PAGE  

[image: image7.jpg]


Россия, труд, народовластие, социализм!

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й   К О М И Т Е Т

Отдел по проведению 
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ кампаний
ЦЕНТР
ИССЛЕДОВАНИЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
[image: image8.png]



Освещение федеральным телевидением 

«дела лося Рашкина» 
29 октября – 19 декабря 2021 г.
В период с 29 октября по 19 декабря на пяти центральных федеральных телеканалах («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен) вышло 246 сюжетов, посвящённых «незаконной охоте В. Рашкина». 
Кроме того, «дело лося Рашкина» в 289 сообщениях упоминали прочие телеканалы (РБК, «Россия 24», RTVI, «Звезда», «Дождь», ОТР, «Пятый»).
Рассмотрим, как по дням изменяется освещение ситуации вокруг В. Рашкина (Табл. 1).

Таблица 1

Динамика эфира при освещении Дела В. Рашкина
	День
	Центр. каналы
	Эфир (сек)
	Др. каналы
	День
	Центр. каналы
	Эфир (сек)
	Др. каналы

	29 октября
	29
	3822
	28
	22 ноября
	20
	1949
	22

	30 октября
	1
	337
	13
	23 ноября
	4
	196
	14

	31 октября
	7
	255
	-
	24 ноября
	5
	47
	1

	1 ноября
	-
	-
	2
	25 ноября
	38
	4604
	31

	2 ноября
	-
	-
	1
	26 ноября
	2
	357
	16

	3 ноября
	17
	1304
	8
	27 ноября
	1
	412
	0

	4 ноября
	-
	-
	1
	28 ноября
	3
	467
	8

	5 ноября
	4
	270
	10
	29 ноября
	-
	-
	2

	6 ноября
	1
	9
	5
	30 ноября
	-
	-
	3

	7 ноября
	3
	253
	5
	1 декабря
	-
	-
	-

	8 ноября
	-
	-
	2
	2 декабря
	21
	1057
	14

	9 ноября
	-
	-
	1
	3 декабря
	-
	-
	4

	10 ноября
	-
	-
	1
	4-5 декабря
	-
	-
	-

	11 ноября
	-
	-
	1
	6 декабря
	2
	
	5

	12 ноября
	-
	-
	-
	7 декабря
	2
	
	1

	13 ноября
	-
	-
	1
	8-12 дек. 
	-
	-
	-

	14 ноября
	-
	-
	2
	13 декабря
	4
	155
	6

	15-16 ноя.
	-
	-
	-
	14 декабря
	1
	29
	9

	17 ноября
	14
	453
	12
	15 декабря
	-
	-
	-

	18 ноября
	49
	6790
	35
	16 декабря
	3
	40
	8

	19 ноября
	5
	1328
	7
	17 декабря
	-
	-
	8

	20 ноября
	3
	191
	1
	18 декабря
	-
	-
	-

	21 ноября
	7
	976
	5
	
	
	
	

	Итого
	246
	25503
	289


Таким образом, наибольшее внимание делу В. Рашкина пять центральных федеральных телеканалов уделяли 29 октября, 18 и 25 ноября (Гр. 1).

График 1
Динамика эфира при освещении Дела В. Рашкина

[image: image1.wmf]0

3000

6000

9000

12000

29-31 окт

1-7 ноя

8-14 ноя

15-21 ноя

22-28 ноя

29 ноя-5

дек

6-12 дек

13-19 дек

В. Рашкин


Так, наибольший объём эфира был посвящен событию 18 ноября, когда В. Рашкин признался в убийстве лося. На втором по освещению месте – 25 ноября, день снятия неприкосновенности с депутата. На третьем месте – первый день травли, 29 октября. 
Все сюжеты первых дней были выдержаны в резко-негативном тоне как по отношению к политику, так и к Компартии. В период с 3 по 5 ноября, немного снизился градус негатива в сообщениях центральных федеральных каналов, они приняли вид информационных сводок о ситуации вокруг расследования. 6-7 ноября центральные федеральные телеканалы продолжили освещение дела В. Рашкина в резко-негативном тоне. С 8 ноября по 16 ноября центральные телеканалы не упоминали о скандале вокруг политика.

