В первой половине XI века правил Русью князь Ярослав Мудрый. Не зря он заслужил своё прозвание, много доброго сделал для Руси, но, как писал А.К. Толстой в «Истории государства российского» –
…Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был,
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.
Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга:
Кто как и чем во что!
Впрочем, тузили друг друга в те времена по всей Европе – в том же XI веке нормандский герцог Вильгельм из родимой Франции поплыл в Англию, разгромил англосаксов в битве при Гастингсе и стал королём Вильгельмом Завоевателем. И, соответственно начал насаждать в Англии французские нравы.
Помните диалоги в «Айвенго»? Благородного Седрика Сакса завоеватели считают неотёсанным туземцем, рыцарь Бриан де Буагильбер свысока говорит ему: «Я всегда говорил по-французски, на языке короля Ричарда и его дворян; но понимаю английский язык настолько, что могу объясниться с уроженцами здешней страны».
Но вот приходит XIV век – и бывшие французы, ставшие на завоёванном острове англичанами, отправляются тузить французских французов. Английский король Эдуард III, вспомнив о французских корнях, решает стать заодно и королём французским, и затевает Столетнюю войну. И теперь уже собирается «обангличанить» французов, как его предки «офранцуживали» англичан.
Добавим к этому невероятно запутанные законные и незаконные связи между феодалами всех рангов («цари и собаки родства не знают»), вольнолюбие мелкой сошки («вассал моего вассала – не мой вассал»), гражданскую войну арманьяков с бургиньонами, и то, что вплоть до Первой мировой войны нормандец с трудом понимал язык гасконца, а бургундец – провансальца. Впрочем, и у англичан было не намного лучше – на стороне французов сражались шотландцы, которые для нас – такие же англичане. Так что можно представить, как там тузили друг друга кто как и чем во что! И если политическую ситуацию сравнивают с шахматной доской, то на этой доске перемешались шахматные фигуры, шашки и фишки, а кто-то вообще играл в кости и «забивал козла».
Но англичане тузили успешнее и интриговали хитрее – потому через 85 лет после начала войны королём Англии и Франции становится девятимесячный младенец Генрих VI Английский, правит за которого герцог Бедфорд. А от Франции остаётся только город Орлеан – и тот осаждённый английским войском. Только чудо могло спасти Францию от нашествия своих бывших соотечественников – и это чудо происходит.
Через три века после этих событий великий француз, так много сделавший для русской культуры, основатель «Энциклопедии» Дени Дидро сказал: «Чудеса там – где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются».
Франция ждала чуда и верила легенде, что спасение придёт от невинной девы. Сюжет, распространённый во всём мире: девственница (обязательно!) жертвует собой ради спасения народа. Андромеду приносят в жертву, чтобы спасти Эфиопию от морского чудовища; жрецы майя топили в священном колодце Чичен-Ицы невинных дев, чтобы умилостивить бога дождей Чаку; дракон грозил разрушить город Силен, если горожане не будут скармливать ему по одной девственнице в день – и только святой Георгий прекратил это безобразие. В конце концов, девственницей была и святая Мария, родившая Спасителя для всего мира.
Сюжет об Орлеанской Девственнице, Жанне д’Арк, известен во всём мире, и стал темой множества книг и спектаклей, картин и фильмов, и известен каждому со школьных лет:
Юная пастушка из простой крестьянской семьи с 13 лет слышала голоса святых Екатерины и Маргариты и самого архангела Михаила, которые говорили ей о высоком её предназначении. В 16 лет она отправилась к королю прошла тест на девственность и умение владеть оружием, и получила должность главнокомандующей французской армией. Воодушевила войско на победу, сняла английскую осаду с Орлеана – однако потом свои же французы-бургундцы взяли её в плен и продали англичанам. Англичане же наняли проанглийских французов, чтобы провести их руками суд над Жанной, причём главным судьёй был католический епископ Кошон (Свинья – в переводе на русский). И этот Свинья приговорил героическую девственницу к сожжению, французы же её сожгли, пепел развеяли над Сеной, а через 25 лет оправдали, признав «незаконно репрессированной». Католическая же церковь в 1909 году объявила Жанну блаженной, а в 1920-м – святой.
