Ряд событий, происшедших в самое последнее время, навряд ли случайно совпали во времени. Я имею в виду передачу 337 квадратных километров российской территории Китаю, отказ Китая от производства по российской лицензии истребителей Су-27 и демонстрация на авиасалоне Airshow China-2004 новой тактической китайской ракеты класса «поверхность-поверхность», способной поражать цели в радиусе 150 км и, что очень важно, уже производящейся серийно по заказам НОАК.
Если передача речных островов в районе Хабаровска вызвала заметную реакцию в обществе (хотя и не столь бурную, как могло бы быть), то остальные события были отмечены только специалистами. И уж связи между ними точно никто не захотел увидеть. Именно «не захотел», поскольку она просматривается достаточно ясно даже невооруженным взглядом.
Но кто должен был заметить? К кому упрек?
В стране давно нет не только независимой политической, но и непредвзятой аналитической прессы. Даже специальные издания, оценивая итоги, скажем, выставки в Чжухае, не взирая на собственную репутацию (или то, что от нее осталось) на все лады расписывали перспективы российского авиастроения и новые его горизонты на китайском рынке – это на фоне краха основного контракта, на котором, без преувеличения можно сказать, держалось финансовое положение самых жизнеспособных предприятий нашего авиапрома. Но поскольку наши отраслевые СМИ давно находятся на положении приживальщиков у крупных фирм, пока еще способных платить за PR, и ждать от них многого не приходится.
Еще хуже обстоит дело с политической журналистикой – подавляющее большинство СМИ, ориентирующихся на власть, по поводу сдачи территорий бормотали что-то невнятное, а оппозиция, обладая достаточно скудным аналитическим ресурсом, ограничилась прозрениями на уровне 1937 года, мол, Путин проявил себя как «шпион трех разведок».
Хотя совершенно очевидно, что в данном конкретном случае Путин отдал территории против своей воли. Просто потому, что не мог не отдать. В смысле не смог бы удержать, протяни за ними руку Китайская Народная Республика. И, судя по всему, в Пекине так убедительно попросили, что Путину пришлось соглашаться – даже не взирая на то, что такое действие однозначно подпадает под определяемую Конституцией РФ процедуру импичмента.
Правда, импичмент несколько затруднен подавляющим преобладанием в Думе «Единой России», но изменись обстановка в стране резко и в худшую сторону, и она станет совсем не такой уж «единой». И Путин это, конечно, понимает, прекрасно отдавая себе отчет в том, какую мелкотравчатую и ненадежную публику протащили от его имени в парламент страны для его «всенародной поддержки».
Но проблема, стоящая перед страной, куда масштабней, чем игры Славы Суркова с провинциальными мерзавцами.
Фактически мы стоим перед прямой угрозой вторжения со стороны Китая, которой на сегодня практически не можем противостоять. Масштаб возможной катастрофы таков, что, вопреки расхожему мнению, китайцы, выйдя на оперативный простор восточных российских окраин, могут не ограничиваться аннексией территорий Дальнего Востока и Прибайкалья, а вполне способны беспрепятственно дойти до Урала, а если понадобится – и до Волги. Не нужно быть большим умником для того, чтобы понять, что это будет значить для России катастрофу, какой она не переживала со времен Батыева нашествия. И все это – реальность. Хотя, конечно, русские князья, занятые «важными» проблемами внутренних междоусобиц, не слишком всерьез воспринимали угрозу монгол.
Долгое время военные и военно-промышленные аналитики убедительно доказывали тезис о том, что Китай не представляет в обозримом будущем серьезной военной угрозы для России. И, естественно, процесс передачи ему вооружений, военной техники и военных технологий – процесс абсолютно безопасный и чрезвычайно выгодный. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не понимать, что заказчиком подобных «исследований» становились крупные экспортеры.
Эксперты убеждали нас (и продолжают убеждать) что основным объектом экспансии Китая является остров Тайвань, лишенный природных ресурсов и населенный хоть и китайцами, но давно усвоившими американизированный образ жизни и абсолютно не желающими воссоединения с континентальным Китаем.
