Публикуем материал, посвященный 30-летию вывода Советских войск из Афганистана.
Авторское досье
Азаров
Владимир Алексеевич — кандидат политических наук, член Союза писателей России.
Автор ряда книг и статей, пишущий в жанре военной публицистики. Имеет работы по
политологии, конфликтологии, международным отношениям, в том числе посвященные
методам ведения информационной войны, а также анализу проблем
духовно-нравственного и религиозного содержания. Окончил Московское СВУ,
Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище, Академию
бронетанковых войск имени маршала СССР Р.Я. Малиновского. Защитил диссертацию
на степень кандидата политических наук.
Участник
войны в Афганистане, боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах
Западной Африки. Служил в миротворческих войсках ООН в Боснии и Герцеговине, на
территории самопровозглашенной Республики Сербской Краины в Хорватии. Был
начальником службы безопасности миссии ООН в странах Западной Африки
(Сьерра-Леоне, Гвинея), старшим офицером по службе безопасности всех ООНовских
организаций на территории бывшей республики Югославии (Сербия, Черногория,
Косово).
Награжден
орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», орденом «Звезда» ДРА;
орденами и медалями Афганистана, Югославии, Дании, Франции, ООН, Сьерра-Леоне.
Полковник запаса.
*
* *
– Владимир Алексеевич, как вы считаете, была ли
необходимость ввода советских войск в Афганистан, или это было ошибкой
политического руководства СССР?
–
Вы знаете, после развала Союза в прессе много раз поднимался вопрос, надо ли
было отправлять войска в Афганистан? В основном, общее мнение сводилось к тому,
что это был серьезный просчет политического руководства нашей страны. В
последние годы эта тема опять становится актуальной в обществе, особенно среди
либеральной прессы, которая сама же на него отвечает: «ввод советских войск в
Афганистан был ошибкой тогдашнего руководства страны». Но для того, чтобы
ответить на этот вопрос объективно, давайте совершим небольшой экскурс в
историю наших афгано-советских отношений.
19
августа 1919 года после окончания третьей Англо-афганской войны Афганистан
получил независимость от Британии. И в этом же году первым в мире установил
дипломатические отношения с молодой советской республикой. Тогда он назывался
эмиратом, а с 1929 года до революции 1973 года — Королевством Афганистан. Его
главой был Мухаммед Надир-шах, после его смерти в ноябре 1933 года королём стал
его сын Мухаммед Захир Шах.
Во
время Второй мировой войны Афганистан объявил о своём нейтралитете и
осуществлял дипломатическую политику неприсоединения. Именно в этот период
своей истории правительство Афганистана под руководством Захир Шаха наладило
взаимоотношения с внешним миром, прежде всего с Советским Союзом,
Великобританией и США.
В
1973 году, когда Захир Шах находился с официальным визитом в Италии, он был
свергнут своим двоюродным братом и бывшим премьер-министром Мухаммедом Даудом.
Тот организовал государственный переворот и установил в стране республиканское
правительство. Монархия была упразднена. Король принял решение отказаться от
престола во избежание гражданской войны и остался за границей.
После
прихода к власти Мухаммед Дауд основал собственную политическую партию под
названием «Национальная революционная партия». В январе 1977 года Лойя джирга —
Всеафганский совет старейшин, куда входят лидеры всех народов, племен и
группировок Афганистана, аналог русскому Земскому Собору, утвердила новую
конституцию, а также создание президентской республики. Все недовольства
населения против новой власти были подавлены правительственными войсками.
Режим,
созданный Мухаммедом Даудом, носил ярко выраженный авторитарный характер. Сразу
же после переворота были распущены Парламент и Верховный суд, запрещена
деятельность оппозиционных политических партий. Официальной идеологией
даудовского режима стала «народная и национальная теория революции».
Во
время президентства Дауда отношения с социалистическими странами, особенно с
Советским Союзом, резко ухудшились. В то же время ему удалось нормализовать
отношения с консервативными исламскими странами, в частности с Пакистаном и
шахским Ираном. Советский Союз видел в действиях нового президента
переориентацию внешней политики государства в сторону западных стран, попытку
дистанцироваться от СССР.
