В столице Великобритании сложно миновать исторически привлекательный район, где расположено красивое старинное сооружение — Альберт-холл. Мало кто сегодня знает, что, кроме концертов классической музыки и выступлений эстрадных знаменитостей, в ноябре 1945 года под сводами этого здания звучали слова, призывавшие молодое поколение никогда не забывать ужасов минувшей войны. И именно здесь Всемирная конференция молодёжи за мир приняла решение о создании своей организации – Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ), лозунгом которой стал призыв «Молодёжь, объединяйся! Вперёд за прочный мир!».
…ЭТО БЫЛО время мечтаний и надежд. В креслах участников международной встречи сидели люди, которые только что прошли через страшнейшее испытание – войну с фашизмом. Еще не нависли над миром тучи «холодной войны», но ощущение ее приближения вызывало тревогу у многих людей. Коммунисты, социалисты, социал-демократы, все силы, которые выступили против фашистской угрозы, видели перед собой основную задачу — создать новый мир без войн. Они понимали, что осуществить это возможно, лишь объединив усилия против реакционных сил и военно-промышленного комплекса, стремившегося с помощью гонки вооружений сформировать систему политического и экономического контроля.
Именно эта обеспокоенность и создала основу для объединения молодёжных политических сил планеты в единую организацию — ВФДМ. И для того, чтобы крепить это единство, они выступили с инициативой проведения всемирных фестивалей молодёжи и студентов.
Одними из инициаторов проведения конференции были советский комсомол и Антифашистский комитет советской молодёжи.
Сегодня этот порыв молодёжи кажется далеким и нереальным. И мало кто отдает себе отчет в том, что именно в те ноябрьские дни 1945 года в ходе напряжённых дискуссий о будущем мира в Лондоне была заложена, как ни странно звучит это в настоящее время, основа сохранения мира на предстоящие десятилетия.
Пройдет немного времени, и противостояние между идеологиями проложит глубокий ров между некогда едиными антифашистскими силами. Идеи равенства, социальной справедливости окажутся неприемлемыми для сил, которые извлекали выгоду из войн и конфликтов. Первые признаки новой конфронтации, которые взвились над землей атомными грибами Хиросимы и Нагасаки, вели к нарастанию международной напряженности, порождая Корейскую войну и Берлинский кризис, Карибский кризис и Вьетнамскую войну. Все эти вызовы безопасности мира молодёжь решительно осуждала и отвергала.
Однако следует подчеркнуть, что антикоммунистическая истерия в 50-е годы прошлого века, в разгар развязанной Западом «холодной войны» по всем азимутам вела к тому, что участие в антивоенном антиимпериалистическом движении было напрямую сопряжено с опасностью для жизни. Активистов миротворческого движения, борцов за национальную независимость бросали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни. Но это не останавливало мужественных людей.
В конечном итоге в атмосфере агрессивной конфронтации под давлением миролюбивых сил, авангардом которых являлось молодое поколение, стали пробиваться ростки разрядки международной напряженности. Первые такие контакты осуществлялись прежде всего на молодёжном уровне, через поиск взаимоприемлемых тем сотрудничества, среди которых особое место занимало формирование международной системы безопасности.
В это время ВФДМ была вынуждена перенести свою штаб-квартиру из Парижа в Будапешт. И среди многих встреч, формировавших новое политическое измерение европейской безопасности, особую роль играли Балатонские встречи, ставшие платформой широкого политического сотрудничества, открывшие путь к восстановлению международных молодёжных связей на широкой политической платформе. Вскоре эти идеи найдут свое отражение в Общеевропейской структуре сотрудничества молодёжи и студентов, объединившей в себе представителей практически всех политических сил молодёжного движения — от коммунистов до консерваторов. Это привело и к расширению политической платформы Всемирного фестивального движения, которое утратило на несколько лет представителей социалистической и социал-демократической молодёжи. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1972 год), а затем в Гаване (1978 год) и Москве (1985 год) участие этих политических сил приобрело новое звучание и позволило с совпадающих позиций рассматривать проблемы, отражавшиеся в лозунге «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!»
Именно эти процессы, инициированные ВФДМ, создали предпосылки для многостороннего диалога и выработки понимания реальных угроз и вызовов современному миру, которые нашли свое отражение также в принятии хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 год).
Это время дало впоследствии много ярких политических лидеров в Европе. Достаточно вспомнить имена Альфреда Гузенбаура, бывшего канцлера Австрии, трагически погибшей Анны Линд, министра иностранных дел Швеции, действующих президента Кипра Димитриса Христофиаса и президента Финляндии Тарьи Халонен. Да и нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель принимала в свое время участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине.
Все эти годы ВЛКСМ, Комитет молодёжных организаций СССР вносили весомый вклад в деятельность ВФДМ, активно участвовали в многочисленных международных акциях солидарности, направленных на сплочение молодёжи мира под лозунгами Всемирной федерации.
Сегодня это яркое и действенное движение молодёжи за мир и солидарность утратило некоторые активные черты, сохраняя свою социальную антиимпериалистическую направленность. Но нынешние вызовы по-прежнему требуют включения молодёжи в это видение процессов развития, в оценку глобализации, военно-политических конфронтаций, поскольку будущее принадлежит ей. Молодёжные организации продолжают работу, как продолжает деятельность и ВФДМ, которая сохранила всемирное фестивальное движение, прошедшее в годы после распада двухполюсного мира от Пхеньяна через Гавану и Каракас до предстоящего фестиваля в Южной Африке. И по-прежнему актуальной остается та мечта о мире, которая и стала своего рода моментом истины в 1945 году, когда была создана организация, значимость которой необходимо осознать и оценить и нам, живущим в XXI веке.