Пятьдесят лет назад, 24 октября 1974 года, ушла из жизни Екатерина Фурцева, имя которой неразрывно связано с историей нашей страны. Пожалуй, никто из женщин – государственных деятелей, политиков советской эпохи не оставил в ней столь яркого следа. Тем более несправедливым представляется забвение, в которую оно погружено на протяжении последних десятилетий.
Ткачиха, лидер комсомольской ячейки на фабрике, секретарь столичного райкома партии, первый секретарь Московского городского комитета КПСС, секретарь ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС, Министр культуры СССР… Это всё о ней, Екатерине Алексеевне Фурцевой.
Комсомольская богиня
Жизненный путь выдающейся женщины во многом был предопределён эпохой, в которую она жила. Советской властью, которая помогла ей реализовать свой потенциал, которой она беззаветно служила всю свою жизнь.
Родилась Катя Фурцева 7 декабря в Вышнем Волочке Тверской губернии. Ее родители трудились на ткацкой фабрике и дочка, как тогда было принято, пошла по их стопам. Окончив семь классов средней школы, она поступила в фабрично-заводское училище и в 18 лет стала работать ткачихой.
Активная жизненная позиция привлекательной девушки, её энергия били через край и очень скоро Фурцева уже возглавляла на фабрике комсомольскую ячейку. В 20 лет она вступила в ряды Компартии.
Позднее переехав с мужем в Москву Екатерина поступила в институт тонкой химической технологии. В общественной работе ей и здесь не было равных: став секретарем комсомольской организации института, она увлекала молодых людей своей неуёмной энергией. Не мешало этому даже рождение дочери – её воспитывала приехавшая в Москву мама.
После окончания института Фурцеву направили на партийную работу. Надо заметить, что Екатерина навсегда сохранила в своём сердце комсомольский задор. Красной нитью через всю её деятельность до конца жизни проходила работа с молодежью, культурная и идеологическая.
«Хозяйка Москвы»
Свой путь в партийной организации Москвы Екатерина Фурцева начала с должности члена районного совета физкультуры, затем её избрали сначала вторым, а потом и первым секретарем Фрунзенского райкома партии столицы. В 1950-м году Фурцева заняла пост второго секретаря Московского горкома ВКП(б), а в 1954-м — первого секретаря.
«Хозяйка Москвы», как многие называли Фурцеву, способствовала появлению в столице множества новых объектов, ставших «визитными карточками» не только города, но и всей страны. Именно при ней началось строительство новых домов для москвичей, прозванных в народе «хрущёвками». Были построены крупнейший в стране стадион имени В. Ленина в Лужниках на 100 тысяч зрителей, крупнейший универмаг детских товаров «Детский мир», установлен памятник Юрию Долгорукому на Тверской улице, реконструирован комплекс ВСХВ (ВДНХ), открыты новые кинотеатры в окраинных районах.
Ее личный проект — прием в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, куда приехало 34 тысячи гостей со всей планеты.
Оставаясь «хозяйкой Москвы», Фурцева в феврале 1956 года была избрана секретарем ЦК КПСС. А затем введена в состав Президиума ЦК КПСС (бывшее Политбюро). Это был беспрецедентный случай для советской политической системы, где еще ни одна женщина никогда не занимала столь высоких постов.
Большое значение оказала Екатерина Фурцева и на роль женщин в непосредственном управлении государством. Вслед за Фурцевой женщин начали активно избирать и назначать на ответственные государственные посты во всех союзных республиках. Например, в Узбекистане, четвертой по размерам республике в составе СССР, секретарями обкомов и горкомов ко второй половине 50-х работало около 40 представительниц слабого пола, к середине 60-х их число выросло до 80 человек. Число женщин - секретарей первичных партийных организаций - за тот же период возросло с 1800 до 2400), руководителей промышленных предприятий с 75 до 116.
