Премьера кинофильма «Пыль» стала крупным событием культурной жизни,
почти незамеченным официальной культурной тусовкой. И поделом ей, этой тусовке, чей удел ныне поп-искусство для толпы или андеграунд для
почти что никого. Показ проходил в бывшем кинотеатре «Новороссийск»,
ныне распавшемся на Центральный дом предпринимателя и киноклуб «35
мм». Большой зал был забит битком, люди стояли в проходах и сидели на
перилах.
Профессор (Пётр Мамонов) и Лёша (Алексей Подольский)
Сам я немного опоздал, с трудом протиснулся между двумя девушками и
уйти, дождавшись сцены со своей эпизодической ролью, чтобы потом
посмотреть фильм целиком в комфортной обстановке на DVD или на
кассете. Не вышло: первые несколько минут просмотра захватывают
полностью, и это давно забытое, редкое ныне чувство. Тем более
удивительно, что фильм этот не просто некоммерческий, а
антикоммерческий и по духу, и по способу производства.
Полнометражный художественный фильм «Пыль» снят творческим
объединением «Свои 2000», режиссёр – Сергей Лобан, сценарий написала
Марина Захарова, на цифровую видеокамеру снимал с плеча её муж Дмитрий Модель. «Свои 2000» прямое продолжение предыдущего проекта «За анонимное и бесплатное искусство» (ЗАиБИ). В ролях только один профессиональный актёр, да и тот бывший рок-неформал Пётр Мамонов.
режиссер Сергей Лобан и Лёша (Алексей Подольский)
Остальные роли исполняют знакомые и друзья создателей фильма рэперы White Hot Ice и Руставели, DJ-Агеев и экс-ведущая МузТВ Белка
Лариса Пятницкая, филолог-шансонье Псой Короленко и режиссер Глеб
Михайлов, автор фильма «Черный Фраер».
Расширенно жанр фильма можно определить как героическую
социально-политическую сатиру с элементами фантастики в гоголевском
духе. Главный герой, как и персонаж «Шинели» «маленький человек»,
только современный добродушный подросток-переросток, размазня и
рохля, толстяк и очкарик Лёша. Фабула такова: сотрудники ФСБ убеждают Лёшу за неплохие деньги «послужить Родине». В секретной лаборатории полубезумный профессор в исполнении Петра Мамонова просвечивает его чудо-излучением. В течение мгновений Лёша видит себя настоящим суперменом: накачанным красавцем с волевым, пронзающим душу взглядом. Это вспышка, это озарение, это момент истины, после которого жизнь уже не может течь по-прежнему.
Но эксперимент закончен, о нём теперь нельзя говорить и нужно
постараться забыть. Деньги получены, впереди – серая обыденная жизнь…
Однако ясно, что после пережитого по-прежнему больше «так жить
нельзя»… Сцены современного быта сняты предельно реалистично и в то же время гротескно. Убого всё: тренажёрный зал, где пытается «качаться» главный герой, убоги пыхающие ганджубас юные завсегдатаю ночных клубов, убога «крутая» новая русская мелкотня на своих «бумерах» и джипах.
Большая мечта овладевает Лёшей, превращается в напасть, в манию,
сверхтело – его, собственное сверхтело! – мерещится ему всюду. Всё
становится неглавным кроме Сверхзадачи: снова почувствовать себя
Героем, пережить чувство Настоящей Жизни, пусть даже на мгновения. Но никто не может помочь главному герою. Серая жизнь и её хозяева,
которых олицетворяют сотрудники ФСБ, полусумасшедший профессор
убеждают Лёшу: ты – пылинка. Тебя использовали для эксперимента,
заплатили бабки, вот тебе на всякий случай «телефон доверия» – будь
доволен, теперь только надо «забыть всё». Бесчеловечен не сам по себе
опасный эксперимент, в ходе которого «объект» может быть «распылён»,
антигуманно отношение к человеку как к «пылинке».
В своей неутолимой страсти, в роковой борьбе Алексей трагически
одинок, никто не может ему помочь. Милая, добрая бабушка не понимает
беса неведомой мечты, который вселился во внука. Человеколюбивым
сектантам-евангелистам нужен просто новый член общины. Уморительные
правозащитники, узнав о «преследованиях ФСБ», предлагают Лёше как
«потомственному диссиденту» статус политического беженца в одной из
«цивилизованных стран»… А настоящих друзей у него, похоже, никогда и
не было.
В пухлом теле этого даже не «маменькиного сына», а «бабушкиного
внучка» просыпается натура гладиатора. Лёша мечтает не о зимнем пальто «от Версаче», а о Настоящей Жизни. И проявляет настоящий характер, вступает в схватку со всемогущим ФСБ, готов подкупать и захватывать заложников, а если надо – то заплатить за свою мечту собственной жизнью. Алексей самостоятельно разыскивает секретную лабораторию, пытается проникнуть в неё, его избивают, угрожают упечь куда следует… Но это только разжигает энергию борьбы. Не останавливает его даже последнее предупреждение: о при повторном облучении он может погибнуть, превратиться в пыль физическую…
Фильм вплоть до драматического финала смотрится на одном дыхании, зал
дышит как живое существо и взрывается аплодисментами удачным сценам.
Вот так, оказывается, творческое объединение из трёх человек может
снять настоящее кино при почти полном отсутствии какого-либо бюджета.
А весь многоглавый голливуд вместе с российскими подражателями и
творцами телесериалов уже не способны за десятки миллионов долларов
снять кино, от которого хоть что-то бы оставалось в душе. В нынешнем
мире деньги и полезность людям, а тем более высокий смысл, талант и
вдохновение – совсем разные вещи. Да и какая может идти речь о
деньгах, если перед нами – настоящее «излучение чувства жизни» в
окружающее пространство?
Кинофильм «Пыль» - это анти-«Асса», современный манифест культурного протеста. Вроде бы как «тусовочный» фильм, снятый по канонам, схожим с соловьёвскими, но противоположный по смыслу. В финале «Пыли жёстко «зеркалится»: песня Виктора Цоя «Мы ждём перемен» - исполнитель «распальцовками» ведёт параллельный сурдоперевод текста. Перемены вновь нужны – но иные, не те, которые предваряла горбачёвская перестройка. Да и тогда, наверное, были нужны совсем другие перемены. И мы не «ждём» этих новых перемен, а готовим их и сами будем осуществлять.