Китай в развитии своих вооруженных сил и структуре оружейного импорта устойчиво создавал образ режима. маниакально стремящегося, пусть и во вред себе, решить задачу присоединения Тайваня. Некоторую абсурдистскую составляющую этого относили за счет загадочного «восточного» менталитета.
Естественно, ничего, противного логике в действиях китайского руководства нет и не было, что доказывает впечатляющий успех этой страны в экономической сфере. Такой же «обманкой» оказался и китайский «коммунизм», на деле оказавшийся централизованной экономикой с жестким, почти тоталитарным руководством и весьма высоким развитием частнокапиталистических отношений. После приема десятков тысяч бизнесменов в ряды «коммунистической» партии иллюзии должны бы и развеяться.
Так что эти рациональные и дальновидные люди забыли на острове Тайвань? Военный захват этой территории с неминуемыми жертвами во время войны и репрессиями после ее окончания резко ударит по позициям Китая на мировом рынке – всевозможные санкции и эмбарго последуют лавинообразно. Не говоря о том, что в конфликт скорее всего будут втянуты вооруженные силы США, а может быть и НАТО в целом. То есть Китай стоит перед угрозой развязывания мировой войны, к которой пока он не готов.
Каков же бонус от этой авантюры? Необходимость за свой счет интегрировать экономику Тайваня в общекитайскую, что, скорее всего, приведет к полному разрушению ее и огромному грузу социальных проблем для Китая. Интеграция экономики ГДР в весьма благополучную экономику ФРГ без всякой войны и при полном одобрении мирового сообщества вызвали такой вал проблем, с которым Германия не может справиться и по сей день.
При этом в Китае не существует такого определяющего фактора, как общественное мнение. То есть даже обязательствами перед обществом – и то эту войну оправдать не возможно.
С противоположной же от Тайваня стороны Китая лежит обширная и легкодоступная территория, которую в экономическом и демографическом планах Китай уже давно осваивает. Так, договор о торговле, который президент Путин привез из Пекина в обмен на 337 квадратных километров России, предполагает легальную трудовую миграцию китайцев в районы Дальнего Востока и Восточной Сибири в количестве 500 000 человек ежегодно. Вот за какое «счастье» мы заплатили своей территорией.
Неужели не понятно, что мы уже находимся в полшаге от войны с Китаем? Примерно так же, как находились в полшаге от войны с Германией, когда наши генералы принимали парад вермахта в Бресте.
Для растущей бешеными темпами экономики Китая наши богатые ресурсами территории к востоку от Урала представляют недостающий элемент паззла, сложив который, в Пекине смогут больше не принимать в расчет ни Европу, ни Японию, ни даже США. С той стороны границы они выглядят так же, как земли индейцев с повозки переселенца.
Впрочем, в последней книге Бжезинского демонстрируется такой же взгляд из-за Берингова пролива: Дальний Восток и Сибирь для США в XXIвеке должны стать тем же, чем Аляска и Калифорния в XIX-м.
Естественно, роль регулярной армии в экономическом и демографическом освоении новых территорий трудно преувеличить.
Чем же обосновывали наши эксперты необходимость переоснащения НОАК при помощи российского ОПК?
Логика была такова: Китай закупает наши военные изделия очень небольшими партиями, не способными радикально изменить баланс между такими крупными армиями, как китайская и российская или китайская и американская.
Возьмем для примера закупки для военно-воздушных сил как наиболее масштабные: 48 истребителей Су-27 составят чуть более одного процента от 4 тыс. боевых самолетов, которыми располагали ВВС НОАК к концу прошлого века. С учетом возможных новых закупок истребителей семейства Су-27, их лицензионного производства на заводе в Шэньяне, а также постепенного вывода из состава ВВС устаревших машин Китай добьется высокой доли истребителей четвертого поколения в составе ВВС примерно к 2005-10 годам, считали российские военные эксперты. Это, по их мнению, означало, что к концу первого десятилетия будущего века у КНР будет авиация, соответствующая техническому облику американской и российской конца 80-х годов.
