Саммит СНГ, прошедший накануне в Душанбе, продемонстрировал, что эта структура постепенно отмирает и на смену ей Москва развивает Таможенный союз (ТС) и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Примечательно, что российский президент Дмитрий Медведев начал свою речь на саммите с критики, отметив, что заявления об аморфности и слабом выполнении принятых в рамках СНГ обязательств часто справедливы и верны.
ТС и ОДКБ он привел в качестве примеров более успешных интеграционных проектов. Впрочем, на итоговой резолюции это не отразилось: формально в ней написано, что страны "с оптимизмом смотрят в будущее", пишет газета "Коммерсант".
"В СНГ слишком разные страны. С ними со всеми выстраивать общую политику невозможно. Поэтому взят курс на создание специализированных сообществ. ТС - это интеграция по экономическим параметрам. А ОДКБ - для тех, кто готов на конкретные шаги в сфере безопасности. А саммиты СНГ давно стали ритуальными", - комментирует член правления опекаемого президентом РФ Института современного развития Евгений Гонтмахер.
Не обошлось и без конфликтов: одни разгорелись публично, другие - остались в кулуарах. В частности, президент Украины Виктор Янукович встретился в рамках саммита с Медведевым, чтобы обсудить цены на газ. Накануне встречи стран СНГ украинский премьер Николай Азаров заявил, что Виктор Янукович в Душанбе планирует встретиться с Дмитрием Медведевым, чтобы обсудить с ним вопрос цен на газ, но встречи в полном смысле этого слова не произошло - за день до официального открытия саммита лидеры России и Украины пообщались на ужине, пишет газета "Московский комсомолец".
Как сообщила позднее пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, глава государства "обратил внимание украинских партнеров на то, что те предложения, которые были переданы российскому правительству и о которых было доложено ему, не содержат конкретики".
В целом, позицию России Дмитрий Медведев обозначает таким образом: либо Украина вступает в Таможенный союз и получает интеграционные скидки на газ, как Белоруссия, либо продает газотранспортную сеть российскому "Газпрому", пишет "Газета.ru".
Янукович же заявил журналистам, что Киев не приемлет давления в вопросе переговоров, касающихся цен на газ: "Любое давление для нас унизительно, и мы не позволим, чтобы так с нами говорили. Это унижает не меня лично, а государство, и я не могу этого допустить".
Киев придерживается версии, согласно которой экс-премьер Юлия Тимошенко, заключая нынешние газовые контракты, превысила полномочия. По версии украинских следственных органов, Тимошенко фальсифицировала документ, одобряющий подписание контрактов с "Газпромом".
Если суд признает Тимошенко виновной, то контракты могут быть признаны ничтожными. В запасе у украинских властей есть еще один вариант денонсации действующих соглашений. В пятницу Украина заявила, что "Нафтогаз" (украинская нефтегазовая монополия) будет ликвидирован как субъект хозяйствования, а следовательно, контракты, заключенные с "Нафтогазом", будут признаны недействительными.
В Душанбе не приехал узбекский президент Ислам Каримов - у него давний конфликт с Таджикистаном из-за строительства этой страной ГЭС. Ташкент считает, что гидроэлектростанции снизят уровень воды в Амударье, из-за чего узбеки окажутся обделены водными ресурсами. Вместо Каримова на саммит прибыл премьер-министр Мирзиеев.
В ходе саммита разгорелся и публичный конфликт - между президентом Армении Сержем Саргсяном и премьер-министром Азербайджана Артуром Расизаде, который присутствовал на встрече вместо президента. Армянский лидер в начале своей речи заявил: "Именно в эти дни 20 лет назад Нагорный Карабах провозгласил свою независимость".
Ответить на это заявление сразу азербайджанский премьер, который уже выступил до этого, не мог по регламенту мероприятия. Однако он попросил слово в самом конце. "Может быть, нам прямо сейчас проголосовать за независимость Нагорного Карабаха? Суть проблемы в том, что одна страна оккупировала территорию другой", - заявил он.