За века эта история превратилась в легенду, а то и сказку, в обыденном сознании Жанна стала таким же бесплотным персонажем, как Золушка или Красная Шапочка – но давайте вспомним, что жила действительно героическая девушка, которая пошла воевать с врагами, была предана «своими», «свои» же издевались, когда она стояла на костре, а потом очерняли её память, пока не признали снова героиней… Как напоминает эта история историю Зои Космодемьянской, казнённой в том же возрасте, что и Жанна – и её уход на войну с врагами, и участие «своих» в её захвате, и издевательства «своих», когда она уже стояла на эшафоте, и очернение памяти – «Московский комсомолец» объявлял Зою «террористкой», а бывший психиатр, ныне владелец ресторанов и карикатурист Бильжо распускает о героине паскудные слухи – вот уж действительно Кошон №2!
Но что же правда, а что легенда в истории Жанны?
Жанна родилась в деревне Домреми в семье крестьянина – но почему у крестьянина дворянская приставка д’ к фамилии Арк? Сохранился дом д’Арков в Домреми, но мало сохранилось в доме от того времени.
Намного достовернее выглядит «Дом Жанны» в городке Северак-ле-Шато
- но и то при последнем ремонте французы умудрились поставить в него легкомысленные пластиковые окна и двери, и оштукатурить «для эстетики» древние стены.
В 17 лет Жанна с тремя своими братьями является к начальнику гарнизона соседнего городка Вокулёр с просьбой помочь встретиться с дофином Карлом (которого она потом и сделала королём). Это в те времена, когда самый мелкий феодал крестьянина и за человека не считал.
И чудеса начинаются. Капитан Робер де Бодрикур предоставляет ей отряд для сопровождения и мужскую походную одежду, к ней присоединяются ещё два рыцаря (!) – Жан де Мец и Бертран де Пуланжи. Через одиннадцать дней похода по французской (но враждебной, бургундской) территории отряд прибывает в замок Шинон, резиденцию дофина Карла, где Жанну принимает Карл Лотарингский, коннетабль Франции (военный министр в современной терминологии).
Можете себе представить, чтобы, например, десятиклассница из деревни Селезни обратилась к военкому города Велижа с обещанием решить проблему нерасширения НАТО – и тот немедленно выделяет ей транспорт и отряд для сопровождения на встречу с Шойгу (для начала)? И ведь в то время даже телефонов не было, чтобы позвонить коннетаблю и предупредить о встрече – значит, всё было согласовано заранее.
Сегодня у всех на слуху имя шведской девицы Греты Тунберг – но кто бы знал о её существовании, если бы не стояли за этой фигурой большие дяди с большими деньгами и политическими интересами. А большие деньги и большие интересы были и во времена Жанны д’Арк – и умение интриговать и пиарить тоже.
Коннетабль организует встречу Жанны с дофином, тот ставит её на должность главнокомандующей всей французской армией, а на должность военного советника ставит графа Жана Дюнуа, одного из лучших военачальников своего времени.
И тут начинается вторая серия чудес. Юная селянка показывает при дворе блестящее мастерство в верховой езде, владении оружием и дворянском военном спорте – кентене. Причём демонстрирует знания «словно была воспитана не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».
Для Жанны изготавливают специальные доспехи, комиссия богословов в срочном порядке оформляет для неё разрешение на ношение мужской одежды, а меч – по указаниям Жанны – находят в часовне святой Екатерины, той самой, голос которой она слышала в детстве. Как делаются такие находки – хорошо описал Проспер Мериме в своей пьесе «Жакерия».
В новых доспехах, с чудесным мечом и с военным советником графом Дюнуа Жанна отправляется освобождать Орлеан. За ней идёт вдохновлённая и восторженная армия – а впереди звенит слава, что вот она, та самая девственница, которая спасёт Францию! Как во времена князя Игоря на Руси – без щитов, с ножами засапожными шли русичи на врага и побеждали – звеня славой прадедов!
И Орлеан был освобождён. Граф Дюнуа мудро оставался в тени: он, конечно, руководил операцией, но слава должна принадлежать Жанне, сражавшейся в первых рядах и вдохновлявшей войско – своего рода политруку тех времён. Она стала символом и знаменем, и получила в народе высшее звание – Орлеанской Девственницы.
А от дофина Карла – личный герб. По правилам геральдики женский герб содержит овальный (иногда ромбовидный) щит. На щите – меч, найденный в часовне св. Екатерины, на его острие – королевская корона, добытая этим мечом для Карла. И – очень важная, важнейшая в те времена деталь – две лилии по сторонам меча. Лилию в гербе могли иметь только особы королевской крови! Причём мужчины – три, а дамы – две.