Однако они не учитывали встречный регресс российской армии, априори считая, что она будет сопоставима по своему техническому оснащению с американской, а никак не с китайской.
Впрочем, когда считали, что в ближайшие годы парк китайских боевых самолетов на базе Су-27, поставленных из России, превысит 100 единиц, а если учесть, что в течение 15 лет на авиазаводе в Шеньяне должно было быть изготовлено по лицензии до 200 истребителей Су-27СК, то в начале текущего столетия ВВС Китая по-всякому должны обладать самой мощной в Юго-Восточной Азии авиационной группировкой самолетов типа Су-27 и Су-30.
Для полномасштабного столкновения с ВВС США, уже принявшими на вооружение истребитель пятого поколения F-22, этого недостаточно. То есть, для того, чтобы воевать Тайвань, эти масштабные затраты Китая абсолютно бессмысленны. Но ведь лидеры постмаоистского Китая - далеко не арабские шейхи, которые были способны приобретать военную технику без учета ее пригодности для конкретного театра военных действий. Чью агрессию намерена сдерживать Народно-освободительная армия Китая при помощи самолетов «Сухого»?
К 2002 году на вооружении китайских ВВС находится свыше 300 многоцелевых истребителей Су-27 и Су-30, и воздушная ударная мощь нашего дальневосточного соседа многократно превышает мощь российских авиачастей Приморья и Восточной Сибири.
Комсомольск-на-Амуре практически целиком работает только на армию Китая. Местный авиазавод (КНААПО) - единственное процветающее в крае предприятие - пашет в три смены, чтобы успеть выполнить заказ, уже принесший заводчанам $700 млн В сборочном цехе КНААПО несколько десятков почти готовых истребителей Су-30МКК (вариация Су-27) c опознавательными знаками ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Сумма контракта и количество боевых машин, которые должны быть произведены, стороны не афишируют. Заводчане называют примерную сумму - $1 млрд и среднюю стоимость одного истребителя - $20-30 млн Соответственно, можно предположить, что речь идет о поставке в Китай примерно 30 боевых машин лишь с КНААПО. Реально же Комсомольск-на-Амуре может продать Китаю 50 двухместных многоцелевых истребителей (истребителей-бомбардировщиков) Су-30МКК. Этот боевой самолет на 12 подвесках способен нести до 8000 кг управляемых ракет и авиабомб большой мощности. Кроме того, не менее 20 самолетов Су-27УБК должны произвести в Иркутске.
Таким образом, в ближайшее время ВВС Китая получат из России не менее 70 новых мощных боевых машин. В настоящий момент китайская военная авиация уже имеет на своем вооружении больше сотни таких самолетов, полученных в 1992-2000 гг., хотя официально пока сообщено о закупке Китаем в России 46 "сушек", но эта цифра относится к уже давно выполненным контрактам 1991 и 1995 годов, которые оцениваются в $1,5-1,7 млрд
По словам подрядчиков, Китаю поставляются машины, оснащенные не самой современной авионикой: оборудование последних разработок и модификаций Россия пока придерживает. Впрочем, любой заводчанин знает, что среди китайских специалистов, следящих за исполнением контракта, немало офицеров разведки. И уж они-то не зря обхаживают авиагарнизоны (реально тот же самый полк на аэродроме Дземги), завязывают знакомства с офицерами, прапорщиками и солдатами, предлагают большие деньги за блоки с новой аппаратурой. Практически нищие военнослужащие выламывают эти блоки и выносят за пределы части, а "братья навек" забирают и диппочтой переправляют в Пекин. Но последние несколько лет в суды не поступило ни одного дела о китайском военно-техническом шпионаже. В Комсомольске-на-Амуре намекают, что существуют негласные указания центрального аппарата Лубянки, рекомендующие особо не досаждать даже зарвавшимся китайским коллегам, дабы не сорвать контракт и грандиозные планы Кремля на установление с Китаем стратегического партнерства. Фактически, если считать, что Китай и Россия находятся в состоянии "холодной войны", предприятия российского ОПК выступают на стороне противника.
Но это данные, так сказать, неофициальные.
