Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Публицист Александр Трубицын о ситуации вокруг памятника Сталину в Якутске: «Может быть, я просто не в курсе?»

2013-05-14 12:48
А.К. Трубицын

Как человек, выросший в СССР, я воспитан в атеизме и уважении к религии. Т.е. я сам в бога не верю, но твёрдо знаю, что в костёле или соборе надо находиться с непокрытой головой, в синагоге – с покрытой, в мечети – без обуви.

Пьета Микеланджело, Троица Рублёва, Афина Фидия для меня равно прекрасные произведения искусства, их оценка никак не омрачена принадлежностью к той или иной религии. Публично рубить иконы топором, как это делали внезапно разуверившиеся раньше и «либералы» сейчас, считаю неприличным. Христианская Пасха для меня такой же традиционный праздник, как и языческая Масленица. Мне очень нравился советский порядок разделения церкви и государства: хочешь послушать проповедь – сходи в церковь, хочешь послушать политический доклад или развлечься – включи телевизор.  

Но сейчас «всё смешалось в доме Облонских» – политики и развлекатели стали демонстративно ходить в церкви, церковные деятели – заниматься политикой.

Мне, конечно, ни холодно, ни жарко от того, что Путин или Медведев внезапно уверовали и стали посещать соборы перед объективами журналистов. Но, мне кажется, что у посетителей синагог, мечетей, костёлов и пагод должен оставаться неприятный осадок – на высшем посту всё же должен быть человек, не отдающий предпочтения ни одной религии.

Церковные дела всегда были (и есть) от меня далеки, но вот события в Якутске пробудили к ним интерес. Их суть в том, что группа лиц, позиционирующих себя как «православные верующие», направила письмо с требованием снести недавно установленный памятник Сталину.

Я – повторю – человек неверующий, но, насколько я знаком с религиозными правилами, в любой религии есть достаточно строгая иерархия и системная логика. Их отсутствие или потеря приводит к серьёзным кризисам – пример тому вопрос «Бог всемогущ или всесилен?», который подрывал системные основы, и ответ на который дал Фома Аквинский (в советских вузах это изучали в курсе философии).

Так вот, в «Журнале Московской Патриархии» №12 за 1949 год http://ijkl.ru/a/277 напечатан Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю Народов СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со Дня рождения:

«Глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.

Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений.

Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твердом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.

Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделала Ваше имя близким и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни.

Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей церковной жизнедеятельности, русские православные люди еще тверже встали на страже интересов своей великой Родины и тем самым заслужили еще большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви. Когда для нее созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей властью, Вы, несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично приняли в сентябре 1943 года трех высших иерархов нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на который были приглашены восточные патриархи и представители других Православных Церквей. Как известно, этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия нового Патриарха, принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» и положил начало целому ряду мероприятий по укреплению ее правового положения.

С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем содействии историческому путешествию представителей русского православного духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю, как и поездкам многих патриарших делегаций заграницу с целью укрепления связей Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение с другими Православными Церквами, но и собрала под свое крыло многих своих чад, рассеянных по всему миру.

Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали отеческой благодарностью, запечатленной Вашими многочисленными телеграммами на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.

В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по случаю 500-летия ее автокефалии и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного мнения, показало всему миру, какие отношения возможны между Церковью и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения и свободы.

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей, и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим».

 

Этот адрес подписан Патриархом Русской православной церкви Алексием, пятью митрополитами, двадцатью одним архиепископом, сорока семью епископами. Более того, как следует из названия документа, они выступали и от имени всех мирян.

А сейчас упомянутая выше группа лиц выступает с требованием снести памятник тому, к кому всё духовенство и миряне РПЦ обращались с такими словами.

Я далёк от дел церковных, но мне – чисто с культурной точки зрения – интересно, что происходит в православной церкви? Опять раскол? Или просто группа отколовшихся, «сектантов», как их принято называть, присвоила себе право выступать против иерархов и мирян, живших в одно время со Сталиным, лично, а не понаслышке знавших и видевших все его дела? Интересно, если бы сейчас нашлись письменные свидетельства современников Христа, эта группа лиц тоже считала бы, что знает историю лучше, чем люди, видевшие всё своими глазами? Или, может быть я пропустил глобальное событие – все иерархи, подписавшие приветствие Сталину, признаны современной церковью лжецами и еретиками, или, по крайней мере, малодушными трусами и корыстолюбцами, предавшими Иисуса ради хлеба куса, а потому все их слова и проповеди признаны ложью и ересью?

Мне кажется, что на цоколе памятника И.В. Сталину и на всех информационных ресурсах Якутска необходимо вывесить приведенное выше послание иерархов и мирян РПЦ с тем, чтобы люди сами могли разобраться, кто прав – все миряне и клир Русской православной церкви, жившие в одно время с вождём, или нынешняя группа лиц, позиционирующая себя как «православные верующие».

Насколько я представляю себе внутрирелигиозные отношения, всё же те, кто причисляет себя к верующим, должны совершенно иначе относиться к духовенству – тем более, к покойным иерархам. Или готовить обвинительную речь для уличения покойных на Страшном Суде.