Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Социально-экономическая политика КПРФ на современном этапе

2004-10-05 17:20

Социально-экономическая политика КПРФ на современном этапе должна строится в строгом соответствии с целями и задачами партии, провозглашёнными в её Программе и Х съезде КПРФ.

Такими главными целями являются народовластие и социализм в его обновлённых и закреплённых в будущей конституции формах, отвечающих современному уровню производительных сил, экологической безопасности, характеру стоящих перед человечеством задач. В определении своих программных целей, стратегии и тактики борьбы за их достижение партия руководствуется развивающимся марксистско-ленинским учением, материалистической диалектикой, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой экономики.

В международных научных, общественных и политических кругах широкую поддержку получил путь дальнейшего развития человечества

1. при неуклонном повышении благосостояния всего населения Земли;

2. при обязательном сохранении глобального экологического равновесия на основе качественного изменения производительных сил, способа производства и потребления;

3. при гуманистической переориентации научного и технологического прогресса;

Такой путь получил наименование "устойчивого развития". В подавляющем большинстве стран развёрнута работа по формированию устойчивого развития национальных стратегий с учётом имеющихся производительных сил и особенностей духовных традиций и устремлений общества. Люди всё больше понимают, что для них неприемлем политико-экономический путь консервации нынешней структуры производства, распределения и потребления, рассчитанный на то, чтобы увековечить деление человечества на "золотой миллиард" и эксплуатируемую им периферию, установление глобального господства развитых капиталистических стран с помощью "нового мирового порядка".

Особое звучание, озабоченность и обострение несогласия с экономической и международной политикой США и НАТО отмечено на международных форумах в 2004 году и, в первую очередь, в Мехико и в Пекине, где абсолютное большинство стран, а точнее их парламентарии и политические деятели, осудили их политику глобализации, двойных стандартов в международной политике и экономике. При этом мировое сообщество положительно воспринимает политику "устойчивого развития".

В этой связи особую ценность приобретает исторический опыт СССР и РСФСР, добившихся в короткие сроки грандиозных успехов в социально-экономическом, научном и духовном развитии страны и общества. Поэтому понятен тот обострённый интерес, который проявляют с к этому во всём мире и наши друзья, и наши враги.

К великому несчастью, сегодняшняя компрадорская власть не только не воспользовалась этим бесценным опытом, но и в течение всего времени, начиная от захвата власти, продолжает обливать грязью славное прошлое великой страны, искажает её политику, замалчивает её достижения в экономике. А именно опыт СССР, социалистических Китая и Вьетнама, а также ведущих в значительной мере независимую политику Швеции, Финляндии, Индии, Франции и ряда других социально ориентированных экономик лежит в основе "устойчивого развития".

Целый ряд стран, избравших другой, собственный путь социально-экономического развития без оглядки на "западные авторитеты", добился в этой области за относительно короткие сроки впечатляющих успехов.

КПРФ считает, что и в России должна быть разработана своя стратегия устойчивого развития, а именно - оптимального социалистического развития XXI века.

Его общие контуры сводятся к следующему.

1 Выстраивая и совершенствуя экономическую политику, КПРФ исходит из знания объективных закономерностей экономического роста, учитывая при этом отечественные национальные традиции и культуру.

2 Мы исходим их того, что современная рыночная экономика это - многоукладная экономика, базирующаяся на различных формах собственности и хозяйствования с учётом особенностей отраслей и производства. С особым механизмом государственного регулирования и рыночной конкуренции для обеспечения социальных гарантий обществу.

3 Программа КПРФ предполагает, что для успешного социально-экономического развития необходимо поднять роль государства и трудовых коллективов, сформировать баланс общественных интересов и развить частную инициативу.

4 Успешная социально ориентированная экономика предусматривает ускоренное развитие производительных сил общества и научно-технического прогресса, планирование, планирование основных показателей социально-экономического развития, в т.ч. политики справедливых доходов и достойного социального обеспечения.

5 Реализация экономической программы КПРФ невозможна без оздоровления государственной власти, наведения в ней порядка через установление персональной ответственности за должное выполнение доверенных функций, подавления коррупции, восстановление контрольных функций парламента над исполнительной властью. Без участия трудовых коллективов, профсоюзов, предпринимателей , общественных организаций и науки в выработке перспектив экономического развития.

6 В своей деятельности КПРФ опирается на Конституцию, как основной закон страны.

Мы убеждены, что реализация базовых положений социально-экономической программы КПРФ открывает возможности в считанные годы поднять уровень и эффективность производства в несколько раз и обеспечить устойчивый рост общественного благосостояния. Наиболее полно раскрыть природные и национальные конкурентные преимущества нашей Родины.

