Мнение Ивана Никитчука, доктора технических наук, депутата Государственной Думы ФС РФ.
Россию нередко сравнивают с огромным кораблем, и резон в этом есть. Сейчас наш державный "корабль", давно отчалив из порта уверенности и стабильности, совершив последний вояж по грязным волнам последних думских выборов, пришвартовался на пристани, по сути, начавшихся президентских выборов.
Какова судьба ждет и какой будет дальнейший путь "корабля"-России после этих выборов? Кто станет его капитаном? Какие будут проложены курсы? Точны ли будут лоции и карты? Будут ли умелыми помощники нового "капитана"? Не сядет ли "корабль" на мель или наскочит на риф, и не взбунтуется ли "команда"?
Вопросов много, но я хочу задаться сейчас лишь теми из них, которые относятся к обороне России, и даже не ко всему комплексу оборонных вопросов, а к стратегической обороне, к стратегической стабильности, невозможной без российских ядерных вооружений.
Давайте кое с чем разберемся "у пристани", на берегу, и тогда нам, может быть, станет понятнее – какой нам нужен "капитан", каким военно-политическим курсом надо вести Россию и какие подводные камни могут посадить на мель, а то и пустить на дно "корабль" Российской Державы.
Я проработал не один десяток лет в крупнейшем ядерном оружейном центре в "Арзамасе-16", который в далеком 1946 году был основан академиком Харитоном как КБ-11 при Лаборатории №2 Академии наук СССР, а сейчас называется Российским Федеральным ядерным центром – Всероссийским НИИ экспериментальной физики. По роду работы занимался проблемами испытаний ядерных зарядов, так что хорошо, не по газетным статьям, знаком как с оружейной средой и задачами, стоящими перед оружейниками, так и с тем, как и чем живут оружейники, и как они свои задачи выполняют.
Впервые став в 1996 году депутатом Государственной Думы РФ, я не только не утратил живых связей с родной "фирмой" и своими коллегами, но даже укрепил их, потому что пришлось много поработать вместе с прошлым руководством ВНИИЭФ над преодолением жестокого кризиса финансирования и вообще хамского, скажем прямо, отношения к главным оружейникам страны в те «лихие» годы. Не чужды оружейные проблемы мне и сегодня.
В 1998 году, вместе со своим товарищем и коллегой по оружейной работе, профессором Академии военных наук С.Т.Брезкуном, я написал небольшую книгу "XXI век: будет ли у России ядерный оружейный комплекс?" Книга была одобрена четырьмя профильными комитетами и вышла в свет как официальное издание Государственной Думы РФ.
С того времени прошло уже почти 13 лет, а вопрос все еще остается открытым, и стал даже более острым.
В чем здесь проблема?
Подчеркну, что только фракция КПРФ в Государственной Думе раз за разом все эти годы так называемых «реформ» Армии поднимала вопрос о ложности и вредности их целей. Как известно, итогом подобного «реформирования» стало кризисное, если не сказать плачевное состоянии российских Вооруженных Сил. Я это знаю не понаслышке, потому что принимал непосредственное участие в организации большинства слушаний и Круглых столов по оборонной тематике в российском парламенте.
Наша фракция голосовала против всех законопроектов, разрушающих стратегическую оборону страны, включая договоры по сокращению наступательных вооружений (СНВ), Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Договор об "открытом небе" и др.
Коммунисты всегда выступали и выступают против приватизации оборонной сферы, против уничтожения отечественного ВПК, против планов статусного принижения, расчленения и приватизации российской атомной отрасли. Наоборот, мы твердо стоим на позициях за укрепление ядерного оружейного комплекса (ЯОК), как ядра надежного обеспечения национальной безопасности.
Так что коммунисты ни в какой мере не причастны к той кризисной ситуации, которая сложилась сегодня как в ЯОК, так и в стратегической обороне страны в целом.
Обратимся к конкретике. Возьмем только два примера. Президент Владимир Путин буквально выкручивал руки депутатам, чтобы они ратифицировали договор СНВ-2. По этому неравноправному договору Соединенные Штаты не уничтожали ни одной своей эффективной системы оружия. США просто снимали "лишние" боевые блоки со своих, стоящих в ракетных шахтах межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Минитмен-3", "превращая" их таким образом в якобы моноблочные. Вернуть недостающие блоки на МБР было делом суток, то есть, США сохраняли так называемый "возвратный потенциал" своих ядерных сил. Россия же по СНВ-2 должна была физически уничтожить все свои МБР с разделяющимися головными частями, а шахтные пусквые установки должны были заливаться бетонными пробками толщиной в пять метров! США сохраняли при этом намного более мощные, чем у России морские ядерные силы и мощную стратегическую авиацию.