Союзный министр
Вопреки распространенному мнению, назначение на пост министра культуры в 1960 году не было для Фурцевой очередной ступенькой вверх. Скорее, это был своеобразный утешительный приз за смещение с куда более высокой должности секретаря ЦК КПСС, которую она занимала четыре года.
Никто из министров культуры ни до, ни после нее не входил в высшее партийное руководство страны.
Но и здесь, на новом посту, она работала с полной отдачей, оставив заметный следа в истории.
Фурцева была инициатором открытия Цирка на проспекте Вернадского, Государственного Концертного здания «Россия», Дворца пионеров на Ленинских горах, большого книжного магазина «Москва» на Тверской.
Новые здания получили балетное училище, МХАТ, Театр Моссовета, Театр оперетты.
Благодаря её стараниям в Москве впервые прошли Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс артистов балета.
Именно Фурцева возродила и вывела на новый уровень Московский международный кинофестиваль, куда стали приезжать звезды первой величины - Джина Лоллобриджида, Софи Лорен и многие другие. К числу её достижений следует отнести приезд в Москву Джоконды Леонардо да Винчи и организацию выставки Марка Шагала, куда художник приехал лично и подарил Пушкинскому музею более 70 своих работ, а также демонстрацию экспозиции «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Москве, Ленинграде и Киеве.
Благодаря Фурцевой в Советский Союз было возвращено наследие Рерихов.
В целях популяризации отечественной культуры за рубежом Фурцева организовала гастроли Большого Театра в Соединённых Штатах Америки, гастроли МХАТ СССР им. М. Горького в Польше, Болгарии, Англии, Франции, США, Австрии, Японии и других странах, выставки ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской Галереи в Японии.
Благодаря ей был подписан документ о сотрудничестве между Большим театром и Ла Скала: труппы ездили друг к другу на гастроли, а советские артисты получили возможность стажироваться у итальянцев.
При Екатерине Фурцевой произошёл ряд важных назначений: знаменитый хореограф Юрий Григорович стал балетмейстером Большого театра, Анатолий Эфрос стал во главе Театра на Малой Бронной, Олег Ефремов возглавил МХАТ, Марк Захаров — Ленком, Борис Равенских — Малый театр.
Много сделала Екатерина Фурцева в плане приобщения детей и юношества к сокровищам классической и народной музыки, хорового пения. В период ее деятельности в качестве Министра культуры СССР в Москве был открыт Детский музыкальный театр. Создавались детские хоровые и танцевальные студии, музыкальные лектории для детей и юношества.
Именно в «эпоху Фурцевой» начался подъем и популяризация русской народной песни и танца, засверкали новые имена исполнителей и коллективов: Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, ансамбль «Березка».
В то же время она была сторонницей жёсткой цензуры, твёрдой рукой решительно пресекая попытки отдельных деятелей культуры нанести вред стране, воздействуя на умы и сердца советских людей.
Икона стиля
До конца своих дней Екатерина Фурцева оставалась одной из самых привлекательных и элегантных женщин нашей страны.
Высокая, длинноногая, стройная - она тщательно следила за собой. Поддерживала спортивную форму: бегала, плавала, играла в теннис, ежедневно делала гимнастику.
Благодаря прирождённому чувству стиля Фурцева умела себя преподнести. Без вызывающих нарядов и ярких украшений она легко конкурировала даже с иностранными кинозвёздами. Все наряды на её стройной фигуре смотрелись безупречно, естественно и непринуждённо. В любую погоду она носила туфли на каблуке.
Икона стиля, она задавала тренды, которым подражали тысячи женщин. Визитной карточкой Екатерины Фурцевой были строгие английские костюмы, блузы с круглыми воротничками, элегантные вырезы на платьях, прилегающие силуэты и неизменная длина юбок. Подражая министру, советские женщины тоже переходили на приталенные жакеты и строгие юбки.
Тысячи женщин копировали и ее прическу – особым образом зачесывали волосы наверх и собирали на затылке.
