция, покончившая с властью КПСС».
СССР формировал гуманизм масс
Невиданные масштабы хозяйственного развития в стране победившего Октября были по праву названы «экономическим чудом». Темпы роста производства в годы сталинских пятилеток до сих пор остаются непревзойдённым мировым рекордом.
Не менее важно то, что социалистическая революция в нашей стране дала старт настоящему социальному чуду. Им стало движение к подлинному равенству граждан во всех сферах общества. Великий Октябрь открыл шлюзы человеку труда для уверенного социального роста. Во-первых, он превратил труд в главную ценность общества, строившего социализм. Во-вторых, он создал широчайшие возможности для профессионального роста граждан, не только гарантируя право, но и вводя обязанность получать начальное, потом неполное среднее, а затем и полное среднее образование. В-третьих, государство развивало систему повышения квалификации и приобретения смежных профессий в трудовых коллективах. Небывалым в истории стимулом трудовой активности и роста квалификации трудящихся было социалистическое соревнование.
Государство реставрированного капитализма не продвинулось в этих вопросах даже на воробьиный скок. Куда там! Оно откатилось назад на многие десятилетия. Во-первых, разрушена государственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров. Во-вторых, буржуазное государство отказалось от обязательного среднего образования, снизив планку до так называемого основного, то есть неполного среднего образования. В этой сфере страну вернули в послевоенные 1950-е годы. В-третьих, впервые в истории России государство лукаво объявило высшим неполное высшее образование. Именно это произошло после присоединения страны к так называемому Болонскому процессу.
В Советском Союзе впервые в мировой истории были сделаны реальные шаги к распределению по потребностям. Прежде всего это достигалось через общественные фонды потребления. Именно они обеспечивали получение бесплатного образования и медицинского обслуживания, способствовали бесплатному получению жилья и коммунальных услуг, доступу к культурным ценностям. В соответствии со сталинским планом завершения социалистического строительства были сделаны шаги в направлении прямого распределения по потребностям хлеба в системе общественного питания. Прежде всего оно обеспечивалось в заводских и студенческих столовых.
Иначе говоря, Коммунистическая партия и Советское государство искали эффективные способы диалектически соединить противоположности. Через разницу в заработной плате они стремились тесно увязать оплату труда с его количеством и качеством. Одновременно расширялись элементы социального равенства вне сферы производственной деятельности. Этой задаче служило, например, ежегодное снижение цен на товары массового спроса в конце 1940-х и первой половине 1950-х годов.
Внедрение в повседневную жизнь социалистических принципов способствовало формированию в обществе истинного гуманизма. Это гуманизм не одиночек и для одиночек. Это гуманизм для всех, кто трудится. Социалистическая революция заложила основы именно такого гуманизма, который ориентировался не на эгоизм индивида, а на интересы всего общества. В нынешних условиях тема советского гуманизма чрезвычайно важна и интересна. Представляется, что её значимость в ближайшее время будет расти. Право же, на эту проблематику стоит обратить пристальное внимание близким к нашей партии исследователям и публицистам.
Советский социализм: строительство без остановок
Тот временной отрезок, на протяжении которого наша страна воплощала в жизнь революционные идеи Великого Октября, был слишком коротким для построения нового общества. Срок в семь десятилетий невелик по историческим меркам. Более того, некоторые склонны вычитать из эпохи социалистического созидания военные годы и период восстановления разрушенного народного хозяйства. Однако соглашаться с такой «арифметикой» было бы, пожалуй, опрометчиво.
Даже Гражданская война внесла свой вклад в продвижение нашей страны по пути социализма. Именно в те огневые годы был сделан самый принципиальный выбор в нашей истории. Трудовой народ России окончательно отверг жизнеустройство, основанное на всевластии частной собственности и господстве эксплуататорских классов. И выбор этот был сделан не в тепличных условиях, а самым суровым способом. Советская власть была выбрана на полях Гражданской войны. Эта власть была по-настоящему выстрадана народом и потому особо ему дорога.
