В ходе послесъездовских дискуссий мы много говорим о новых методах политической борьбы, о новом языке оппозиции. О яркой образности, через которую могут быть выражены наши идеалы, цели и задачи. Как никогда сознаем необходимость тесного взаимодействия искусства и политики.
Почему этот процесс столь важен именно сегодня? Шершавый бюрократический язык, язык постулатов попросту приелся. Он уже не передает богатство идей тех смыслов, которые должны быть донесены до сознания масс. Сами эти смыслы, выраженные таким вот образом, перестают восприниматься людьми. На фоне дьявольской вакханалии современных СМИ, особенно электронных, наши правильные, но написанные “суконным” языком заявления, попросту не слышны. А между тем, язык образов, знаков, символов понятен абсолютному большинству. Современная политика и у нас в России, и в мире, все больше и больше прибегает к помощи искусства, которое сочно, красочно и наглядно выражает ту или иную идею. Ведь что такое манифестация западных антиглобалистов? Это уличный политический театр. Это подчас многотысячные шествия, превращенные в разноцветные шумные карнавалы. Небезызвестный американский режиссер Мур, получивший недавно Гран-при в Каннах за свой острополитический фильм, - пример того, как искусство, поддержанное культурной элитой, в состоянии воздействовать на мировой политический процесс. Ведь Мур реально опасен Бушу, развязавшему кровавую бойню в Ираке.
Мы, коммунисты, должны стремиться воспользоваться этими новыми средствами, новыми технологиями. Великой силой искусства. И, надо прямо сказать: пока у нас это не слишком получается. Видимо, нет в наших рядах достаточного количества художников, режиссеров, политтехнологов, которые были бы в состоянии обращаться к эмоциям людей, к подсознанию человека, к миру искусства.
Не секрет, что в среде сегодняшней российской интеллигенции происходит острая идеологическая борьба.
Еще недавно, казалось, в литературе господствовал так называемый постмодернизм, который был глух к политике, все превращал в игру и в фарс. Постмодернисты не делали различия между добром и злом, между красотой и уродством. Не видели разницы между левым и правым. В этом ядовитом растворе, казалось, вот-вот растворится и великая русская литература, и культурные завоевания советского периода, которые называют культурой Большого стиля. Но сегодня постмодернизм, как производная всего буржуазного уклада, ориентированного на развлечения и удовольствия, на утоление низменных потребностей человека, выдыхается и хиреет. На его место снова пришла борьба идеологий. И это борьба обостряется.
В литературе возрастают антибуржуазные тенденции. Самые лучшие, самые чуткие, талантливые и совестливые представители российской интеллигенции все более и более становятся на антибуржуазные позиции. Они видят зловещий оскал свирепого, антигуманного строя, который уничтожает, испепеляет не только промышленность, науку и государственные институты, но и культуру нашей страны. Сегодняшняя российская интеллигенция на глазах дрейфует влево. И это не случайно. Интерес к “левому”, красному, советскому наблюдаются и в изобразительном искусстве, и в поэзии, и даже в массовой культуре. Почему это происходит? Потому ли, что наши писатели и художники вдоволь “наелись” рыночной экономикой и поняли катастрофичность для Родины капиталистического уклада? Да, но не только...
Интерес к “левому” в среде российской интеллигенции это часть общемировой тенденции. Популярный режиссер, человек с мировым именем Квентин Тарантино недавно приезжал в Москву. Я встречался с Квентином и понял, что он является откровенно “левым” по убеждениям, человеком и художником. Или знаменитый Гройс, кумир европейских интеллектуалов, он называет себя “левым” философом, “левым” культурологом. Одно из самых модных у молодежи российских издательств, издательство “Ад Маргинум”, не скрывая, демонстрирует свою “левизну”, интерес к “красному” и советскому. Несколько книг этого современного издательства посвящены Ленину, мировой революционной борьбе. И они, эти книги, вышли с грифом “КПРФ” на обложке. То, что таким образом произошла смычка между молодыми философами левого толка и нашей партией - это замечательно! Но этого отнюдь недостаточно.