Екатерина Алексеевна способствовала развитию моды в стране, помогала молодым талантливым дизайнерам, порой и сама пользовалась их услугами. Так, однажды для вечера в честь Юрия Гагарина она заказала начинающему модельеру Вячеславу Зайцеву маленькое чёрное платье, благодаря которому он приобрел широкую известность.
По воспоминаниям современников, Екатерина Фурцева обладала твердым жестким характером и не боялась конкуренции, стараясь окружать себя сильными компетентными людьми.
Она всю жизнь училась. В любом возрасте, на каждом посту она как губка впитывала новые знания и умения и шла вперёд.
Часто на помощь приходила отменная память. Так, в бытность секретарем райкома, она дома, перед зеркалом, по многу раз зачитывала партийные доклады, заучивая их наизусть. Её эмоциональные выступления, произносимые «без бумажки», пользовались неизменным успехом у слушателей, поскольку в те годы были редчайшим явлением.
Коварство и любовь
На протяжении всей жизни Фурцеву ценили не только за незаурядные организаторские способности и активность, но и за красоту. Последнее имело немаловажное значение, поскольку в те годы в советских партийных органах женщин на руководящих постах было не очень много.
Тем не менее в судьбе Екатерины Алексеевны было много драм: предательства соратников, неприятности по работе, измены мужей.
Яркость, успешность, красота, близость к руководству страны, широкие должностные полномочия Фурцевой вызывали зависть у некоторых из ее коллег, которые не могли смириться с тем, что какая-то женщина, к тому же бывшая ткачиха, вознеслась столь высоко.
Особенно яростно отторгали женщину некоторые представители «культурной» среды. Получившие возможность работать, занявшие высокие должности благодаря её личной поддержке нередко нелицеприятно высказывались о ней, порой в лицо выражали ей своё презрение.
Фурцева была слеплена из другого теста. В отличие от многих деятелей культуры Фурцева не любила интриговать. Подавляющее большинство полученных кляуз она клала под сукно, чем только увеличивала число своих недоброжелателей.
А чего ей стоила разыгранная против нее в 1960 году интрига?
Хрущёву доложили, что Фурцева позорит звание коммуниста, построив себе роскошную дачу в Подмосковье. Разгневанный руководитель страны не разбираясь в сути дела тут же снял Фурцеву с поста секретаря ЦК. Снятие выглядело более чем унизительно: Фурцева в своем кабинете вела очередное совещание, в помещение вошёл мужчина и молча у всех на глазах обрезал провода правительственных телефонов.
Не слишком счастливо складывалась и личная жизнь. Первый раз Фурцева вышла замуж за начальника политотдела по комсомолу Саратовского авиационного техникума Петра Биткова, с которым познакомилась на одном из комсомольских слётов. Битков скептически относился к успехам жены на общественном поприще, считая, что её место на кухне. В первый день войны муж-летчик ушел на фронт, а спустя некоторое время прислал письмо, где сообщал, что нашел другую женщину и домой не вернется. Фурцева осталась с маленькой дочкой на руках.
Второй брак также не оправдал надежд. В конце 40-х Фурцева, руководящая райкомом, полюбила секретаря Московского горкома партии Николая Фирюбина, женатого человека, который имел двоих детей. Влюбленных пытались увещевать, но они продолжали встречаться. В 1951 году Фирюбин всё-таки развелся с первой женой и два года спустя женился на Фурцевой. Однако его сразу же в качестве порицания отправили советником посла в Чехословакию. Через несколько лет вернувшись в Москву он стал заместителем министра ин6остранных дел СССР и зажил своей жизнью. До Фурцевой все чаще доходили слухи, что в этой жизни у него есть другие женщины. А поскольку развестись они в силу своего статуса не могли, то продолжали жить под одной крышей, будучи уже фактически чужими друг другу людьми. (В третий раз Фирюбин женился на молодой женщине спустя всего месяц после похорон Фурцевой).
Внешне красивая и элегантная успешная женщина была глубоко несчастным человеком. Ее мучили головные боли, разрушалась семья, почти не было близких подруг. Повзрослевшая дочь вышла замуж. Единственным родным и близким человеком для Фурцевой долгие годы оставалась ее мать, но в 1972 году она скончалась.
