Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Мистический секрет библиотеки Шнеерсона. Почему хасиды так стремятся завладеть российской собственностью

2013-01-24 10:16
По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова

Старый сюжет — двадцатилетняя тяжба хасидов (последователей религиозного течения в иудаизме) с правительством Российской Федерации за коллекцию старинных книг, рукописей и манускриптов, известную как библиотека Шнеерсона, — получил дальнейшее развитие.

Суд в Вашингтоне обязал Россию выплачивать истцам-хасидам по 50 тысяч долларов ежедневно за каждый день пребывания упомянутой коллекции в хранилищах РФ — Государственной Российской библиотеке и Российском военном архиве. И это несмотря на то, что коллекция, включающая 12 тысяч книг и 50 тысяч редких манускриптов и документов, была вывезена из Любавичей Иосифом Шнеерсоном во время Первой мировой войны в Москву и позднее национализирована в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР о научных фондах от 26 ноября 1918 года. В начале 90-х Менахем Шнеерсон в качестве наследника потребовал вернуть коллекцию для передачи хасидам.

В своё время «Правда» неоднократно прикасалась к теме коллекции раздора в связи с тем натиском, которому подверглась главная библиотека страны со стороны чиновников ельцинской администрации. В разрушительном раже они стремились как можно скорее покончить не только с достоянием советского времени, каким была Ленинская библиотека, но и с другими ценностями, которые мнились им наследием «советской империи». Это было время кулуарных дебатов о передаче Курильских островов Японии и публичных обсуждений закона о реституции. Вскоре после августовского переворота 1991 года Ельцин подписал указ, выводящий Ленинскую библиотеку из союзного подчинения. А затем Высший арбитражный суд РСФСР удовлетворил претензии хасидов, с самого начала «перестройки» добивавшихся передачи коллекции в их распоряжение. В ответ на это заведующий отделом рукописей В. Дерягин спрятал коллекцию в стенах библиотеки и пригрозил сжечь себя вместе с ней в случае насильственного изъятия. Потом пленум Высшего арбитражного суда отменил судебное решение, но чиновники сделали свой ход — попытались под предлогом ремонта закрыть библиотеку и под шумок выполнить указание Ельцина, уже обещавшего государственному секретарю США вернуть спорную коллекцию. Развал СССР, шоковая терапия, отсутствие финансирования играли им на руку.

В это самое время тогдашний заместитель председателя правительства А. Шохин и дал новому, только что назначенному директору И. Филиппову невнятное распоряжение «принять просьбу представителей движения любавических хасидов о передаче Государственной академии им. Маймонида из бывшей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина имеющихся библиотечных фондов Шнеерсона». Хитрый политик надеялся на «понимание» своего выдвиженца. Однако Филиппов оказался несговорчивым: библиотеку не закрыл и коллекцию хасидам не передал. Взбешённые хасиды три недели буйствовали у входа в библиотеку, рвались в вестибюль, дрались с охраной, но библиотека выстояла. За это власти предержащие несколько лет потом травили Филиппова, готовя его незаконное увольнение.

Заметим, в те далёкие времена речь шла о передаче коллекции из одного государственного учреждения в другое: о вывозе её за пределы государства хасиды не заикались. Сегодня они уже не скрывают своих намерений распорядиться этим культурным достоянием по своему усмотрению: часть передать в собственность так называемым наследникам, а часть использовать в своих целях. Как известно, центр любавических хасидов находится в США, в Бруклине — туда, очевидно, и должна отправиться коллекция.

Говорят, хасиды придают некое мистическое значение обладанию коллекцией Шнеерсона, которого они боготворят. Их не вдохновляет возможность работать с этими документами в стенах РГБ, хотя администрация библиотеки предоставляет такую возможность всем желающим. Им надо непременно овладеть первоисточниками. Они не желают понимать и вряд ли поймут, что коллекция является законной собственностью нашего народа.

Итак, никаких юридических оснований для передачи библиотеки Шнеерсона организации любавических хасидов — в сущности, частным лицам — нет. Решение Вашингтонского суда в России признано юридически ничтожным. Американский суд не имел права вводить какие бы то ни было санкции в отношении России — это признал и Минюст США. В связи с этим у Америки не может быть никаких претензий к России.

Однако в стране «неограниченной демократии», как именуют себя США, и юридически ничтожное решение способно при наличии политической воли наделать много бед. Российское имущество может быть арестовано в США, и не только в округе Колумбия. Прецеденты уже были. Два года назад, после очередной атаки хасидов, московский Музей древнерусского искусства имени Рублёва рисковал лишиться большой коллекции икон, выставлявшихся в США, — с трудом удалось убедить музейщиков города Клинтон вернуть эту коллекцию. По той же причине грозил арест и российскому паруснику «Седов», вынужденному изменить запланированный маршрут и не заходить в Сан-Франциско. Культурному обмену между РФ и США в результате хасидских претензий нанесён большой ущерб. Ряд крупнейших музеев — Третьяковская галерея, Эрмитаж, музеи Московского Кремля — вынужден теперь отказываться от участия в выставках на территории США. Американские музеи отвечают теми же мерами — едва сложившиеся добрые традиции разрушаются.

Особенно тревожит то, что какое-то религиозное движение — по сути, разновидность секты — может оказать влияние на отношения великих держав, вопреки правилам международной дипломатии. Это выходит за рамки мирового права. Но таковы политические реалии смутного времени.