Как правило, за сообщениями о забастовках редко упоминается о том, кто их организовал, выступления рабочих признаются стихийными, не имеющими авторства. Но забастовка работников завода «Вечюнай Русь" в г. Советске Калининградской области, начавшаяся вчера, имеет свою предысторию, непосредственно связанную с работой активистов КПРФ.
В ходе выборной кампании по выборам в Облудуму Калининграда к кандидату от КПРФ Андрею Клычкову, возглавлявшему региональной список в городе Советске обратились рабочие этого завода с просьбой помочь им хоть как-то повлиять на их руководство.
Андрей Клычков совместно с помощником депутата Госдумы И.И. Мельникова Петром Милосердовым собрали обширный материал о рабских условиях труда на заводе. Из этого материала выросли – обращение к губернатору области Г. Боосу, под которым на митинге 4 марта было собрано 416 подписей, обширная статья в агитгазете «За Советск!», которую мы публикуем ниже, и … забастовка.
И еще: на выборах 12 марта КПРФ набрала в г. Советске 21,7% голосов – чуть ли не максимальный результат Компартии на мартовских выборах по всей России, а самому Андрею Клычкову до мандата не хватило каких-то 11 голосов.
Все это лишний раз подтверждает: избирательная кампания коммунистов не только может, но и должна строиться на протесте граждан. И результат ее определяется не решением ЦИК, а готовностью людей поверить в себя и выйти на улицу.
Крабовое рабство или Вся правда о фабрике «Вечюнай-Русь»
Этот материал - итог общения с работниками фабрики «Вечюнай-Русь». Мы разговаривали с людьми возвращающимися со смены возле остановки автобуса, который развозил их по домам. Почему мы выбрали улицу местом для разговора? Дело в том, что мы не хотели, чтобы бдительная охрана предприятия увидела нас – ведь у рабочих могут быть крупные неприятности. Именно потому, мы не будем приводить в этом материале ни фамилий, ни иных данных, по которым можно определить тех, кто согласился дать нам интервью.
Факты, приведенные в статье, свидетельствуют: эксплуатация людей на производстве крабовых палочек («крабочек» - на жаргоне работающих на фабрике) такова, что применительно к ним речь должна идти скорее о рабах, чем о рабочих.
Отметим особо: все приведенные нами факты публикуются со слов работников завода Вечюнай-Русь. Мы оставляем право за руководством завода, в случае, если они считают приведенную нами информацию недостоверной (а может быть, даже – клеветой) – обратиться в суд. Но мы, в свою очередь, отставляем за собой право обратиться в прокуратуру и иные надзорные органы с требованием провести проверку условий труда рабочих и соблюдения трудового законодательства.
Мы начинаем разговор с рабочими с самого банального вопроса.
- Скажите, а сколько Вы получаете?
- Около 8 тысяч рублей
- А из чего они складываются?
- Зарплата - 2700, остальное идет как премия. Раньше у нас зарплата была на коэффициентах основана. Ну, то есть, тонну сделал – за тонну и платят. За каждую дополнительную тонну платили дополнительные деньги. Сейчас по-другому. Теперь хоть тысячу тонн сделай. Все равно получишь копейки. Этот новый коэффициент знает только мастер и руководство, а рабочие даже не могут понять, по какой логике он начисляется, ни его проконтролировать. Ну, то есть коэффициент этот начисляется от вольного
- Так по идее это должно быть невыгодно руководству – ведь теперь рабочие не имеют стимула работать больше…
- Как бы не так! Как мы 8 тысяч получали и в прошлый год и в позапрошлый, так получаем и сейчас. Но дело в том, что раньше мы делали по 30 тонн, а сейчас - 80 тонн. По логике вещей зарплата должна взрасти в 3 раза, но она стоит на месте. Именно потому выработку по тоннам и убрали – теперь можно людей эксплуатировать по-новому, зарплату начисляя по - старому.
- И все с этим смирились?
- Нет, не все. Недавно была забастовка Дело в том, что хотели снять с каждой смены (200 чел) по 200 тысяч рублей, потому что якобы было большое количество брака в течение месяца. Но извините, за 3 года столько брака не было, как вдруг он появился за 1 месяц! А с «браком» вот какая история вышла. Руководство фабрики решило вычистить коллектор отходов, который уже как минимум год как не чистили. Вывезли аж две машины отходов, а нам заявили – это брак был. Рабочие возмутились: какой же это брак, когда там грязи больше чем отходов! Но рабочих решили фактически заставить платить за грязь, заявив, что это – брак, отходы производства.
Мы сами посчитали – каждая смена должна по 1 кутору массы сливать. Кутор – это 700кг. Ну то есть никак такого количества брака в месяц не получается, как ни крути. После того, как начался ропот, сумму снизили с 200 тысяч до 475, тысяч со смены. Тогда-то и случилась забастовка, причем с той смены, которая забастовала – денег брать не стали. Вот аккурат после этой забастовки и случился переход на так называемые «премиальные» - чтобы люди не знали, сколько и за что они получают.
- Скажите, а из чего производят крабовые палочки?