Невозможно переоценить и роль Великой Отечественной войны в развитии социализма. Около девяти миллионов сынов и дочерей нашей Отчизны сложили головы на поле боя, защищая свою Советскую Родину. Миллионы мирных жителей погибли на временно оккупированной врагом территории. Это был самый трагический и самый бескомпромиссный способ человеческого выбора — голосование собственными жизнями. Это было голосование и против господства гитлеровских оккупантов, и против возвращения в страну эксплуатации человека человеком. Несопоставима и ничтожно мала доля тех, кто на этом горьком, но великом референдуме выбрал предательство и пошёл против социалистического Отечества.
9 февраля 1946 года в речи на предвыборном собрании москвичей И.В. Сталин дал точную оценку главного итога Великой Отечественной. Победа в ней означала прежде всего победу советского общественного строя, устоявшего в огне жестоких битв. «Война показала, что советский общественный строй является подлинно народным строем, выросшим из недр народа и пользующимся его могучей поддержкой, что советский общественный строй является вполне жизнеспособной и устойчивой формой организации общества», — заключил Сталин.
А разве тяжелейшие годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства не были вкладом в развитие советской системы?! Именно в это время социалистический строй одержал целый ряд новых побед. СССР раньше многих стран Запада отменил карточную систему. Наша страна быстро восстановила промышленные предприятия на освобождённой от врага территории и практически удвоила свою индустриальную мощь. Именно Советский Союз первым в мире запустил искусственный спутник Земли и поднял человека в космос. Но главной победой на том этапе стал массовый трудовой героизм. Именно он гарантировал все остальные свершения. Всё зримее проявлялось формирование нового типа личности и становление советского народа как новой исторической общности людей.
Нет, из истории возведения социализма нельзя вычёркивать ни время войны, ни годы послевоенного восстановления. Это было бы и неправильно, и несправедливо. Ведь путь социализма — это не только путь возрастания материального благополучия. Прежде всего это время укрепления тех общественных отношений, в основе которых лежит товарищество и солидарная поддержка друг друга.
На первых этапах развития Советской страны Коммунистическая партия точно выбирала не только экономические, но и социальные ориентиры движения вперёд. Формирование новой личности было её постоянной заботой. До тех пор, пока этот подход сохранялся, партия неизменно одерживала важные исторические победы даже в неимоверно трудных условиях. Но стоило ей пуститься в погоню за уровнем жизни, оценивая его по лекалам Соединённых Штатов Америки, как в строительстве социализма начались сбои. Да и контроль за состоянием советского общества всё больше становился однонаправленным: сверху вниз. Вследствие этого стало расти отчуждение труженика от выполняемого им труда, от используемых им средств производства. Снижение роли контроля снизу вверх порождало возрастание отчуждения трудящихся от власти.
На этом фоне естественное стремление советских людей к росту своего благосостояния постепенно отрывалось от процессов становления новой личности. Развитие социалистических общественных отношений тормозилось. И происходило это в условиях сохранения существенных различий между людьми физического и умственного, индустриального и аграрного труда, труда высокой и низкой квалификации. Это усиливало социальные противоречия и раскрепощало агрессивное мещанство. Создавались условия для таких проявлений, как двойные стандарты поведения, разрыв между словом и делом, всплеск мелкобуржуазного сознания.
Слабый контроль «снизу» и возрастание мещанско-буржуазных стандартов поведения разрушающе действовали на единство общества. Общественные средства производства всё чаще использовались для получения личной наживы. Появилась категория так называемых несунов. Стала формироваться теневая экономика.
Пренебрежение к установлению точных ориентиров общественного развития порождало условия для возрождения классовой борьбы. Носители враждебной социализму идеологии укреплялись и всё больше нацеливались на ослабление основ существующего строя. С началом «перестройки» эти люди охотно заговорили о конвергенции социализма и капитализма. Быстро пройдя данный этап, они открыто взяли курс на капиталистическую реставрацию. Так протекавшие процессы воплотились в поэтапную буржуазную контрреволюцию. Её основными вехами стали два государственных переворота — 1991 и 1993 годов. Они отбросили страну далеко назад.