17 ноября в Госдуму пришёл запрос Генпрокуратуры о лишении неприкосновенности Валерия Рашкина, 18 ноября вышел ролик с признанием политика, 19-21 ноября телеканалы освещали произошедшее в резко-негативном тоне. 22-28 ноября главной темой стало лишение В. Рашкина неприкосновенности. В период с 29 ноября по 5 декабря на центральных каналах «дело лося» упоминалось только 2 декабря, когда было возбуждено уголовное дело против В. Рашкина.
В период с 6 по 12 декабря «дело Рашкина» упоминалось только 6 и 7 декабря в связи с дачей показаний депутатом. В период с 8 по 12 декабря телеканалы не вспоминали о данном инфоповоде.

В период с 13 по 19 декабря телеканалы освещали избрание меры пресечения В. Ршкину (13 и 14 декабря) и акцию против введения QR-кодов 16 декабря. Четыре сюжета вышло на Рен-ТВ 13 декабря, один сюжет на ТВЦ 14 декабря и три сюжета на Рен-ТВ 16 декабря. Остальные центральные телеканалы не освещали данный инфоповод.
 Всего освещение «незаконной охоты» заняло на федеральном телевидении 7 часов 5 минут эфирного времени. Распределение  времени по телеканалам отражено на Графике 2.
График 2
Структура суммарного эфира

[image: image2.emf]20%

14%

14%

20%

32%

Первый

"Россия"

НТВ

ТВЦ

Рен


Сюжеты Рен-ТВ заняли 32% эфира, «Первого» и ТВЦ – по 20%, НТВ и «России» по 14%.

Рассмотрим, как распределилось время для прямой речи коммунистов на пяти центральных федеральных каналах.

Наибольшее количество времени для прямой речи В. Рашкину и его сторонникам предоставили Рен-ТВ (31% или 19 минут), «Первый» (24% или 14 минут) и ТВЦ (20% или 12 минут). «Россия» выделил политикам 8 минут 54 секунды прямой речи (13%), НТВ – 7 минут 24 секунды или 12% (Гр. 3).
График 3
Структура суммарного синхрона представителей КПРФ

[image: image3.emf]24%

13%

12%

20%

31%

Первый

"Россия"

НТВ

ТВЦ

Рен


Помимо слов В. Рашкина телеканалы выпускали в эфир негативные комментарии представителей всех остальных парламентских партий («ЕР», «СР», ЛДПР и «Новых людей») (Гр. 4).
График 4
Структура суммарного синхрона представителей всех партий


[image: image4.emf]68%

15%

5%

3%

9%

КПРФ

"ЕР"

"СР"

ЛДПР

"Новые люди"


Таким образом, телеканалы выделили 68% синхрона коммунистам, 15% прямой речи – «единороссам», 9% - ЛДПРовцам, 5% «эсерам» и 3% «Новым людям».
Травля В. Рашкина, С. Левченко и В. Коновалова

Сравним первые дни освещения травли В. Рашкина с началом травли других коммунистов (С. Левченко и В. Коновалова) (Табл. 2).

Таблица 2
	Телеканал
	С. Левченко

(28-30 дек. 2018 г.)
	В. Коновалов 
(16-23 янв. 2019г.)
	В. Рашкин

(29 окт.-1 ноя. 2021)