"Одно могу сказать: есть четыре резолюции СБ ООН, предписывающих армянским войскам покинуть территорию Нагорного Карабаха, но это не выполняется. В целом, сегодня была продемонстрирована неконструктивная позиция Армении в данном вопросе", - заключил представитель Азербайджана.
На фоне снижающейся эффективности СНГ начался процесс реформирования ТС и ОДКБ, который эксперты называют вполне ожидаемым. Об этом "Коммерсанту" рассказали сразу несколько источников в МИДе РФ, ТС и ОДКБ. По их словам, процесс реформирования не просто пошел, а уже вышел на стадию согласования решений.
В случае с ОДКБ "речь идет в том числе о мерах, связанных с совершенствованием нормативной базы, возможностью принятия решений и использования потенциала ОДКБ для защиты конституционного строя стран-членов", заявил генеральный секретарь организации Николай Бордюжа.
По его словам, стоит задача определить, какие решения следует принимать консенсусом, который сейчас обязателен при принятии любых решений, а какие - квалифицированным большинством.
Источник в МИДе РФ подтвердил планы по реформированию ОДКБ и добавил, что в связи с изменениями организация может лишиться одного из своих членов - Узбекистана, который выступает против принятия решений большинством, а не консенсусом.
Внутри Таможенного союза перемены сводятся к тому, чтобы вынудить Украину вступить в организацию. Как рассказал "Коммерсанту" высокопоставленный российский дипломат, Россия, Белоруссия и Казахстан рассматривают сейчас проект соглашения о техническом регулировании между ТС и третьими странами. Для Украины, которая приняла европейские стандарты, это может оказаться серьезным препятствием.
Один из рычагов давления на Украину - блокирование Москвой создания зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, проект соглашения о которой давно готов, но не утвержден лидерами Содружества. "Украинцы хотят с двух сторон получить преимущества - и от ЕС, с которым создают зону свободной торговли, и от СНГ. Мы в этом видим проблему. Официально мы продолжаем переговоры (о зоне свободной торговли в рамках Содружества, - прим. ред.). Но неофициально тормозим. Для нас интерес к ней утрачен, потому что первичен Таможенный союз", - заявил источник издания.
В преддверии думских выборов Дмитрий Медведев не обошел вниманием и тему международных наблюдателей ОБСЕ, которых обвинил в двойных стандартах. СМИ он напомнил этим о том, как в 2008 году российские власти уже пытались ограничить количество представителей ОБСЕ на тогдашних выборах, а российский премьер и тогдашний президент Владимир Путин велел им лучше "жену учить щи варить".
Медведев выражался более сдержанно, но смысл сводился к тому же. Он обратил внимание на то, что в некоторые страны от ОБСЕ приезжают по 10–15 человек, а "к нам - по 200-300". При этом он сделал акцент на том, что надо лучше подготовить наблюдателей от СНГ.
"МК" в этой связи отмечает, что эту идею наверняка поддержит белорусский лидер Александр Лукашенко. Именно "политизированные" наблюдатели от ОБСЕ отказались признавать президентские выборы в Белоруссии, которые вызвали массовые протесты оппозиции, тогда как наблюдатели от СНГ заявили, что кампания соответствовала всем демократическим стандартам.
В БДИПЧ жесткую позицию Дмитрия Медведева пока не комментируют. Как заявила "Коммерсанту" глава департамента по выборам БДИПЧ ОБСЕ Беата Мартин-Розумилович, эксперты БДИПЧ пока не подготовили ни доклада по предстоящим выборам, ни рекомендаций по формату наблюдательной миссии.
По словам руководителя отдела мониторинга выборов ассоциации "Голос" Андрея Бузина, следить за ходом выборов хотят не только европейцы, но и российские партии: "Это желание осуществлять общественный контроль свидетельствует об одном - государство не осуществляет свои функции по организации выборов".
При этом он отметил, что эксперты БДИПЧ являются профессионалами и намерены следить за процедурой не только в день голосования. Наблюдатели же от СНГ и ШОС, по словам эксперта, "политические туристы": "Они проводят здесь полтора-два дня, половину из которых посвящают проведению ужина, обеда и завтрака, а потом пишут, что нарушений не заметили".