В докладе на октябрьском (2014 года) пленуме ЦК КПРФ Г.А. Зюганов особо подчёркивал, что реставрированный в России капитализм является «регрессивным и паразитическим, олигархическим и компрадорским, нежизненным и исторически обречённым». Как не раз отмечалось в наших партийных решениях, ключ к выходу России из тупика — её переход к социализму. Важной предпосылкой к этому являются завоевания социалистической революции и уникальное советское наследие.
Октябрьский арсенал
Буржуазная контрреволюция и реставрация капитализма вынудили советский социализм к глубокому отступлению. Но данный факт никак нельзя считать провалом грандиозного социалистического проекта, начатого пролетарской революцией 1917 года. В распоряжении её наследников остаётся бесценный Октябрьский арсенал. Он и сегодня способен надёжно служить нашей борьбе с диктатурой капитала, борьбе за возрождение социализма.
Три уникальных достояния были рождены Великим Октябрём и развиты творчеством масс под руководством ленинской партии. Это советский общественный строй, советский государственный строй и советская цивилизационная общность. Многие поторопятся заявить, будто ничего этого больше нет, что всё это уже разрушено. Подобный вывод был бы весьма поверхностным. Давайте вглядимся в суть вопроса.
Советский общественный и государственный строй, конечно же, кардинально пострадал от реставрации капитализма. Разрушены его институты. Первой жертвой контрреволюции стал единый народнохозяйственный комплекс СССР. Новоявленные олигархи растащили народную собственность. И в экономике, и в политике командные высоты захвачены капиталом.
Что же тогда осталось? То, что явилось результатом творчества народа и не может быть уничтожено никаким узурпатором. Одна из речей В.И. Ленина, записанных на граммофонных пластинках, называлась «Что такое Советская власть?» На поставленный вопрос следовал ответ: «Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся, и потому — верный и потому — непобедимый».
Итак, путь Советской власти найден массами трудящихся. Он даёт угнетённым возможность обеспечить переход к социализму. Этого достояния у рабочих, у пролетариев умственного труда, у крестьян, у городских мелких собственников, живущих своим трудом, их противник отнять не может. В подлинном народовластии капитал просто не нуждается. Его задача иная — оклеветать Советскую власть. Этим он и занимается неустанно. Изощрённо манипулируя сознанием, буржуазия стремится дезориентировать человека труда, заставить его забыть о своих истинных интересах. Мы видим сегодня немало противоречий между представителями разных буржуазных лагерей. Но в своей ненависти к Советской власти они единодушны.
Да, Советы сейчас уничтожены, общественная собственность разворована, в стране владычествует частный капитал. Но оглянитесь вокруг. Словно ростки сквозь асфальт, пробиваются через всевластие капитала редкие, но живучие проявления социализма в форме народных предприятий. Многие из них выросли из советских коллективных хозяйств — из того экономического института, что был рождён социалистическим строительством. Разумеется, каждое такое предприятие сегодня вынуждено встраиваться в капиталистический рынок. Но внутри своего коллектива оно сохраняет социалистические по сути отношения.
Сильнейшим ударом по советскому государственному строю стали Беловежские соглашения трёх клятвопреступников. Подписанный ими в Вискулях документ объявлял денонсированным Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Конечно же, это соглашение могло стать ничтожной бумажкой, если бы Горбачёв объявил его актом государственного предательства. Президент страны был просто обязан сделать это, опираясь на Конституцию СССР и всё советское законодательство. Но он выступил в роли такого же предателя, как Ельцин, Кравчук и Шушкевич.
Нельзя, однако же, забывать, что фундаментальной опорой советского строя был советский народ. Становлению этой новой исторической общности людей способствовали не только единое федеративное государство, общая территория и целостный народнохозяйственный комплекс. Её скрепами были также дружба советских народов и их общие социалистические ценности.