Следует отметить, что эти базовые экономические категории национальной социально-экономической программы КПРФ, включая приоритеты экономического развития, отношение к формам собственности и хозяйствования, отношения к земельной собственности, к купле - продаже земли, лесов, недр, стратегическим отраслям народного хозяйства (топливно-энергетическим, оборонным, транспортным коммуникациям) прописаны уже в первых программных документах партии. Все эти годы мы не отступаем от них. Жизнь, практика, мировой опыт постоянно подтверждают ценность этих разработок и положений. Нам не стыдно перед нашими избирателями в отличие от других политических партий. Особенно проправительственных, которые используют в своих предвыборных обещаниях основные положения нашей программы, а на деле демонстрируют лукавую политику двойных стандартов. Наглядный пример тому - принятие т.н. социального закона, проект бюджета 2005 года, ход выполнения бюджета 2004 года.

Игнорирующая объективные законы экономического развития, культурные и национальные традиции народа, национальные интересы страны, не легитимная власть, расстрелявшая в 1993 году народом избранный парламент, и её нынешние наследники нанесли нашей стране за годы "реформ" ущерб, превышающий суммарные потери страны и народа в гражданскую и Отечественную войны.

Остановлюсь кратко на основных результатах разрушительной социально-экономической политики российских реформаторов. Политики, которая пренебрегла мировым опытом развития успешной экономики.

Сегодня в стране утвердился режим национальной измены, который разрушает отечественную экономику, духовность, государственность, ведёт к утрате национальной безопасности. Россия превращается в колониальный придаток мирового капитала. Насаждение капитализма породило вместе с эксплуатацией человека человеком глубокий классовый раскол общества. На одном полюсе - формируемый правящим режимом класс "стратегических собственников", на другом - огромная масса людей труда, задавленных обнищанием, угрозой безработицы, страхом неуверенности в завтрашнем дне. Нарастает абсолютное обнищание большинства трудящихся. Увеличивается слой деклассированных элементов.

За 12 лет объем промышленного производства сократился до послевоенного уровня. Некоторые отрасли снизили объемы производства на 90 и более процентов, а такие, как судостроение, тяжелое машиностроение, космическая техника, легкая промышленность полностью прекратили свое существование. Даже такие богатейшие отрасли, как энергетика и добывающая продолжают деградировать по сравнению с советским периодом. В 1990 году было выработано 1082,2 млрд. кВт. ч. электроэнергии, в 2003 году – 891,3, а по прогнозу 2004 года – 674 млрд. квт. ч.

Нефти добывалось 516 млн.т., в 2002 году добыто 380, а по прогнозу 2004 года будет добыто 328,8 млн.т.

Природного газа добывалось 641 млрд. куб. м., в 2002 году добыто 595, а по прогнозу 2004 года будет добыто 466 млрд. куб. м.

При этом численность промышленно-производственого персонала возросла более чем в два раза, а производительность труда сократилась более чем на 60%. Неуправляемая частная экономика привела к экстенсивному способу производства, к понижению всех основных параметров экономики и, следовательно, не может считаться эффективной. Тем не менее, правительство продолжает губительные реформы, делая упор на приватизацию оставшейся государственной собственности.

Огромное количество предприятий переводится из категории стратегических в категорию обычных и заносится в список подлежащих приватизации в 2005 году.

На 1 июля 2004 года в государственной собственности находилось 9222 унитарных предприятия и 3905 пакетов акций акционерных обществ. Проектом бюджета на 2005 год запланировано приватизировать 778 унитарных предприятий, 512 пакетов акций, 11 закрытых акционерных обществ и 13 обществ с ограниченной ответственностью. Политика «Все на продажу» продолжается с завидной настойчивостью. При этом совершенно не обращается внимания на то, что имущество продается за бесценок, не выполняются инвестиционные условия, важнейшие стратегические предприятия продаются недобросовестным покупателям, которые покупают их лишь с целью закрыть и убрать с рынка как конкурента.

Печальны итоги реформ сельского хозяйства: страна лишилась продовольственной независимости, подорваны основы сельскохозяйственного производства, в первую очередь в животноводческой отрасли - вырезаны десятки миллионов голов КРС, свиней, овец. 35 миллионов гектар сельхозугодий зарастают кустарником; уничтожается производственная база; деревня испытывает острый дефицит в новой сельхозтехнике, качественных семенах, удобрениях, в новых научных разработках.

Сельскохозяйственная наука отправлена на задворки где и ожидает приговора себе: на реорганизацию или ликвидацию.