Что же можно почерпнуть из открытых источниках о состоянии нашей авиации на самом опасном для существования нашей страны направлении?
Перед своей отставкой бывший главком ВВС А.Корнуков сказал в одном из интервью, что возможности ВВС России по поражению наземных группировок, авианосных ударных групп и пунктов управления потенциального противника на стратегических направлениях снизились из-за значительного сокращения их боевого состава.
По его словам, по этой же причине сократились возможности ВВС по прикрытию важнейших объектов и группировок войск РФ и охране государственной границы РФ в воздушном пространстве. В авиации ВВС в настоящее время практически прекращен ремонт авиатехники, в связи с чем исправность самолетного парка продолжает снижаться. Кроме того, выделение крайне малого лимита расхода авиатоплива привело к значительному снижению, а в некоторых авиаполках и к полной потере воздушной выучки большей части летного состава. В последние годы потребности военно-воздушных сил на закупки вооружения и военной техники удовлетворялись соответственно на 9,4% в 1996 году, 3,4% в 1997 году и 1,6% в 1998 году. Поставки самолетов в боевой состав ВВС в минувшем году не планировалисьДоля ВВС в бюджете министерства обороны постоянно снижается. "Если в 1992 году эта доля составляла около 20%, то в 1998 году уже была менее 9%", - сказал он. Генерал отметил, что эта пропорция существенно ниже, чем в других авиационных державах. Так, для США эта доля составляет около 24%, а в Великобритании - 29%.
Надо ли говорить, что после отставки Корнукова положение никак не улучшилось?
Почему анализируя боеготовность нашей армии для отражения весьма вероятной агрессии со стороны Китая столько времени отводится положению ВВС?
Это связано с тем, что в области обычных наземных вооружений качество военной техники хотя и играет свою роль, но превосходство НОАК в живой силе по сравнению с российской армией на порядок, растянутость коммуникаций, откровенная слабость тыла и низкий боевой дух армии не позволяет рассчитывать на сколь-нибудь успешное ведение боевых действий без превосходства в воздухе. В региональных войнах без применения ядерного оружия на военную авиацию России возлагается до 45% объема задач Вооруженных сил. В локальных войнах и вооруженных конфликтах доля задач военной авиации возрастает до 70%.
А превосходства в воздухе как раз и не наблюдается.
Доля самолетов четвертого поколения в составе парка военной авиации не превышает 30-35% сообщает «Интерфакс-АВН», один из самых компетентных источников в этой области.
«Наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению парка летательных аппаратов. Основные причины — выработка ресурсов и полное отсутствие пополнения из промышленности», — заявил собеседник агентства. Уже к 2005 году парк военной авиации может уменьшиться в три с половиной — четыре раза.
Обновление авиапарка, которое в последнее время пиарит министр обороны С.Иванов, не идет ни в каке сравнение с масштабами военных приготовлений Китая: всего пять модернизированных в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении истребителей Су-27 отправлены в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава, гордо передает ИТАР-ТАСС: «В ВВС России это уже назвали началом обновления парка фронтовой авиации».
Липецкий центр только что приступил к разработке программ обучения и рекомендации для летчиков, которым предстоит пилотировать обновленные Су-27. В то же время китайские пилоты уже давно летают на Су-30МКК, по своим ТТХ приближающихся к самолетам пятого поколения.
Средний налет за первое полугодие 2000 года в ВВС России составил: в истребительной авиации - 3 часа, в штурмовой авиации - 15 часов, в дальней авиации - 4 часа, в разведывательной - 6 часов, в военно-транспортной - 13 часов. В полках постоянной готовности средний налет на летчика составляет: в штурмовой авиации - 22 часа, в бомбардировочной - 23 часа. Примерно такие же цифры наблюдаются и сегодня. Это почти в 5 раз меньше, чем в ВВС НОАК.
Воинские части и подразделения армейской авиации укомплектованы на 95%. На вооружении армейской авиации состоит более 2 тыс. летательных аппаратов. Основу вертолетного парка составляют вертолеты 60-70-х годов, исправность которых колеблется от 50 до 80% в зависимости от модификации. Современная техника, находящаяся в строю, не превышает 15%.