- Ну…Рыбное филе с примесями крахмала, соль, сахар, соевый белок, крахмал картофельный, кукурузный. Раньше крабовые палочки в магазине брал – чувствовался вкус крабов. Теперь, поработал на фабрике, пробуешь – вкус крабов уже не чувствуется. Тут еще вот какой момент. Мы, ведь зачастую перерабатываем брак головного предприятия. Брак литовцев нам поставляют сюда, в Советск
- Так ведь это же невыгодно должно быть – везти с Литвы, растамаживать…
- Все равно выгодно выходит: наш рабочий пашет в 3 раза больше литовца, и за счет дешевого рабского труда получается выгодно. Дело в том, что фактически, есть крабовые палочки двух сортов. Есть палочки для людей, для европейцев – их выпускает Литва, а есть для нас, для папуасов – они делаются из брака.
- Неужели руководство завода совсем не балует своих подопечных?
- Еще как балует… Перед Новым годом на всех предприятиях Советска поздравили работников, выдали подарок своей же продукцией. На чулочной фабрикой, например чулками, где-то мясом, кто еще чем-то. На нашей фабрике – не дали ничего. Но зато приказали всем мастреам собрать рабочих, потому что директор наш, литовец, соизволил всех поздравить с Новым годом. Большинство сказало прямо - «да на х.. оно нам надо». На что незамедлительно последовал ответ от руководства: «Кто не пойдет – того накажем». Ну а кроме того, наш директор-литовец очень любит говорить рабочим: «я не люблю воров и не люблю пьяниц».
- А что изменилось после Нового года?
- Придумали еще один способ стянуть с рабочих деньги. После Нового года почти у всех производств идет небольшой спад – он вызван праздниками, пьянкой десятидневной, которую придумала всем Госдума с Президентом. Так что придумали на нашей фабрике: в связи со спадом они решили, завод приостановить. Но, согласно Трудовому кодексу, за вынужденный простой должен платить завод, в размере 70% от тарифной сетки. А чтобы этого не делать, руководство сделало следующий финт ушами: они отправили рабочих в отгулы на 1-2 дня, которые они вычитают из отпуска. Т.е. теперь вместо 2 недель в полгода рабочий будет гулять неделю.
- В изобретательности руководству фабрики не откажешь…
- Это точно. Вот еще одна их задумка: сделали пресловутый премиальный фонд рабочим, но если вдруг кто-то решил уволиться, нашел другую работу, например, то компенсацию ему делают опять-таки с наших премий. То есть я, работающий, фактически должен стоять у ворот и никого не выпускать из числа увольняющихся, иначе я буду его оплачивать.
- А как с питанием?
- На заводе – своя столовая. Обед – полчаса. Первое блюдо, суп - бесплатно. Второе – за деньги. Котлеты, биточки – 22 рубля, бифштекс – 32 рубля, окорочок – тоже где-то так Раньше были жалобы, что всем не хватает супа. Ну, теперь жалоб нет – оставшееся на дне просто разбавляют кипятком – и всем хватает. Но суп большинство уже есть отказывается: у многих расстройства желудка. Многие женщины носят еду с собой
- Полчаса на обед и все?
- Есть и перекур. В смене – 200 человек, 5 минут дается на перекур. Но условие - больше 6 человек в курилке площадью 14 квадратов не собираться. Правда, надо отдать должное великодушию начальства – сейчас это ограничение сняли.
- И что, нет никаких льгот?
- Какие льготы! Вопиющий случай произошел недавно в одной из смен. Один из работников в связи со смертью родственника обратился за материальной помощью к руководству. То, «от щедрот», дало ему 10 тысяч рублей. А потом…. в принудительном порядке сняло с каждого из работающих в смене по 50 рублей! Свинство чистейшей воды. К тому же унизили людей: как сказали работники – мы бы сами, добровольно, дали бы на похороны больше.
- А как с условиями работы с точки зрения медицины?
- Раз в год врачи проверяют зрение и слух: на производстве много шума. Для борьбы с шумом рабочим выдают затычки. Однако работать с ними невозможно - ты ничего не слышишь, можно получить травму. Но самая большая проблема – вытяжка. Она работает из рук вон плохо. Но это -полбеды. Тяжело приходится фасовщицам. Согласно КзОТу женщины должны поднимать ящики весом не более
- Многие ли выдерживают такие условия работы?
- Текучка кадров огромная. Из Советска сейчас мало кто идет работать на эту каторгу, сейчас с деревень собирают. По утрам по деревням за рабочими приезжает автобус. Чтобы попасть на смену к восьми утра надо вставать в шесть. Кстати, автобус – не бесплатный, за него мы отдаем 150 рублей в месяц.
- А есть ли на предприятии профсоюз?
- Нет. Было дело, пытались две женщины создать профсоюз, но их уволили. Они потом восстановились через суд, но в конечном итоге их потихоньку задавило начальство, докопались до мелких нарушений и их выгнали.
- Неужели ситуация на заводе прошла мимо внимания властей региона?
- Боос приехал к нам, походил, животом потряс, как говорится, сказал: если вы не будете платить людям нормально – я вас прикрою. Ну а дальше получилось прям как у Некрасова: «Старый барин умер, новый слезы вытер, сел в свою карету и уехал в Питер». Ничего из его приезда толкового не вышло. А как раз вскоре после его отъезда и ввели пресловутую новую систему оплату, при которой сколько ни работай – получишь те же 8 тысяч.