Но самое страшное последствие реформ - уничтожение профессиональных кадров на селе. Сегодня, как и в 50-е годы, 40% руководителей не имеют высшего образования, повсеместно закрываются профессионально-технические училища, молодёжь не желает работать за мизерную зарплату, спивается и деградирует. Все разговоры о кооперировании мелких и средних товаропроизводителей остались разговорами. Сегодня на селе верховодит пришлый посредник, скупающий у селян по дешевке мясо и овощи, произведенные нелегким трудом. Динамика инвестиций в основной капитал АПК наглядно показывает ежегодное сокращение их федеральной и региональных составляющих. А именно, начиная с 1995 года: с 16,8% и 13,8% в 1995 г. до 1,9% и 2,5% в 2003 году. На селе перестали строить дороги, линии электропередачи, школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и культуры. Статистика показывает, что жилье на селе возводится в основном в порядке индивидуального строительства людьми, не имеющими никакого отношения к сельскохозяйственному производству Всё это свидетельствует о полным провале Федеральной Программы "Социальное развитие села до 2010 года". Бюджетные ассигнования для сельского хозяйства и рыболовства на 2005 год - в размере 24,1 млрд руб. (при необходимых для решения проблемы восстановления и развития АПК 100 млрд. руб. ежегодно) определены со снижением к уровню 2004 года, что ещё больше усугубит глубокий экономический кризис, поразивший АПК в 90-е годы прошлого столетия.

Происходит колоссальное разрушение промышленно-производственного потенциала большинства отраслей народного хозяйства через процедуру банкротства. Запущенное в автоматическом режиме и отданное на откуп мафиозным структурам банкротство уже уничтожило более четверти предприятий страны.

Проводимая правительством политика «открытых дверей» никогда не даст возможности подняться с колен нашей промышленности и сельскому хозяйству из-за глобальной интервенции иностранных товаров и продовольствия. Запущенный президентом миф об удвоении ВВП лишён каких - либо экономических оснований из-за продолжающейся деградации реального сектора экономики. Рост ВВП на 7,3%, в 2003 году произошёл главным образом за счёт роста объёма услуг, торговли и экспорта нефти и газа. Остальные же отрасли скорее снижали темп роста ВВП, чем повышали его. По итогам 9 месяцев текущего года обстановка в промышленности названа стабильной, но нужна не стабильность, а прогрессивная динамика. Мы же имеем всего лишь 60% предприятий с нормальным выпуском продукции и загрузку мощностей на уровне 58%. Динамика инвестиций в основной капитал носит пассивный характер. Между тем огромные средства правительством аккумулируются в стабилизационный фонд и направляются на Запад под 2% годовых. Золотовалютные резервы достигли астрономической величины 88,9 млрд.долларов и также не работают ни на экономику, ни на государство. В этом можно видеть только злой умысел, но не экономическую целесообразность. Уровень жизни граждан России, если верить статистике, продолжает расти. Однако в мае текущего года реальные доходы по сравнению с апрелем снизились на 10,4 %, а реальная зарплата поднялась лишь на 0,4 %, в июне реальные доходы поднялась, но не достигла объемов падения в мае. Суммарная задолженность по зарплате составила 24 млрд. 176 млн. руб. Но это только общие показатели. По сравнению с прошлым годом усилилась поляризация населения по уровню доходов: богатые стали богаче, а бедные еще беднее. В первой половине 2004 года 10% самых богатых людей России аккумулировали 30% всего объема денежных доходов, тогда как год назад – лишь 29,7 %. 10% самых бедных граждан располагают лишь 2 % всех денежных сумм. Суммарные доходы 10% богатых в 15 раз превысили доходы самых бедных, хотя год назад эта диспропорция была меньше.

Таким образом, говорить о росте благосостояния не приходится. Рост денежных доходов населения не успевает за ростом цен на потребительские товары и услуги. Совершенно очевидно, что и принятый Федеральным Собранием и подписанный президентом пакет антисоциальных законов по отмене льгот и замене их денежной компенсацией ещё больше понизит жизненный уровень большинства народа и, особенно, самых социально незащищённых и обездоленных слоёв населения. Из кошельков льготников будут выкачаны дополнительные расходы, не компенсируемые властью.

Не менее губительными для социально-экономического положения народа окажутся планируемые властью перевод на платную основу здравоохранения, народного образования, а также реформа жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающая приватизацию коммунального хозяйства и перевод на 100% оплату коммунальных платежей гражданами. И это притом, что огромные государственные средства (золотовалютные резервы, стабилизационный фонд) направляются за бесценок на Запад. Частная экономика вывозит на Запад огромные средства, опасаясь грядущего дефолта. Природные ресурсы направляются на Запад, оставляя страну без углеводородных ресурсов в будущем при неимении альтернативного топлива.