	
	Время (сек)
	Сюжеты
	Время (сек)
	Сюжеты
	Время (сек)
	Сюжеты

	«Первый»
	1138
	13
	214
	1
	845
	7

	«Россия»
	904
	14
	391
	4
	569
	11

	НТВ
	253
	2
	414
	2
	840
	7

	ТВЦ
	251
	1
	-
	-
	1277
	6

	Рен-ТВ
	227
	3
	1141
	6
	883
	6

	Итого
	2773
	33
	2160
	13
	4414
	37


В период с 28 по 30 декабря 2018 года в эфир вышло 33 сюжета с упоминанием охотничьего скандала вокруг С. Левченко. Данные сюжеты заняли 46 минут 13 секунд пяти центральных федеральных каналов. Все сообщения на всех телеканалах содержали негатив в адрес губернатора Иркутска, однако партийная принадлежность С. Левченко при этом не обсуждалась.
В период с 16 по 23 января 2019 г. федеральные и региональные телеканалы развернули информационную войну против губернатора Хакасии В. Коновалова, обвинив его в выдаче сверхпремий своим чиновникам, а затем и в невыплате наград победителям республиканского конкурса. На пяти федеральных телеканалах в эфир вышло 13 сообщений, данные сюжеты заняли 36 минут эфира и были выдержаны в негативном тоне.

Рассмотрим эти данные на едином графике (Гр. 5).

График 5
Структура новостного партийно-политического эфира 

[image: image5.emf]0

200

400

600

800

1000

1200

1400

"Первый" "Россия" НТВ ТВЦ Рен-ТВ

С. Левченко В. Коновалов В. Рашкин


Таким образом, скандал с В. Рашкиным освещался федеральными телеканалами шире, чем начало травли С. Левченко и В. Коновалова. Активнее всего негатив в адрес политиков выпускали: в адрес С. Левченко «Первый» и «Россия», в адрес В. Коновалова – Рен-ТВ, в адрес В. Рашкина – ТВЦ.
В. Рашкину досталось в два раза больше эфира, чем В. Коновалову и в полтора раза больше времени, чем С. Левченко. 

Освещение «Дела Лося» и трагедии на шахте «Листвяжная»

Сравним, как освещалось «Дело Лося» в период с 29 октября по 5 декабря и авария на шахте, случившаяся 25 ноября, в период с 25 ноября по 5 декабря (Таблица 3)

Таблица 3

Общее число сюжетов на различных телеканалах
	Телеканал
	«Дело Лося»
	Авария в шахте

	«Первый»
	51
	74

	«Россия»
	51
	71

	НТВ
	34
	39

	ТВЦ
	35
	34

	Рен-ТВ
	63
	60

	Всего на центральных
	234
	278

	5 канал
	24
	33

	Россия 24
	112
	132

	ОТР
	4
	47

	РБК
	64
	96

	Дождь
	17
	5

	RTVI
	13
	21

	Звезда
	17
	33

	Вместе РФ
	0
	4

	Матч ТВ
	0
	1

	МТРК МИР
	1
	1

	Всего
	486
	651


Таким образом, стоит отметить, что авария на шахте «Листвяжная» получила на треть больше телесюжетов, чем лишение В. Рашкина депутатской неприкосновенности. Почти все телеканалы по числу сюжетов отдали предпочтение освещению трагедии. Только на ТВЦ, Рен-ТВ и «Дожде» вышло больше сюжетов на тему «дела лося», чем по поводу аварии на шахте.
Рассмотрим эти данные на едином графике (Гр.6)

График 6
Структура политического эфира федеральных телеканалов

[image: image6.emf]0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

18000

"Первый" "Россия" НТВ ТВЦ Рен-ТВ

Шахта

"Дело Лося"


Таким образом, освещение Аварии на шахте «Листвяжная» заняло на треть больше эфирного времени (9 часов 7 минут эфира), чем вопрос о снятии с В. Рашкина депутатской неприкосновенности (6 часов 57 минут). 
Наибольший объём эфирного времени обоим происшествиям посвятил телеканал Рен-ТВ, при этом 47% эфира пришлось на «дело Рашкина», 53% на аварию в шахте.
«Первый» канал выделил шахте «Листвяжная» 60% эфира, В. Рашкину 40%. «Россия» посвятил шахте 65% эфира, охоте на лося 35%. НТВ освещал «дело лося» 39% времени, аварию в шахте 61%.

