PAGE  

[image: image2.jpg]


Россия, труд, народовластие, социализм!

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й   К О М И Т Е Т

Отдел по проведению 
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ кампаний
ЦЕНТР
ИССЛЕДОВАНИЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
[image: image3.png]



Информационная война федеральных телеканалов против коммунистов В. Рашкина, 
Н. Бондаренко, А. Самсонова и П. Грудинина
21 октября – 21 ноября 2021 г.
ЦИПКР и сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ провёл мониторинг лидерского телеэфира на центральных федеральных телеканалах («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ) на основании данных системы «Медиалогия». 

Кроме того, учитывались данные некоторых прочих федеральных каналов («Пятый», ОТР, РБК, «Россия 24» и др.) 
Сотрудниками сектора была проанализирована упоминаемость четырёх представителей КПРФ, подвергшихся информационной атаке: В. Рашкина, Н. Бондаренко, А. Самсонова и П. Грудинина. 
В период с 21 октября по 21 ноября на пяти центральных федеральных телеканалах («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен) вышло 140 сюжетов, посвящённых «незаконной охоте В. Рашкина» и 24 сюжета, посвящённых аресту А. Самсонова. Н. Бондаренко и П. Грудинин на данных телеканалах не упоминались.
Прочие телеканалы упоминали о В. Рашкине в 143 сюжетах, об А. Самсонове – в 42 сюжетах и о Н. Бондаренко – в 5 сюжетах (Табл. 1).
Таблица 1
Общее число сюжетов, 21 октября – 21 ноября 2021 г.
	Персона
	Центральные телеканалы
	Прочие
	Всего сюжетов
	Медиаиндекс

	В. Рашкин
	140
	143
	283
	-14 946

	А. Самсонов
	24
	18
	42
	-2922

	Н. Бондаренко
	-
	5
	5
	-

	П. Грудинин
	-
	-
	-
	-


Таким образом, в наибольшем объёме обсуждалась ситуация вокруг В. Рашкина. 
Второе по освещению место занял А. Самсонов. 
Н. Бондаренко упоминался в незначительном объёме. 
П. Грудинин не упоминался вовсе.

Рассмотрим, как распределялись упоминания коммунистов на различных телеканалах в данный период (Табл.2) 

Таблица 2

Общее число сюжетов 
	Телеканал
	В. Рашкин
	А. Самсонов
	Н. Бондаренко
	П. Грудинин
	Всего

	«Первый»
	23
	0
	
	
	23

	«Россия»
	38
	0
	
	
	38

	НТВ
	21
	3
	
	
	24

	ТВЦ
	21
	9
	
	
	30

	Рен-ТВ
	37
	12
	
	
	49

	5 канал
	10
	1
	
	
	11

	Россия 24
	72
	7
	5
	
	84

	ОТР
	2
	
	
	
	2

	РБК
	31
	7
	
	
	38

	Дождь
	11
	1
	
	
	12

	RTVI
	8
	2
	
	
	10

	Звезда
	9
	
	
	
	9

	Всего
	283
	42
	5
	0
	330


Таким образом, наибольшее число сюжетов критике КПРФ посвятили среди пяти центральных федеральных каналов Рен-ТВ (49 сюжетов) и «Россия» (38 сюжетов), среди прочих каналов – «Россия 24» (84 сообщения) и РБК (38 сообщений).
Рассмотрим, как распределялось эфирное время политиков на пяти ведущих телеканалах: «Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ (Табл.3)

Таблица 3
Структура суммарного лидерского эфира 

	Канал/

Персона
	«Первый»
	«Россия»
	НТВ
	ТВЦ
	Рен-ТВ
	Всего

	В. Рашкин
	2701
	2458
	2101
	3511
	5217
	15988

	%
	17%
	15%
	13%
	22%
	33%
	100%

	А. Самсонов
	29
	0
	405
	888
	1874
	3196

	%
	1%
	-
	13%
	28%
	59%
	100%

	Всего
	2730
	2458
	2506
	4399
	7091
	19184

	%
	14%
	13%
	13%
	23%
	37%
	100


Таким образом, наибольший объём критики достался коммунистам на канале Рен-ТВ (37% от всего эфирного времени). 
На втором месте ТВЦ (23% эфира), на третьем – «Первый» (14% эфира). 
Последнее по освещению событий место разделили «Россия» и НТВ (по 13% эфира).
Рассмотрим общий объём эфирного времени, посвящённого травле А. Самсонова и В. Рашкина на центральных федеральных телеканалах. Всего В. Рашкину было выделено 4 часа 26 минут эфирного времени или 83%, А. Самсонову – 53 минуты (Гр. 1).

График 1
Структура суммарного эфира

[image: image1.emf]83%

17%

В. Рашкин

А. Самсонов


Всего в период с 21 октября по 21 ноября В. Рашкин упоминался в течение 12 дней на пяти центральных федеральных каналах и 20 дней на прочих.
А. Самсонов упоминался только 5 дней (с 17 по 21 ноября).

Н. Бондаренко был упомянут только на «России 24» 9 и 10 ноября.

П. Грудинин не упоминалась на федеральных телеканалах.

Некоторые выводы
· В период с 21 октября по 21 ноября пять центральных федеральных каналов и семь прочих широко освещали скандал вокруг В. Рашкина. «Делу Рашкина» было выделено четыре с половиной часа эфирного времени на пяти центральных федеральных каналах (или 140 сюжетов). Ещё 143 сообщения вышло на прочих телеканалах. 

· Арест А. Самсонова освещался в течение 53 минут на центральных федеральных каналах (или 24 сюжета). Ещё 18 сообщений были показаны на прочих телеканалах. Негатив в адрес политика выходил в период с 17 по 21 ноября.

· Скандал с Н. Бондаренко освещался только каналом «Россия 24» в пяти сюжетах, вышедших 9 и 10 ноября.

· Наиболее агрессивно показали себя телеканалы: «Россия 24» (84 сюжета с критикой коммунистов), Рен-ТВ (49 сюжетов), «Россия» и РБК (по 38 сюжетов).
· Подводя итоги, можно отметить, что в адрес КПРФ развернута полномасштабная информационная война, в которой принимают участие все центральные федеральные телеканалы.
Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ. 

Методика – А.Н.Васильцова 

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России 
PAGE  
3
Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

_1699057358