Мы, коммунисты, слабо изучаем идущие в умах сдвиги. Не вмешиваемся в этот важный культурный процесс. Полагаем, что он является “бесплатным приложением” к нашей политической борьбе, чем-то побочным и далеко не главным. Однако думать так, значит совершать грубейшую ошибку. Коммунистическая партия всегда была очень внимательна к культуре. Использовала методы искусства в деле влияния на общественно-политические процессы в стране. Яркий пример: ленинская работа “Лев Толстой как зеркало русской революции”. Мы видим, как острый ум гениального политика сумел осмыслить феномен Толстого. Представления писателя о родовых отношениях, о жизни и смерти, о войне и мире. Ленин сумел представить творчество Толстого как яркое свидетельство неизбежности революции, близкого социального взрыва. Ленин смог разглядеть в толстовском наследии образ могучих, накопленных в российском обществе сил и противоречий, которые в скором времени поднимут это общество на дыбы.
Другая классическая работа Ленина “Партийная организация и партийная литература” содержала убедительную мысль о том, что в условиях политической схватки, конфликта, любое произведение художника, пусть самое абстрактное, самое лирическое, тем не менее, встраивается в контекст политической борьбы. Той борьбы, которую в то время успешно возглавляли коммунисты России.
До сих пор у многих вызывает изумление, а то и недоумение работа Сталина, связанная с вопросами языкознания. Казалось бы, зачем государственный лидер, под чьим руководством только что СССР выиграл самую страшную в истории Земли войну. Зачем вождь, занятый восстановлением страны, озабоченный проблемами мирового коммунистического движения, уделил столько внимания, такой, на первый взгляд, специфической проблеме как проблема языкознания. Но провидческий гений Сталина подсказывал: язык является главным инструментом политики и социального строительства. Ведь русский язык, русская литература проникли на все континенты. Слова “Победа”, “Сталинград”, “Красная Армия”, “Освободитель” гордо звучали на всех языках планеты. Именно через язык, изначальный способ коммуникации, человечество реализует свои представления и мечты о строении общества, о счастье, о жизни в целом.
Во все периоды советского строительства, во все времена коммунистического созидания, нас поддерживали и вдохновляли великие идеи и образы, великие литературные творения. И партия не была глуха к этим творениям. Культурно стимулировалась всем ходом советской жизни, особым вниманием к художникам и к их произведениям. На заре советской власти возникли поэмы Маяковского “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо”. Вышла книга Фадеева “Разгром”. Затем появились “Тихий Дон” Шолохова, “Оптимистическая трагедия” Вишневского, “Как закалялась сталь” Островского, столетие которого мы отмечаем в этом году.
Да, это были базовые для общественного сознания произведения. В них звучал коммунистический пафос, дух новейшей истории великого государства. Второй предвоенный период социалистического строительства был запечатлен советскими писателями в таких произведениях как шолоховская “Поднятая целина”, “Карабагазгол” Паустовского, “Время, вперед!” Эренбурга, “Русский лес” Леонова. Эти книги были так же важны для страны как постройка Днепрогэса, как прокладывание новых железных дорог или возведение городов в Заполярье. Советская страна воевала за свою свободу и независимость вместе с книгами Шолохова “Они сражались за Родину”, с “Молодой гвардией” Фадеева, с рассказами Платонова “Одухотворенные люди”, с поэмой Твардовского “Василий Теркин”. Эти книги были таким же мощным оружием как легендарные “катюши”, самолеты новых конструкций или танки Т-34. Эти книги, как и знаменитые “Десять сталинских ударов” разгромили вермахт, испепелили фашистские орды.
На закате советского государства в пресловутую горбачевскую “перестройку”, эти самые “прорабы” и “архитекторы” тщательно отбирали произведения писателей, чтобы сделать из них ядовитый “коктейль”. СССР был разрушен “культурными бомбами”, которые сбрасывались в гущу советского общества. Был нанесен страшный удар по советскому сознанию, по дружбе народов, по основам российской державности. Стали многомиллионными тиражами выходить “Дети Арбата” Рыбакова, “Белые одежды” Дудинцева, “Зубр” Гранина, “Печальный детектив” Астафьева. Был опубликован в России солженицынский “Архипелаг Гулаг”. Все вместе и каждая по отдельности эти книги разрушали наши идеалы, подтачивали веру советских людей. Значение этих работ было огромно. Это отлично понимали и друзья, и враги советского строя. Запад зачастую использовал художников и писателей в идеологической войне. Прикармливал нужных для этого персонажей, возвеличивал те или иные произведения.
Таким образом, человеческое сознание становилось основным полем битвы. Результат этой битвы порой определял ход истории.
И сегодня книги вдохновляют, сражаются, взывают. В России есть книги, которые являются знаменами сопротивления. Разве не к таким книгам относятся последние романы Юрия Бондарева “Бермудский треугольник” и “Без милосердия”, повесть Валентина Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”? Разве не принадлежат к подобным произведениям статьи неистового публициста Владимира Бушина? Разве не вносит вклад в нашу справедливую борьбу работа критика Владимира Бондаренко “Красный лик патриотизма”?