Стоит заметить, что сейчас на Дальнем Востоке дислоцирован лишь один оснащенный Су-27 полк (аэродром Дземги) - около 40 машин, а у сопредельной стороны в 2-2,5 раза больше машин такого класса. ВВС России за последние 8-9 лет не заказали авиастроителям практически ни одного истребителя семейства Су-27. А списочный состав состоящих на вооружении боевых машин этого типа продолжает медленно убывать: если в ВВС СССР было не менее 513 таких машин, то сейчас уже не более 340. Остальные достались Узбекистану, Беларуси и Украине, 47 истребителей отдано Казахстану, 8 недавно продано Эфиопии. Если китайские ВВС сейчас оснащены самолетами последних лет выпуска, то самому свежему отечественному Су-27 скоро 9 лет, большая часть авиапарка еще более древняя: некоторым машинам 15-20 лет.
То есть перед ВВС России стоит вопрос естественной убыли техники. Наиболее остро эта проблема в ближайшее время будет проявляться в отношении парка боеготовых самолетов фронтовой, военно-транспортной и морской авиации, численность которых в 2005 году составит около 25-30 процентов от существующего уровня. Это же можно сказать об армейской авиации, где численность парка может снизиться до 10-15% от нынешнего показателя.
Еще одна опасная тенденция, характеризующая состояние самолетного и вертолетного парка военной авиации, — снижение уровня исправности. Сейчас уровень исправности авиатехники составляет менее 40% для авиации видов Вооруженных сил РФ в целом, в авиации ВВС и морской авиации — 35-40%, в армейской авиации — не более 20-25%. Без принятия экстренных мер к 2005 году исправность авиатехники в целом может достичь критического уровня и составить порядка 20- 25%.
Можно сказать, что в результате значительного сокращения численности самолетного парка и низкого уровня исправности авиационные группировки уже к 2005 году не смогут обеспечить решение возлагаемых на них задач в военных конфликтах не только регионального, но и локального масштаба.
Заметим, в оценках экспертов опять и опять повторяется одна цифра – 2005-й год. Но ведь этот рубежный год наступит через полтора месяца…
По оценкам ряда экспертов, реальный объем решаемых военной авиацией задач в настоящее составляет не более 25% от тех, что на нее возложены. Авиация Федеральной пограничной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ находится в аналогичном состоянии.
А теперь – о самом неприятном: Китай создает, и довольно успешно, свой авиапром. Интересно, зачем?
На прошедшем в Чжухае 5-м Международном аэрокосмическом салоне Airshow China-2004 (кстати, сам салон – тоже заявка своего рода) представлен в моделях и макетах ряд китайских истребителей и учебно-тренировочных самолетов. В частности, китайская государственная авиастроительная корпорация "АВИК-1" демонстрирует модель первого из трех УТС FTC-2000, летные испытания которого были начаты в декабре 2003 года. Самолет имеет боковые воздухозаборники и оснащен одним турбореактивным двигателем ТРД WP-13F с тягой 6450 кгс компании "Лоянг". В перспективе на самолете может устанавливаться ТРДДФ АИ-222К-25Ф производства запорожского ОАО "Мотор Сич" (заметим, не российского!).
Корпорация "АВИК-2" представляет перспективный УТС/ЛБС (легкий боевой самолет) L-15/JL-15 типа немецкого перспективного УТС "Мако". Он оснащен двумя ТРДДФ АИ-222К-25Ф производства запорожского ОАО "Мотор сич". "АВИК-2" ведет переговоры с европейским аэрокосмическим и оборонным концерном ЕАДС о возможной кооперации по этой программе. В разработке концепции УТС L-15 также принимает участие российское "ОКБ Яковлева".
