В Казахстане отметили День памяти жертв политических репрессий и голода 1930-х годов. На митингах и конференциях разоблачали «преступления тоталитаризма». Эти события встроены в общий курс, в соответствии с которым переименовываются «устаревшие» названия и раздаются призывы запретить коммунистическую символику.
Спекуляции на тему «кровавого прошлого» являются важным элементом государственной политики Казахстана с момента провозглашения независимости. С их помощью власть пытается избежать невыгодного для себя сравнения с советской эпохой. Замалчивая гигантские достижения вроде индустриализации и культурной революции, новые правители раздувают трагические эпизоды. При этом исторический контекст тщательно скрывается, а действия советских руководителей представляются как бессмысленная жестокость либо целенаправленная политика истребления коренного населения.
Эта политика не прекращается ни на один день, однако её пики традиционно приходятся на 31 мая. Начиная с 1997 года весну в республике завершает День памяти жертв политических репрессий и голода. Редкая дата в Казахстане отмечается столь масштабно, причём с каждым годом размах увеличивается. Вот и теперь различные мероприятия охватили всю страну.
Президент Касым-Жомарт Токаев принял участие в поминальной службе, прошедшей в столичной соборной мечети. Напомнив о создании два года назад государственной комиссии по полной реабилитации жертв репрессий, он заявил, что восстановление исторической справедливости в отношении безвинно пострадавших казахстанцев — это не только обязанность государства, но и моральный долг общества. «Трагические страницы истории стали неотъемлемой частью нашей национальной идентичности. Поэтому память о жертвах политических репрессий и голода будет жить в веках», — добавил глава республики.
После этого Токаев возложил цветы к мемориальному комплексу, посвящённому жертвам голода. А в обращении к народу президент заявил, что «дань уважения душам невинных жертв» формирует фундамент независимости и открывает путь к идеальному будущему.
Насыщенной была программа и у других членов руководства страны. Премьер-министр Алихан Смаилов посетил музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в посёлке Акмол. А госсекретарь Ерлан Карин рассказал о работе упомянутой государственной комиссии. По его словам, в задачи ведомства входят реабилитация новых категорий пострадавших и всемерная популяризация этой темы. С этой целью в сенате — верхней палате парламента — ранее прошла презентация четвёртого и пятого томов книги «Голод. 1928—1934». Аналогичные труды издаются в регионах. Например, в Караганде вышла книга «Голод 1931—1933 годов в Центральном Казахстане: сборник архивных документов и воспоминаний».
К дню памяти жертв репрессий были приурочены и другие акции. В Караганде открыт памятник погибшим от голода. Его автором стал проживающий в Германии скульптор Жармухамбет Тилеген, а средства были собраны казахскими диаспорами европейских стран. На церемонии открытия, в которой участвовали представители местной власти, говорилось о «трёх с лишним миллионах казахов», ставших жертвами голода. «Правда» неоднократно (см., например, номер от 3 марта с.г.) писала о несостоятельности подобных оценок. А на конференции в Кустанае была поднята тема «незаконных репрессий» бойцов Туркестанского легиона — коллаборантского формирования фашистского вермахта. В мероприятии приняли участие учёные из Польши.
Важно отметить, что переписывание истории и разжигание ненависти к прошлому этим не ограничивается. В Казахстане не снижаются темпы массовых переименований. Накануне Дня Победы стало известно о смене названий восьми сёл и четырёх сельских округов Западно-Казахстанской области. В частности, переименованы населённые пункты Фёдоровка, Карпово, Котельниково, Погодаево и т.д. Несогласие с этим процессом чревато неприятными последствиями. В Павлодаре арестовали 59-летнего жителя. Он оставил негативный комментарий под размещённой в одной из социальных сетей петицией о переименовании Павлодара в Ертыс, а Петропавловска в Кызылжар. Суд признал мужчину виновным в «мелком хулиганстве» за «оскорбление чести и достоинства жителей страны».
Столь суровые методы, впрочем, отличаются крайней избирательностью. Так, приверженцы националистических взглядов не только публично их высказывают, но и издают собственные СМИ. Информационный портал «Абай» призвал жителей поддержать петицию с требованием законодательного запрета коммунистических символов. «600 тысяч казахстанцев погибло в годы Второй мировой войны. Несколько миллионов казахстанцев погибло от действий коммунистического режима: голода, репрессий. Невосполнимы эти потери. Коммунистические символы, наравне с нацистскими, должны быть запрещены в нашей стране», — заявляют авторы петиции. Этот же сайт размещает материалы с призывами запретить вещание российских телеканалов за «военную и империалистическую пропаганду».
Глава общественного объединения «Улт тагдыры» («Судьба нации») Дос Кошим потребовал прописать в Конституции, что земля, её недра и воды принадлежат не просто народу, а казахскому народу. Его статья с подобными рекомендациями была опубликована газетой «Жас Алаш». Кроме того, это издание требует полностью отказаться от русского языка, утверждая, что иначе казахи «могут вырыть могилу своей стране». Куда вероятнее, однако, что страну может погубить именно разгул националистических идей и война с собственным прошлым. Они в зародыше губят перспективы поступательного развития Казахстана и ведут его в тупик.