Коммунисты всячески сопротивлялись подобному «паритету», но тогдашний "капитан" российского "корабля" Владимир Путин упрямо вел нас прямо на "риф" СНВ-2. Если бы СНВ-2 был выполнен, сегодня Россию можно было бы брать голыми руками, потому что мы не имели бы сейчас на вооружении тех могучих МБР Р-36М2 "Воевода" (на Западе их называют "Сатана") и других МБР с РГЧ, которые надежно обеспечивают режим ядерного сдерживания Америки. Немногочисленные, слабо поставляемые в войска моноблочные МБР "Тополь-М", оборону России обеспечить не могли бы.
Спасибо самим самонадеянным американцам, которые преждевременно вышли из Договора 1972 года по ПРО и тем самым сорвали договор СНВ-2.
Зато "капитану" Путину удалось прочно посадить Россию на "мель" Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Америка годами затаскивала Россию в режим этого договора, и в конце концов при помощи проамериканского "лобби" в Кремле и на Охотном ряду добилась ратификации Россией ДВЗЯИ. Но при этом сама Америка его так и не ратифицировала.
Мне, как многолетнему ядерщику, хорошо профессионально понимающему роль и значение натурных испытаний в обеспечении надежности и безопасности ядерного оружия, особенно четко видна вся разрушительная суть режима ДВЗЯИ для России.
Фактически, все годы руководства Владимиром Путиным Россией имели катастрофические последствия для отечественной ядерной оружейной работы. Сегодня, помимо отсутствия натурных испытаний, до крайности обострилась проблема профессиональных кадров «бомбоделов». Остаются буквально единицы тех, кто до тонкости владеет уникальными практическими знаниями разработки ядерного оружия. Единственное, что пока более-менее держится на приемлемом уровне – это материальное содержание оружейников. Но если бы и этого не было, то Россия уже сегодня утратила бы свой ядерный статус. Так что "забота" о ядерщиках в значительной мере оказалась вынужденной, да и то в переломе ситуации главную роль сыграла позиция коммунистов в Государственной Думе. Я по сей день помню, свой разговор в одной из комнат здания на Охотном ряду с премьером Черномырдиным, в котором участвовал выдающийся атомщик, ныне покойный академик В.Н.Михайлов, тогда министр РФ по атомной энергии. Лишь переход академиком на непарламентские выражения помог тогда втолковать Черномырдину, что нельзя и дальше гробить отечественную атомную отрасль и ядерный оружейный комплекс, лишив его работников заработной платы.
Что касается натурных испытаний, то, давайте, вспомним историю.
За время создания ядерного оружия США произвели 1032 натурных испытаний, СССР – 715, Франция – 210, Китай – 47 и Англия – 45.
Надо не забывать при этом, что в СССР было проведено 117 ядерных взрывов в мирных целях (в США – намного меньше). С другой стороны, англичане с 1962 по 1991 годы испытывали свои заряды на Невадском полигоне США (24 испытания из 45), то есть Америка имела возможность получать дополнительную информацию из английских испытаний. Кроме того, есть основания утверждать, что важной информацией о своих ядерных испытаниях с Америкой делилась Франция. То есть, за годы испытаний США получили существенно больше необходимой информации для совершенствования ядерного оружия, чем СССР.
Подчеркиваю: именно СССР, потому что наше последнее испытание было проведено в 1990 году, и РФ ни одного ядерного испытания не провела. Да и в СССР как раз тогда, когда США и Франция осуществляли свои мощные испытательные программы, то и дело объявлялись односторонние горбачевские моратории на ядерные испытания, и это сказывалось на оружейной работе самым пагубным образом.
США завершили свою испытательную программу в 1992 году, Франция и Китай – в 1996 году.
Достоверные данные о ядерных работах Китая практически отсутствуют, а вот о США и Франции известно, что после завершения своих программ натурных испытаний они разработали, приняли и реализовали масштабные программы поддержки ядерного арсенала в условиях отсутствия испытаний. Особенно много средств – до 20 и более миллиардов долларов, было выделено на эти цели в США.
Америка создала новые суперкомпьютеры, могучую лазерную установку NIF, новые мощные рентгенографические установки для исследований в области физики взрыва и т.д. Фактически Америка под маркой обеспечения надежности и безопасности ядерного арсенала без испытаний заново переоснастила и так неплохую неполигонную испытательную базу своего ЯОК. При этом Невадский испытательный полигон сохраняется в полной готовности к возобновлению испытаний. За двадцать лет своего моратория Америка эффективно отработала технологию так называемых "виртуальных испытаний", но, судя по всему, рано или поздно, возобновит и реальные испытания.