На выставке также представлена информация по сверхзвуковому (М=1,6) самолету JF-17/FC-1, совместно разрабатываемому компанией "Чэнду" - подразделением "АВИК-1" и Пакистанским авиастроительным комплексом. Планируется, что с 2006 года будет построено около 150 таких самолетов. Хотя этот истребитель позиционируется как "Супер-7", на самом деле он представляет собой еще одну модернизированную версию МиГ-21, совместно разработанную с РСК "МиГ" начиная с 1991 года. Самолет JF-17/FC-1 оснащается ТРДД РД-93 разработки санкт-петербургского Завода им. Климова с тягой 8300 кгс.
Опытный образец JF-17, впервые поднявшийся в небо в августе 2003 года, оснащается БРЛС управления огнем EL/V-2032 израильской компании "Элта". Вооружение истребителя может включать китайские ракеты средней дальности SD-10/PL-12 класса "воздух - воздух", разработанные на базе российской ракеты Р-77 ГосМКБ "Вымпел" (очень качественная и современная ракета). Пакистан заинтересован в оснащении истребителя FC-1 бортовой РЛС "Грифо-S7", которую он совместно разрабатывает с Китаем с Италией на базе БРЛС "Грифо-7MG", производимую Пакистаном по лицензии. Перспективная версия истребителя для ВВС НОАК может также оснащаться БРЛС "Копье-Ф" разработки российской корпорации "Фазотрон-НИИР". Кроме того, предусматривается двухместный учебно-боевой вариант JJF-17 этого истребителя. Стоимость JF-17 оценивается в 10-12 млн дол. Этот самолет может прийти на замену парка пакистанских истребителей, включающих 59 F-7PG компании "Чэнгду", 40 A-5 компании "Нанчанг" и 140 "Мираж-3/5". Однако эти поставки могут начаться только после того, как будут одобрены закупки JF-17 для ВВС НОАК.
Среди перспективных разработок военных самолетов также представлен одноместный истребитель J-10A, создаваемый "Чэнгду" на базе истребителя "Лави" израильской компании "Израэль эйркрафт индастриз". Информация о нем является закрытой, однако снимки этого самолета появляются в зарубежных изданиях. Этот самолет оснащается российским ТРДД АЛ-31ФН мощностью 13650 кгс, передним горизонтальным оперением (ПГО) и треугольным крылом. Недавно эта разработка была дополнена двухместным вариантом.
В производстве находится также усовершенствованная версия истребителя J-8IV компании "Шеньян" и FBC-1M компании "Сян" - усовершенствованная версия тяжелого морского ударного истребителя JH-7. Первую партию из 50 самолетов JH-7 планируется оборудовать двигателями "Лайминг" WS-9JH-7, созданным на базе ТРДД "Спей-202" компании "Роллс-Ройс".
Все это – недорогие машины для массового производства. Хотелось бы знать, где находится тот театр военных действий, для которого готовится все это великолепие?
Очень неприятно, но «неубиваемый» козырь российского военного сдерживания – наши Стратегические ядерные силы, могут сыграть в отношении Китая такую же универсальную роль, как играют они в отношениях с США и Европой.
Перво-наперво, никто не знает тот объем неприемлемого ущерба, который заставит Китай остановить военные действия. Если для США условно считается, что угроза уничтожения 20 мегаполисов является абсолютно неприемлемой, то толерантность Китая к ядерной угрозе значительно выше не только американской, но и, что важней, российской.
На сегодня Китай вполне способен нанести по России ракетно-ядерный удар, который мы, в силу развала у нас системы раннего оповещения о ядерном нападении, откровенной слабости ПВО и Гражданской обороны и целого ряда других отрицательных факторов, не сможем адекватно отразить. Достаточно сказать, что основные наши ядерные силы находятся на стационарном положении. Стратегическая авиация не несет постоянного боевого дежурства в воздухе. АПЛ находятся главным образом у причальной стенки. Подвижные железнодорожные боевые комплексы не курсируют, а находятся в местах постоянной дислокации. Мы не можем даже быть гарантированы от того, что в час «Ч» многочисленные китайские группы спецназа не проведут успешных захватов наших баллистических ракет шахтного базирования – мы давно не контролируем китайскую границу.
И самое главное – навряд ли российское руководство решится на ответный удар возмездия. Т.е. нам следует ориентироваться на вероятное развитие военного конфликта средствами обычных вооружений. Где, как было сказано выше, у нас практически нет козырей.