Фактически правительство проводит политику ограбления страны и народа как в экономике, так и в социальной сфере. Какая же альтернатива такому курсу может быть предложена и предлагается КПРФ.

В такой ситуации совершенно естественно обратиться к успешному экономическому опыту развитых стран и, прежде всего, конечно, к опыту Великого Советского Союза. Плановая экономика СССР дала всему миру выдающийся пример устойчивого развития, мобильности и эффективности производства. И в период становления страны и в годы Великой Отечественной войны и, конечно, в годы восстановления разрушенного войной хозяйства, его экономика, базирующаяся на патриотическом подъеме всего народа, на государственной общенародной собственности на природные богатства страны, на общенародной собственности на орудия и средства производства, на коллективистские производственные отношения, показала чудеса эффективности по всем показателям экономического развития. Так за четверть века с 1961 года народное хозяйство страны значительно продвинулось вперёд: национальный доход увеличился почти в 4 раза, промышленное производство - в 5 раз, сельское хозяйство - в 1,7 раза. Реальные доходы на душу населения увеличились в 2,6 раза, общественные фонды потребления - более, чем в 5 раз.

Хорошим примером также может служить экономика нашего великого соседа - коммунистического Китая, сумевшего за короткий срок стать одной из ведущих экономически развитых мировых держав с постоянно растущим объёмом ВВП и жизненным уровнем более чем миллиардного населения. Сразу заметим, что это стало возможным при государственной собственности на природные богатства, государственном контроле и регулировании работы всего многоукладного народного хозяйства страны. Китай быстро и успешно интегрируется в мировую экономику.

Несколько характерных показателей.

В 2003 году среднедушевой ВВП Китая впервые превысил 1000 американских долларов ( в 2000 г. - $849). Авторитетные ведомства прогнозируют, что в 2004 году экономический рост страны может достигнуть 10%, инфляция будет близка к нулю. Чистый объём иностранных инвестиций достигнет $48 млрд., объём золотовалютных резервов - почти $428 млрд. Ускоренными темпами увеличиваются капиталовложения в основные фонды (за первое полугодие т.г. - прирост 34,4%). Стабильно оживлён внутренний потребительский рынок (по предварительным подсчётам в этом году объём розничной торговли увеличится на 12% против 9,1% в 2003 году.

На пути устойчивого экономического развития находится социалистический Вьетнам, проводящий в жизнь политику развития многоукладной товарной экономики, функционирующей по рыночному механизму с государственным управлением по социалистической ориентации. В этом заключается общая экономическая модель страны в переходном периоде к социализму.

Была разработана стратегия социально-экономического развития на 10 лет с 2001 г. по 2010 г., в которой чётко генеральной идеей определялись быстрое, эффективное прочное развитие, увязка экономического роста с социальным прогрессом и справедливостью, с защитой окружающей среды. Планировался минимальный рост ВВП в 2 раза по сравнению с 2000-ым годом.

Темпы роста ВВП за период 1991 - 2000 годы составляли в среднем 7,4% в год. С 2001 по 2003 - 7,1% в год. Заметно повысилась средняя норма продовольствия на одного человека в год: с 294 кг в 1990 году до 470 кг в 2003 г., что позволило стране, ранее импортирующей продовольствие, стать второй страной в мире по экспорту риса.

За последние 10 лет промышленность развивалась со средними темпами прироста объёма продукции 12,8 - 13% в год. Вьетнам стал страной - экспортёром нефти. Постоянно повышается объём экспортируемой сельскохозяйственной, продовольственной и промышленной продукции ( в среднем на 18% в год). Вьетнам присутствует на рынках многих стран мира, включая развитые страны, и имеет высокий рейтинг по качеству продукции. В стране год от года постоянно повышается жизненный уровень населения.

Интересно посмотреть картину изменения ВВП ряда стран за время переходного к рынку периода за 10 лет (1990-2000гг., 1989 г. - 100%). По России: 98,2 - 57,3%; по Украине: 105,5 - 44%; по КНР: 108,1 - 293%; по Вьетнаму:110 - 210%. Вот, что может дать комплексный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем.

Товарищи, сегодня, несмотря на то, что капитализм доминирует на большей части земного шара, спор между капитализмом и социализмом не завершён, хотя новая структура капиталистического мира позволила ему сохранить относительную стабильность, снизить боевитость рабочего движения, сгладить социальные конфликты в ведущих странах, превратив их в конфликты межгосударственные. При этом, однако, капитализм вывел человечество на новый виток противоречий, породив неизвестные доселе глобальные проблемы Земли - экологические, демографические этносоциальные.