Правящие режимы новых государств, за исключением Белоруссии, заняты сегодня постоянным уничтожением этих скреп. Но советский народ как историческая общность полностью не уничтожен. Вот почему трудящиеся всех республик, входивших в состав СССР, испытывают чувство солидарности с народом Украины, где установился профашистский режим. Память о единой социалистической стране стала основой для поддержки воли крымчан, решивших воссоединиться с Россией. Когда трудящиеся Донбасса поднялись против неонацистской диктатуры Киева, помощь им стали оказывать люди из самых разных бывших советских республик. Всё это лишь некоторые проявления народной воли масс, стремившихся к единству. Сегодня это стремление изранено, но живо.
В результате того, что советский человек не уничтожен, мы постоянно сталкиваемся и с проявлениями советской цивилизации. Несмотря на диктатуру капитала и всевластие частной собственности, в нашей повседневности сохраняются многие черты социалистического образа жизни. Сегодня это вынуждены признавать самые ярые ненавистники всего советского. Выступая с нобелевской лекцией, известная антисоветчица С. Алексиевич не скрывала своего недовольства тем, что хотя уже 25 лет нет «красной страны», но остаётся «красный человек». Сильнейшую изжогу по этому поводу испытывает и госпожа В. Касамара из Высшей школы экономики. На телевизионных ток-шоу она не раз выражала недовольство просоветскими настроениями в российском обществе, призывая ни много ни мало к проведению десоветизации.
«Красного», советского человека воинствующие либералы требуют ликвидировать как социальное явление. Но вот ведь что любопытно: речь в этом случае идёт не только о наших соотечественниках, воспитанных при прежней власти. Опросы показывают, что рост симпатий к советской эпохе происходит среди людей разных возрастных категорий. И это — несмотря на неизбежную смену поколений. Согласитесь, явление чрезвычайно интересное и значимое.
Молодое поколение людей «красного», советского типа заявляет о себе весьма весомо. Именно его представители становятся всё более заметной частью актива КПРФ. Те, кому сегодня около тридцати и меньше, не успели побывать ни октябрятами, ни пионерами. Но именно они составляют теперь большинство вступающих в партию, провозглашающую своей целью строительство в России социализма.
Революция продолжает борьбу
Великая Октябрьская социалистическая революция — это не феномен, покрытый архивной пылью. Это — маяк грядущих свершений для всех устремлённых в социализм. Это — сокровищница бесценного опыта преобразования жизни. Это — политическая школа для новой формации наследников большевизма.
Для КПРФ 100-летие Великого Октября — мощный стимул для активизации своей политической деятельности. Этот юбилей даёт хорошую возможность для более энергичного внесения социалистического сознания в рабочий класс, в многомиллионные массы трудящихся. В.М. Молотов, вспоминая о политической наступательности Ленина, делал такой вывод: «Если народ организовать, если найти… пути-дорожки к народу, по-моему, через исключительную сплочённость коллектива, хотя бы какой-то группы, которая может вести за собой ещё более широкий слой, а тот — ещё более широкий, разматывается вся активная часть».
Несомненно, юбилей нашей Великой революции побуждает решительнее защищать её от всевозможных фальсификаторов. В предстоящие два года стоит ожидать усиления потоков лжи и клеветы на Великий Октябрь, на Владимира Ильича Ленина, на его соратников и единомышленников. Фальшь и наветы всегда были излюбленным орудием буржуазии в её идейной борьбе. Нам, коммунистам, к этому не привыкать. Как писал Пабло Неруда, «все точат зубы на коммунистов», и потому «у них дублёная кожа и закалённое сердце».
Сегодня кризис капитализма только нарастает. Потому-то и честных аргументов против нас у буржуазных деятелей всё меньше. Что ж, в 1917 году Временное правительство уже пускалось во все тяжкие, чтобы опорочить большевиков и Ленина. Лично А.Ф. Керенский, правда, в этих грязных кампаниях замечен не был. Нынешнему руководству России стоило бы этот факт учитывать…
Дмитрий Новиков.
Заместитель Председателя ЦК КПРФ