И вот – третья составляющая, о которой говорилось в начале статьи: китайская компания "КАТИК-2" впервые продемонстрировала на авиасалоне Airshow China-2004 новый тактический баллистический ракетный комплекс ближнего действия класса "поверхность - поверхность". В его составе применяется баллистическая ракета В6, серийное производство которой ведется уже несколько лет, однако 6-колесная транспортно-пусковая установка (ТПУ), рассчитанная на две баллистические ракеты и имеющая массу 24 тонны, была создана только в 2003 году. Интересно, а для чего ракета была поставлена на такую тележку? Неужели для того, чтобы со стационарных позиций обстреливать о.Тайвань, как убеждали нас военные аналитики? Или для того, чтобы все же свободно перемещаться вдоль границы с Россией?
Комплекс рассчитан для внутреннего и экспортного рынков, но китайские специалисты подчеркивают, что его серийное производство уже ведется для НОАК!
Наряду с мобильными ТПУ в составе комплекса применяется одна машина с пунктом командования и управления и машина технического обеспечения. Всего в состав комплекс могут входить шесть двухконтейнерных ТПУ, которыми может управлять один командный центр. Ракета В6 имеет наклонную дальность стрельбы от 80 до 150 км и оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 480 кг.
В настоящее время неизвестно, ведется ли для комплекса В611 разработка боевых частей других типов – имеется в виду, конечно, возможность оснащения головной части тактическим ядерным оружием.
Китайские военные отмечают, что после пуска ракета В6 может маневрировать на траектории полета, что делает ее сравнимой с ракетой российского оперативно-тактического ракетного комплекса 9М72 "Искандер-Э" (SS-X-26 "Стоун" по классификации НАТО).
Надо ли напоминать, что глубина обороны на российско-китайской границе мало где превышает означенный 150 километров? А дальше – тайга. Или, если иначе посмотреть – оперативный простор. До самого до Урала.
Конечно, нет никакой уверенности, что Китай начнет в 2005 году «горячую фазу» своей экспансии. Возможно, от этого шага его удерживает и неизбежная реакция мирового сообщества, обладающего на сегодня достаточной военной силой, чтобы противостоять Китаю сообща. Для России, впрочем, если верить Бжезинскому, это все едино – под видом защиты российского Зауралья от китайцев США проведут аннексию этих территорий в свою пользу.
Но война уже идет, и в ней факт возможности беспрепятственного захвата наших территорий почти равнозначен настоящему военному вторжению – Путину приоткрыли карты, и он спасовал. На руках были одни шестерки.
Кремль отдает Китаю территорию. Тут же предлагает, без условий, отдать спорные острова Японии – фактически это попытка втянуть США в войну за российское наследство на Дальнем Востоке. Попытаться блефовать перед Китаем американской военной мощью. Тянуть время. Ждать подключения новых, неожиданных игроков. Византийская тактика уступок, подкупов и международных «разводок».
Получится? Навряд ли. Игроки откровенно слабые.
А внутри страны нет ничего. Нет армии, которая могла бы воевать, а не спиваться по гарнизонам. Нет оборонно-промышленного комплекса, поскольку задача перед ним не поставлена, а сам изнутри себя, он эту задачу выработать не в состоянии по определению. Нет спецслужб – не в виде организованных более-менее преступных группировок, а структур, занятых национальной безопасностью. Нет, в конце концов, даже федерального центра – администрация президента, совет безопасности, полпреды не стали чем-то даже отдаленно напоминающим ЦК КПСС, а превратились в «разводные конторы» по выдавливанию денег из олигархов, подчиненной бюрократии и прочего.
Кто, собственно, должен ставить задачу? Намечать пути ее решения? Хотя бы реально оценивать происходящее, исходя из каких-то более масштабных интересов, чем просто желания заработать денег?
На Руси времен Батыева нашествия такого смыслового центра не оказалось, и страна погибла, исчезла, потеряла идентичность.
Сегодня история намерена повториться.