В этих условиях КПРФ считает, что для России наиболее обоснованным и отвечающим её интересам является выбор оптимального социалистического развития, в ходе которого социализм обретёт своё второе дыхание. Силы социализма не сломлены. Россия может и должна выйти из кризиса.

Партия определила параметры экономического роста:

1 по валовому внутреннему продукту - не менее 10% прироста в год;

2 по объёму промышленного производства - не менее 15% в год, в т.т. в наукоёмких отраслях и промышленности - 20-40%;

3 по объёму сельскохозяйственного производства - 5-10%;

4 по инвестициям в основной капитал - 15-20%;

5 по реальной заработной плате и пенсиям - удвоение в первые 2 года реализации программы и не менее 20% увеличения в последующие 3 года.

Наряду с этим предусмотрено 2-х кратное повышение фондоотдачи, увеличение производительности труда на 15% ежегодно, снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства на 20-25% в год.

Программа КПРФ:

1 обеспечит восстановление сбережений граждан, хранившихся в Сбербанке и обесцененных правящим режимом;

2 обеспечит социальные гарантии и безопасность населения;

3 преодолеет безработицу и восстановит оплату труда на должном уровне;

4 обеспечит здоровье нации;

5 система образования будет соответствовать уровню XXI века;

6 восстановит продовольственную безопасность страны и обеспечит население продуктами питания на уровне экономически развитых стран (3200-3400 ккал на человека в день, вместо 1900-2100 в настоящее время);

7 обеспечит духовное возрождение человека и общества, как необходимое условие реализации программы

Для достижения этой цели КПРФ ставит следующие задачи социально-экономической политики:

1 преодоление катастрофических последствий разрушения отечественной экономики и восстановление в кратчайшие сроки производственно-экономического потенциала страны;

2 обеспечение высоких темпов экономического роста на основе опережающего научно-технического прогресса, неуклонного повышения конкурентоспособности и эффективности экономики, роста производительности труда, устойчивого развития производительных сил общества;

3 кардинальное повышение законно получаемой оплаты труда, ликвидации вынужденной безработицы, обеспечение социальной и правовой защищённости каждого гражданина, реализация права на выбор и получение профессии, на свободный от принуждения труд;

4 восстановление законности в распоряжении общенародной собственностью, возврат государству незаконно приватизированного имущества;

5 возврат незаконно вывезенных капиталов, прекращение нелегального оттока капитала из страны.

Основы же нашей программы возрождения России сформулированы в вопросах, за которые мы призовём граждан проголосовать на референдуме.

30 сентября т.г. Президиум ЦК КПРФ на своём заседании дал старт работе по его подготовке. В вопросах на референдум будут отражены три блока тем. В первый блок войдут вопросы, которые партия пыталась вынести на референдум ещё в 2002 году. Там прежде всего речь идёт о том, чтобы недра, леса, водоёмы и другие природные ресурсы, а также предприятия железнодорожного транспорта, топливно-энергетического комплекса, оборонной промышленности, чёрной и цветной металлургии находились исключительно в государственной собственности.

Второй блок связан с тем антисоциальным законодательством, которое власть продавила летом, здесь имеется в виду не только отмена льгот, но и весь круг вопросов, в результате которых резко сократился объём социальных обязательств государства перед гражданами. Наконец, третий блок - последние антидемократические инициативы президента, такие как, например, назначение губернаторов.

На первом этапе реализации программы:

коммунисты организуют защиту социальных, экономических и политических интересов трудящихся, возглавят их массовые выступления за свои права;

вместе с народно-патриотическими силами выступают за тесную хозяйственную координацию и политическое сотрудничество регионов, в которых у левых сил прочные позиции;

добиваются вместе со своими союзниками формирования правительства национального спасения для устранения катастрофических последствий "реформ", обеспечения основных социально-экономических прав трудящихся;

создают производителям условия, для эффективной работы в рамках закона;

налаживают контроль трудовых коллективов за производством и распределением национальных богатств;

осуществляют экстренные меры государственного регулирования в целях прекращения спада производства, борьбы с инфляцией, повышения уровня жизни народа;

возвращают гражданам России гарантированных социально-экономических прав на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспеченную старость.

На втором этапе (переходный, восстановительный период):

после достижения относительной политической и экономической стабильности трудящиеся всё активнее и шире смогут участвовать в управлении делами государства и в экономике отчётливо проявится ведущая роль социалистических форм хозяйствования.

На третьем этапе:

завершится формирование социалистических отношений на экономическом базисе, отвечающем требованиям модели оптимального социалистического развития (доминирование общественных форм собственности на средства производства).