И даже пресс-секретарь петербургского горкома на сайте КПРФ виртуально попенял вашему корреспонденту, что, дескать, в своей заметке упустил я такой факт, как создание «лево-патриотической фракции». Ну просто обложили со всех сторон — и слева, и справа.
Поэтому ваш корреспондент считает своим долгом ответить по существу, хотя, каюсь, прежде действительно собирался отмолчаться, поскольку считаю, что в определенных ситуациях молчание — это лучшая форма деликатности. Но раз товарищи настаивают, то — извольте, обсудим.
Итак, во-первых, ни о какой фракции никто официально не заявлял, поэтому можно пока говорить лишь о слухах и домыслах, тиражируемых «Московским комсомольцем» и ему подобными изданиями.
Во-вторых, достаточно проблематично говорить об успехе в Питере левых сил, поскольку ни петербургское отделение КПРФ, ни местное отделение НПСР своих кандидатов не выдвигали, а лишь объявили о своей поддержке большому числу претендентов на депутатский мандат. А «поддержка» — штука двусмысленная, и нередко бывает так, что «поддержанный», получив заветный мандат, вдруг заявляет, что и сам уже прочно стоит на ногах и в дальнейшем может прекрасно обойтись без всякой опоры. И, кстати, лучшей иллюстрацией служит как раз питерский список блока КПРФ— НПСР, о чем еще пойдет речь.
В-третьих, если даже вопреки прежнему, печальному опыту какая-то фракция и сложится, то еще очень большой вопрос — будет ли та фракция и впрямь «красная» или совсем иного оттенка.
А чтобы не быть голословным, рассмотрим, кто же попал в городской парламент при поддержке блока КПРФ—НПСР. Ну одного — Александра Алексеевича Редько читателям «Советской России» и представлять не надо, о нем наша газета писала в статье «Совесть под наркозом». После выхода статьи петербургская прокуратура проверила изложенные факты и вынесла губернатору Петербурга представление о том, что чиновник городской администрации А.А.Редько всего-навсего нарушает Указ «О борьбе с коррупцией» Наш герой тогда в конце концов лишился своего руководящего кресла.
Ну а теперь он — видная фигура в селезневской «России», а перед самыми президентскими выборами в числе других подписал заявление в поддержку Путина. Пусть читатели сами решат, насколько-такая колоритная политическая фигура способна украсить собою ряды будущей «красной» фракции.
Но самое-то забавное, что Редько вовсе не рвется умножить собою ряды коммунистической оппозиции. Питерские журналисты на днях провели блицопрос избранных депутатов, и вот что они услышали от А.А.Редько.
— Была информация, что вы якобы будете вступать в коммунистическую фракцию?
А.Редько: От кого такая информация?
- Вывешена в Интернете на сайте Ленинградской организации КПРФ.
А.Редько: Нет, я не коммунист... Я возглавляю Партию самоуправления трудящихся, санкт-петербургское региональное отделение... Это левый центр. Поэтому буду заниматься созданием фракции с ориентацией именно на левый центр. На эту партию.
И этот опыт кадрового отбора нам предлагают позаимствовать и применить на думских выборах? Если руководствоваться принципом «поддерживай тех, кого разоблачала «Советская Россия», то через год предвыборный список у левых сил может оказаться весьма экзотичным, например — Волошин, Немцов, Хакамада, ну и дальше в том же духе.
Или вот взять другого новоиспеченного депутата — Владимира Барканова, который также попал во власть благодаря поддержке блока КПРФ—НПСР. Он возглавляет петербургское представительство корпорации «Система» и является активным членом партии «Кедр». Той самой, что в свое время выдвигала в Думу ныне смывшегося за границу Артема Тарасова, а также «эколога» Григория Пасько, впоследствии осужденного за шпионаж, и еще многих столь же достойных граждан. Но, может быть, потом «Кедр» изменил свою позицию? Увы — на последних парламентских выборах руководство партии призвало своих сторонников голосовать за Союз правых сил, а в мэры Москвы усиленно продвигало всенародно любимого киндер-сюрприза Сережу Кириенко.
И вот из представителей таких политических сил кто-то в Питере намеревался формировать «красную» фракцию? Замечу лишь, что сделать это возможно, только используя методы революционного насилия, потому что по доброй воле этот депутат туда идти вовсе не собирается. Вот что заявил В.Барканов в блицопросе.
— Но вас на сайте питерского КПРФ уже ориентировочно записали во фракцию коммунистов
В.Барканов: ...Я лидер экологической партии Санкт-Петербурга. Вполне возможно я буду создавать экологическую фракцию.
— И в коммунистическую не планируете вступать?
В. Барканов: Это бред полный. Нет.
Оцените сочность и категоричность формулировок «бред полный», и весь разговор! Кстати, для скептиков: магнитофонная запись всех ответов имеется.
Вот тут м не знаешь, чему больше радоваться — тому ли, что благодаря союзу КПРФ— НПСР на питерском небосклоне взошли такие яркие политические фигуры, то ли тому, что фигуры эти все же никак не отождествляют себя с Коммунистической фракцией.
Трудно сказать, чем руководствовались лидеры блока КПРФ—НПСР, отдавая свои симпатии тому или другому кандидату. И порой складывается впечатление, что выбирались просто пробойные фигуры — и горя мало, что зачастую выбор падал на людей для партии, мягко говоря, посторонних.
Вот, например, поддержали муниципального чиновника Геннадия Озерова, до сих пор ни с какой стороны не замеченного в левопатриотическом движении. Он победил, но послушайте, что он сейчас говорит о своих дальнейших планах.
- Планируете ли вы присоединиться к каким-то фракциям в Законодательном собрании?
Г.Озеров: Я об этом не думал еще...
- А когда будете решать?
Г.Озеров: Думаю, что в январе.
- Вас ориентировочно называли в составе Коммунистической фракции...
Г.Озеров: Меня многие называют в своем составе.
— Но вы еще не решили?
Г.Озеров: Пока нет.
А были на этих выборах и вообще курьезные случаи. Так, в 41-м округе КПРФ—НПСР официально поддержали преподавателя военного училища Вячеслава Макарова, который после этого стал единым кандидатом одновременно от всех политических сил — КПРФ—НПСР, СПС, «Яблока» и «Единой России». Мандат он, правда, не получил, зато оцените -- какой пестрый политический букет! Какая богатая цветовая гамма! А то говорят — будет «красная» фракция. Да не «красная», а в лучшем случае серо-буро-малиновая, и спасибо еще, если не «сине-зеленая».
Теперь возникает законный вопрос: а из кого-же собираются формировать левую фракцию, если самые близкие к блоку КПРФ—НПСР депутаты сейчас дружно от нее открещиваются? Так что подождем пока с овациями.
Такой вот интересный политический опыт дает нам питерский эксперимент по созданию блока КПРФ—НПСР. И прежде чем говорить об успехах, можно вспомнить, что порой бывают победы, которые несут с собой больше разочарований и утрат, чем любые поражения. Потому что дороже всего приходится расплачиваться за нравственные компромиссы.