В те времена герб имел то же значение – если не большее – что паспорт сейчас. И утвердив этот герб, дофин – будущий король – официально признавал, что крестьянская дочь Жанна – особа королевской крови.
И вот здесь историки пытаются приподнять завесу тайны над чудесами. По одной из версий Жан Дюнуа и Жанна д’Арк были по отцу братом и сестрой – детьми герцога Людовика Орлеанского. Жан – от Мариэтты Ангиенской, Жанна – от Изабеллы Баварской. Но Изабелла была супругой короля Карла VI Безумного, поэтому новорожденную Жанну передали на воспитание дворянскому семейству д’Арков, верных королеве. И там она росла и воспитывалась с тремя названными братьями, осваивая и владение оружием, и верховую езду, и школьные науки.
А вольность нравов тех времён приводила к коллизиям драматическим – и со злой иронии судьбы.
Законная дочь Изабеллы Баварской и Карла VI, Мишель де Валуа, сводная сестра Жана и Жанны, была супругой герцога Бургундии Филиппа III Доброго – который «по доброте своей» сначала захватил Жанну в плен, а потом продал англичанам. А дофин Карл, которого Жанна сделала королём Карлом VII, был законным сыном Изабеллы Баварской и Карла VI, т.е. братом Мишель и шурином Филиппа.
Потом же всё было без чудес и весьма сурово. Был суд – скорый и неправый, был епископ Кошон-Свинья и было сожжение на костре, мученическая смерть на глазах сотен собравшихся зрителей…
А потом чудеса начались снова. Через пять лет после публичного сожжения Жанна вдруг объявилась – живой и здоровой.
«В воскресенье 20-го дня мая 1436 года девица по имени Клод, носившая женскую одежду, была объявлена Девой Жанной и была обнаружена в месте близ Меца, называемом Гранд-оз-Орм, и там были два брата упомянутой Жанны, удостоверившие, что это была она».
Характерное явление для смутных времён, где бы они ни проходили, во Франции или в России. «Воскресшего» Лжедмитрия «удостоверила» своим сыном Мария Нагая, мать царевича Дмитрия. А когда Лжедмитрия сожгли и пеплом выстрелили из пушки в сторону Запада – его вдова «удостоверила» своим воскресшим мужем следующего самозванца – и было таких самозванцев четыре.
Воскресению Жанны, как и воскресению Дмитрия, поверили очень многие, за ней ходили толпы поклонников, в Орлеане, где она тоже побывала, её «узнавали» и «удостоверяли» тысячи горожан, она благополучно вышла замуж за «благородного Робера д’Армуаза», но… Но королевская власть её не признала, она была задержана, признала себя самозванкой, выставлена у позорного столба – а потом отправлена к мужу. Но когда скончалась – на её могиле поставили плиту с надписью «Здесь покоится прах Жанны д’Армуаз, Девственницы Франции».
Через 25 лет после сожжения Жанны новый папа римский решил провести реабилитацию, три папских легата и новый архиепископ заявили, что ошибочка вышла – понапрасну сожгли невинную девушку. Более того – очередной папа римский возвёл Жанну в чин святой, её скульптуры – на коне и в мужской одежде – стоят во всех соборах Франции.
Но кем бы ни была Жанна, особой королевской крови или крестьянкой, какие бы интриги и сплетни ни ходили вокруг её имени – но в веках должно остаться главное: её отвага и патриотизм, умение вдохновить падших духом, её честность всегда и во всём, её мужество перед лицом мучительной смерти.
Многое было выдумано, но жила всё же на свете такая девушка.
И наша недавняя история, история Гражданской и Великой Отечественной войн давала тысячи примеров такого же героизма и патриотизма наших девушек. Это о них сказал поэт:
Наши девушки ремешком
Подпоясывали шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели…
Будем же чтить и помнить…
P.S. Века проходят – но не оставляют попыток испачкать память о Жанне – не грязью, так золотом… Золотом покрыт самый знаменитый памятник Жанне – в Париже. И покрыт он по распоряжению Гитлера… Но сегодня и мы, и весь мир знает, где брал золото Гитлер.
Так пусть же сутью будет сам памятник – а не позолота на нём!