Только ТВЦ выделил В. Рашкину 53% эфира, а аварии на шахте «Листвяжная» 47%.

Некоторые выводы
· В период с 13 по 19 декабря федеральные телеканалы упоминали «дело В. Рашкина» в связи с избранием меры пресечения депутату и акцией Коммунистов в Госдуме против введения QR-кодов. 
· Всего в эфир в эти дни вышло восемь сюжетов на центральных федеральных каналах (на прошлой неделе было 4 сообщения), что заняло 3 минуты 44 секунды (на прошлой неделе было 3 минуты 22 секунды). Время для прямой речи при этом не выделялось ни В. Рашкину, ни представителям других партий.
· На прочих телеканалах в период с 13 по 19 декабря вышло 31 сообщение, тогда как на прошлой неделе было 6 сюжетов. Т.е. внимание к «Делу Рашкина» несколько возросло. 

· Всего в период с 29 октября по 19 декабря на пяти центральных федеральных каналах вышло 246 сюжетов, посвящённых событиям вокруг политика. Все они носили резко-негативный характер.
· На прочих телеканалах за весь период наблюдения было выпущено 289 сюжетов.

· Всего сюжеты пяти центральных федеральных телеканалов заняли 7 часов 5 минут суммарного эфира: 31% всего эфира пришлось на Рен-ТВ, по 20% на ТВЦ и «Первом» и по 14% на «Россию» и НТВ.

· Наибольший объём критики вышел в день признания В. Рашкина в охоте, 18 ноября (1 час 53 минуты), в день лишения политика неприкосновенности, 25 ноября (1 час 16 минут) и в день охоты, 29 октября (1 час 3 минуты эфира). 1, 2, 4 и 8-16 ноября на пяти центральных федеральных каналах не выходили сюжеты с упоминанием В. Рашкина. С 6 по 12 декабря сюжеты с критикой В. Рашкина на данных каналах выходили только 6 и 7 декабря, в связи с дачей показаний политиком. В период с 13 по 19 декабря «дело Рашкина» упоминалось только 13-14 декабря. 16 декабря депутат был упомянут в связи с участием в акции против введения QR-кодов.
· При этом 1 час 3 минуты заняла прямая речь В. Рашкина и его сторонников, около 14 минут – синхрон «единороссов», 8 минут досталось либералам, 4 минуты – «эсерам» и 2 минуты «Новым людям». Все эти политики критиковали В. Рашкина.

· Критику со стороны членов других партий выпускали все пять центральных федеральных каналов.

· Если сравнить первые дни травли В. Рашкина (29 октября -1 ноября) с началом травли других коммунистов, то она заняла в два раза больше эфирного времени, чем было выделено В. Коновалову в январе 2019 года и в полтора раза больше эфирного времени, чем заняла критика С. Левченко в декабре 2018 года.

· При освещении скандала с В. Рашкиным в первые три дня телеканалы упоминали не только «незаконную охоту», но и критиковали деятельность политика и Компартию, тогда как при освещении скандалов вокруг С. Левченко и В. Коновалова в 2018-2019 гг., КПРФ почти не упоминалась. 

· Если сравнить освещение «Дела Лося» и аварии на шахте «Листвяжная», то авария освещалась на треть больше, чем дело В. Рашкина. Все телеканалы выделили больше эфира аварии на шахте, чем «делу Рашкина», кроме ТВЦ, который предпочел освещать травлю коммуниста, а не реальную трагедию.
· С 13 по 19 декабря В. Рашкин из пяти центральных федеральных каналов был упомянут только на ТВЦ и Рен-ТВ (13, 14 и 16 декабря). В другие дни политик на центральных каналах не упоминался. Все сюжеты центральных каналов носили негативный характер.
Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ. 

Методика – А.Н.Васильцова 

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России
PAGE  
8
ЦИПКР и Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний


_1701463959

_1701464024

_1700244739

_1701463227

_1700332335

_1697370249