А в кремлевских кулуарах все настойчивее циркулировали слухи, что Фурцеву хотят отправить на пенсию. Они не были столь уж небеспочвенными. Именно тогда начали давать первые ростки посеянные скрытыми разрушителями страны семена культурного и экономического сближения с Западом. Для их взращивания нужны были деятели с более гибким хребтом, с более либеральными взглядами. К их числу Екатерина Фурцева не относилась.
Жизнь Фурцевой трагически оборвалась в 1974 году. Ей исполнилось 62…
Панихида проходила в недавно возведённом благодаря Фурцевой здании МХАТа. Здесь собрался весь цвет творческой интеллигенции, выдающиеся деятели науки и культуры. На поминках, которые проходили в Доме актера, Константин Симонов в прощальном слове подчеркнул: «Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» – и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет» – и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Согласен, так говорить и так поступать могла только большая, светлая личность».
Суд истории
Со дня смерти Фурцевой минуло 50 лет – достаточное время, чтобы объективно оценить ее роль в жизни нашей страны.
При жизни её деятельность на ответственных государственных постах была отмечена четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», многочисленными медалями.
В мемуарах многих деятелей культуры, не просто спокойно принявших, но и приветствовавших разрушения Советского Союза, было сложно искать правду - их авторы сводили счёты не только с самой Екатериной Фурцевой, но и с «ненавистным совком», в котором благополучно жили и творили. Среди них, к сожалению, Юрий Любимов, Галина Вишневская и многие другие, кому Екатерина Фурцева в свое время помогла обрести имена.
Сегодня, пожалуй, далеко не каждый сразу же вспомнит имя министра культуры нашей страны. А если и вспомнит, то с трудом назовёт привнесённые им позитивные новшества. В этом нет особых «заслуг» действующего чиновника: подавляющее большинство деятелей постсоветской эпохи на этом важнейшем государственном посту вошли в историю и закрепились в нашем сознании с негативным оттенком.
Тем важнее возрождать память о тех верой и правдой служил своему Отечеству.
Достаточно напомнить, что молодые советские артисты в бытность Фурцевой министром культуры страны участвуя в международных конкурсах и фестивалях завоевали почти сотню первых премий (не говоря об остальных наградах), став лидерами в мировом искусстве. В стране тогда насчитывалось 360 тысяч библиотек, 125 тысяч клубов и дворцов культуры!
В какой еще стране можно было найти такое богатство и как выглядит оно теперь?
24 октября 2024 года Московское городское отделение ВЖС «Надежда России» организовало церемонию возложение цветов к месту захоронения на Новодевичьем кладбище Екатерины Алексеевны Фурцевой.
Примечательно, что мы оказались единственными. Нынешние чиновники не вспомнили о выдающейся женщине-политике, много сделавшей для процветания своей Родины. На могиле Екатерины Фурцевой нас встретила стандартная ваза с несколькими воткнутыми в неё пластиковыми цветами….
На импровизированном митинге выступили автор этих строк, члены Совета МГРО ВЖС «Надежда России» Татьяна Ананьина, Валентина Коломиец и Людмила Вознесенская, член Президиума РУСО Григорий Змиевской. Выступающие рассказали о нелегком жизненном пути Екатерины Фурцевой, ее государственной, партийной и общественной деятельности.
Они еще раз напомнили о том, что Екатерина Фурцева являлась уникальной фигурой в истории Советского Союза. Женщину, на протяжении долгих лет занимающую самые высокие посты в руководстве страны, возносили до небес и предавали жесткой критике, ею восхищались и полностью отрицали ее заслуги. Безусловно, интеллигентная и яркая, сильная и небезразличная, горевшая работой и честно выполняющая свой партийный долг Екатерина Фурцева оставила значительный след в культурной истории нашей страны, много сделав для процветания своей Родины.