Недавно вышел в свет роман Александра Проханова “Крейсерова соната”, писателя, который все эти годы был с нами, шел в наших рядах, выпускал патриотическую, антибуржуазную газету “Завтра”. Книгу Проханова враги, выражаясь словами Маяковского, берут как бомбу, берут как ежа, берут, как змею трехметроворостую… Эту книгу патриоты России читают взахлеб, раскрывают как учебник борьбы, как кладезь протестной веры.
На мой взгляд, это произведение - беспощадное исследование страшного строя, который утвердился в России. В этой книге высокохудожественным языком представлены процессы, происходящие в политике и культуре, в общественной психологии и церкви. В ней выведены современные типы, начиная от президента и мэра, кончая приходским священником и уличным бродягой. В “Крейсеровой сонате” показано как одинокий, отдельно взятый человек действует в истории. О том, как соотносится индивидуальное и общественное, личное и государственное. Эта книга – и политический манифест, и моральная проповедь, и крик отчаяния, и призыв к беспощадному и бескомпромиссному сопротивлению. Книга написана художником, находящимся постоянно в левом спектре, в патриотическом движении. Она является важнейшей частью “левого марша”, нашей политической философии. И было бы совершенно логично выделить эту книгу особо в текущий момент. Превратить ее в мощное политическое оружие, которым оснастить наших соратников и союзников...
Что, если нам, коммунистам, вместе с патриотической общественностью провести всероссийскую читательскую конференцию, посвященную “Крейсеровой сонате”? Пусть партийные организации, областные и районные, используя имеющиеся под рукой книжные магазины, либо пользуясь системой “Книга – почтой”, приобретут по 1 – 2 экземпляра этого романа и проведут широкие дискуссии о его содержании. Очень важно, чтобы “левая”, близкая к партии молодежь, студенчество, интеллигенция на местах, внимательно прочтя эту книгу, сопоставила с ней свои собственные знания и представления. Пусть эта книга, прочитанная и подвергнутая анализу, станет на сегодня катализатором общественной мысли. Способствует поиску путей вывода страны из затянувшегося кризиса. Пусть в дело включится местная печать, а результаты обсуждений появятся в Интернете на нашем сайте. Итогом дискуссии должна стать консолидация интеллигенции вокруг партии. Укрепление самих партийных организаций. Сближение их с новой интеллектуальной средой, в которой происходит смещение представлений от постмодернистского, аполитичного к актуальному, левому, социалистическому. Опыт этой читательской конференции мы используем для того, чтобы сделать популярными творения других наших мастеров, будь то книги, картины, кинофильмы, музыкальные и песенные произведения.
Надо отчетливо понимать, что культура сейчас снова поляризована. И все, что выдает себя за чисто развлекательное, на деле является инструментом управления массами, оружием буржуазного строя и криминального уклада. Используется для оболванивания, для отвлечения народа от кричащих и взрывоопасных проблем. Разве является нейтральной и аполитичной позиция, которую исповедует вчерашний министр культуры Швыдкой, результатом которой едва не стало разграбление запасников наших музеев? Разве является нейтральной информационная политика, которая господствует на телевизионных каналах, низводящая все человеческое до уровня уголовных разборок, паха и желудка?
Сегодня культура либо буржуазна, связана с упрочением этого уродливого человеконенавистнического строя олигархов-миллиардеров и вороватого чиновничества, либо она антибуржуазна. Именно ее антибуржуазность соединяет в себе левых и правых, коммунистов и православных, модернистов и традиционалистов. Ибо сегодня граница между добром и злом совпадает с границей между буржуазным и с контрбуржуазным искусством.
Вторжение партии в литературу и искусство может вновь оживить пресловутый вопрос о свободе творчества. Хочу сразу подчеркнуть, речь не идет о партийной цензуре или о контроле, которому в прежние времена подвергались те или иные художники. Свобода творчества является свободой человеческого выбора. Художник, оставаясь творящим, мыслящим и действующим сознательно человеком, останавливает свой выбор на добре или зле. И совершенно не риторически звучит сегодня знакомый вопрос: с кем вы, мастера культуры? С теми, кто истребляет и убивает Родину и все светлое и доброе в человеке, являясь синонимом мирового зла? Или с Россией, с ее многострадальным народом, отстаивающим свое право жить и трудиться на своей земле?