Россия за это время утратила Семипалатинский полигон, еле-еле поддерживает Северный полигон на Новой Земле, а на поддержку сопровождения ядерного арсенала израсходовала в десятки раз (!!!) меньше средств, чем США, и даже намного меньше, чем Франция.
Еще раз подчеркну, что Америка и Франция, а также Китай завершили свои испытания после того, как провели целую серию проверок перспективных решений по ядерному оружию, а работа российских оружейников так и не была завершена из-за горбачевских мораториев, а потом – из за ельцинского и гайдаровского развала. Путин, став президентом, вместо исправления положения настоял на односторонней ратификации Россией ДВЗЯИ, и это окончательно запрограммировало деградацию ЯОК России.
Можно лишь удивляться тому равнодушию, с каким относится к нетерпимому положению дел Министерство обороны РФ! Казалось бы, именно военные должны быть озабочены в первую очередь тем, надежно ли наше ядерное оружие, совершенствуется оно или нет? Но военные как в рот воды набрали, хотя прекрасно понимают всю губительность ДВЗЯИ для России. А атомное ведомство "мастера дефолтов" Кириенко лишь радо, что может без испытаний подсовывать России ядерного "кота в мешке".
Но что уж тут удивляться – каков поп, таков и приход, каков "капитан" Путин, такова и его "команда".
Так нужны ли России такой "капитан" и такая "команда"? Этим вопросом надо задаться сейчас пока не поздно, "на берегу", пока этот "капитан" и его "команда" не отправили Россию в такое "плавание", которое может стать для нас последним.
В ядерные центры в Сарове ("Арзамасе-16") и Снежинске ("Челябинске-70) не раз приезжали антикоммунистические российские президенты и премьеры. Бывал у ядерщиков и Владимир Путин. Он произносил много правильных слов о важности ядерного оружия, а тем временем вырастали такие поколения "оружейников", которые за свою профессиональную жизнь не разработали самостоятельно ни одного ядерного заряда, не отправили на полигон ни одного творения своих ума и рук!
Опытные оружейники уходят – кто на пенсию, а кто и навсегда, а смены им нет, и то, что молодые поколения работников российского ЯОК оказываются неполноценными специалистами, не их вина, а их беда. Еще несколько лет, и к реальным ядерным зарядам будут подходить "специалисты", толком не знающие – к чему они подходят! И все это – "благодаря" "заботе" "капитана" Владимира Путина и таких членов его "команды" как Сергей Кириенко.
Самое страшное, что это никого не тревожит – ни "капитана", бывшего подполковника КГБ СССР, ни его "соратников", бывших комсомольских активистов, а ныне – антикоммунистов.
Только коммунисты все эти годы бьют тревогу! Только коммунисты требуют выхода России из ДВЗЯИ и возобновления испытаний для проверки как надежности ядерного арсенала России, так и надежности самих ядерных кадров, их способности разрабатывать и эксплуатировать российский ядерный арсенал.
Так разве не ясно, что таким "капитаном" российского государственного "корабля", таким Президентом Российской Федерации, который будет вести Россию не на мели и рифы, а на широкие исторические просторы, может быть сегодня только коммунист, то есть – Председатель КПРФ Геннадий Зюганов.
Наша стратегическая оборона уже два десятка лет только хиреет. Взрываются ракеты, падают спутники, не долетают до цели межпланетные станции. Практически уничтожена отечественная электроника и одному черту известно, какие компьютерные вирусные "закладки" готовят России США и НАТО уже в ближайшем будущем.
А Путин продолжает нас убаюкивать "партнерством с США и НАТО", затаскивает Россию в ВТО, чтобы окончательно добить отечественную экономику, выбрасывает деньги на коррупционные "проекты" типа закупки ненужных нам "Мистралей", или другой зарубежной военной техники, поставляет в США наш оружейный уран по дешевке в соответствии с нелегитимным Договором о передаче США 500 тонн российского оружейного урана-235, а его «команда» не прекращает попыток окончательно приватизировать атомную отрасль…
Нужен нам такой "капитан"? Ведь его избрание станет самой страшной вирусной и разрушительной "закладкой" в российский государственный организм.
Уже ближайшее будущее покажет – готовы ли народы России обнаружить и обезвредить антигосударственные "вирусы", или эти вирусы будут и дальше разрушать Россию.
Ясно одно – если вирусную инфекцию не лечить, она станет смертельной. И бороться с вирусами лучше всего "на берегу" – до того, как страна отправится в новое плавание во главе с новым "капитаном". Слово за вами, граждане России!