Поскольку партия создавалась не с нуля, а путем переименования уже готовой структуры (за основу взяли "Трудовую Россию" Сергея Храмова, в которую влились Евразийская партия – Союз патриотов России и партия "Национально-патриотические силы РФ"), процесс регистрации прошел в облегченном режиме. Подтверждать соответствие ужесточившимся требованиям законодательства к политическим партиям "Патриоты" будут не сейчас, а только в следующем году, когда проверять начнут все старые партийные бренды.
Строить собственную структуру Семигин, покинувший КПРФ, но сохранивший пост руководителя Народно-патриотического союза (до раскола входившие в союз организации левого толка служили своего рода дополнительным общественным резервом КПРФ), начал практически сразу после парламентской кампании 2003 года. Прошлой весной он собрал все имевшиеся в наличии силы на конгресс патриотов России. В числе участников, помимо левой общественности, оказалось 9 партий "второго эшелона", которые к осени слились в политическую коалицию "Патриоты России". Она и стала основой для будущей партии Семигина. Лето прошлого года ознаменовалось операцией по расколу КПРФ, так что осенью "Патриоты" благополучно освоили еще и плоды этого раскола: новообразованную из числа сторонников Семигина в КПРФ Всероссийскую коммунистическую партию будущего, которую возглавил губернатор-коммунист Владимир Тихонов.
Впрочем, к учредительному съезду новой партии, который прошел в мае нынешнего года, ряды "Патриотов" заметно поредели: от нее "откололся" Геннадий Селезнев с Партией возрождения России, бывший "яблочник" Вячеслав Игрунов со своим СЛОНом и многие другие. Кроме того, в рядах патриотов не оказалось коммунистов-раскольников. Что, впрочем, сложно считать серьезной потерей: ВКПБ так и не удалось оттянуть на себя организационный и человеческий ресурс КПРФ. Как стало известно "Yтру", в Федеральной регистрационной службе уже принято решение об отмене регистрации этой партии, поскольку там так и не смогли подтвердить наличия региональных отделений более чем в половине регионов страны. В ВКПБ ссылаются на препятствия, чинимые при регистрации отделений на местах, и, возможно, в этом есть толика истины.
Уголовное дело, в котором губернатор и экс-коммунист Тихонов фигурирует (по крайней мере пока) в качестве свидетеля, показывает: ВКПБ уже не рассматривается в качестве силы, способной всерьез повлиять на результат КПРФ в кампании 2007 года. А вот Геннадий Семигин в таком качестве пока еще относительно интересен. Как отмечается в масштабном исследовании российской партийной системы, проведенном Центром политических технологий, перспективы "семигинского проекта" выглядят достаточно смутно, так как неизвестен ни его окончательный состав, ни насколько он будет востребован Кремлем. Пока в качестве "площадки" для формирования новой партии (а также, по всей видимости, и ее предвыборного списка) выступает возглавляемое Семигиным "народное правительство России".
Как отмечается в исследовании ЦПТ, один из членов "правительства", Магомед Толбоев, признал в интервью дагестанской газете "Новое дело", что предложение стать членом "кабинета" потупило к нему из администрации президента. И что данный вопрос он обсуждал с заместителем ее руководителя Вячеславом Сурковым (впрочем, впоследствии Толбоев заявил, что в тексте интервью его слова исказили). Отмечается также, что у Семигина возникли сложности с наиболее перспективами политическими лидерами, которые могли бы стать ценными союзниками: в "народное правительство" не вошел председатель ПВРЮ экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Все это, по мнению авторов исследования, подтверждает атомизированность коалиции и неустойчивость предпочтений ее членов: большинство из них не имеют какой-либо реальной опоры на региональном уровне.
Если придерживаться версии, в соответствии с которой политика Кремля на левом фланге сводится к стремлению максимально раздробить левые силы и не дать КПРФ выступить единым фронтом, то следует признать: Семигин со своими "Патриотами" в нее вполне вписывается. Что, разумеется, совсем не гарантирует ему результат: за коммунистов "хоть завтра" по прежнему готовы проголосовать, по разным оценкам социологов, от 16 до 21% избирателей, а вот из их ближайших конкурентов по левому флангу преодолеть барьер способна разве что "Родина". По мнению руководителя ВЦИОМа Валерия Федорова, в дальнейшем уменьшать число избирателей КПРФ можно лишь через раскол партии. Но во внутрипартийной культуре у коммунистов к расколам выработался иммунитет.