В
1976 году Дауд создал семилетний экономический план развития. Он удалил
советских военных и экономических советников, начал осуществлять переоснащение
армии, заниматься экономическим развитием страны, для чего просил богатые
нефтью ближневосточные страны — Саудовскую Аравию, Ирак и Кувейт — оказать
финансовую помощь. Он стал рассматриваться за рубежом как реформатор,
пытающийся модернизировать Афганистан.
Но
Дауд достиг очень незначительных результатов из того, что было задумано по
плану его реформ. В экономике Афганистана не произошло какого-либо реального
прогресса, и уровень жизни в стране не повысился. Дауда часто критиковали за
установленную им однопартийную диктатуру, что было законодательно закреплено в
Конституции 1977 года. К этому времени две фракции оппозиционной
коммунистической Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) — Хальк
(Народ) и Парчам (Знамя) — заключили хрупкое соглашение о сотрудничестве.
Анализируя
политический и экономический курс президента, члены НДПА начали разрабатывать
план заговора и спланировали военный переворот против правительства Дауда.
27
апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция.
Военнослужащим с военной базы в международном аэропорту Кабула удалось
захватить столицу, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая
партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой
Афганистан (ДРА). На следующий день Дауд и большинство членов его семьи были
казнены в президентском дворце в Кабуле.
В
результате переворота к власти пришел Генеральный секретарь НДПА Нур Мухаммед
Тараки, который стал Председателем Революционного Совета и Премьер-министром
созданной коммунистами ДРА. После военного переворота Тараки принял на себя
должность Президента Афганистана, а его сподвижник Хафизулла Амин, который
занял после Тараки должность Генерального секретаря НДПА и Председателя
Революционного совета Афганистана, вступил в должность заместителя
Премьер-министра страны.
30
апреля 1978 года СССР признал ДРА. Признали новую республику и США.
Правительство стало проводить радикальные реформы, в частности секуляризацию,
что вызвало массовые протесты в традиционном исламском афганском обществе.
Обострилась борьба за лидерство между двумя фракциями, которые представляли
разные по своему составу слои афганского общества. В Хальке — кочевники,
крестьяне, ремесленники, мелкие служащие, низшее звено военнослужащих. В Парчам
— выходцы из имущих классов: помещики, крупные торговцы, верхние чины армии,
обеспеченная интеллигенция, городская буржуазия и влиятельное духовенство.
Общее недовольство в обществе привело к началу Гражданской войны.
Новое
руководство государства с самого начала понимало, с какими трудностями придется
столкнуться молодой республике. Поэтому уже в начале мая 1978 года афганское
правительство через посла СССР в Кабуле официально обратилось к советскому
правительству с просьбой срочно направить в Афганистан советских советников —
партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания
помощи в организации органов безопасности ДРА. Сотрудники КГБ СССР выехали в
Афганистан во второй половине мая 1978 года. 30 июня 1978 года постановлением
Совета министров СССР было образовано Представительство КГБ СССР при органах
безопасности ДРА.
5
августа 1978 года было подписано соглашение о сотрудничестве между КГБ СССР и
органами безопасности ДРА, которое предусматривало, что афганским силам
безопасности будет оказана советническая помощь по линии разведки,
контрразведки, военной контрразведки, в подготовке национальных кадров,
оснащении средствами техники и связи.
18
марта 1979 года ЦК КПСС принял постановление, которым образовал Комиссию
Политбюро по Афганистану для межведомственной координации, принятия оперативных
решений и внесения предложений в Политбюро ЦК КПСС, куда вошли видные партийные
и государственные деятели СССР: М.А. Суслов, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинов, Ю.В.
Андропов, Б.Н. Пономарёв, И.В. Архипов.
В
марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба
афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве (всего таких
просьб было около 20). Но Комиссия ЦК КПСС по Афганистану доложила Политбюро ЦК
КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и
просьба была отклонена.
Дальнейшее
ухудшение внутриполитической ситуации в Афганистане — вооружённые выступления
исламской оппозиции, мятежи в армии, внутрипартийная борьба, и особенно события
сентября 1979 года, когда лидер НДПА и Президент страны Нур Мохаммад Тараки был
арестован и затем убит по приказу отстранившего его от власти Хафизуллы Амина —
вызвали серьёзное беспокойство у советского руководства. Зная амбиции и
жестокость Амина в борьбе за достижение личных целей, оно внимательно следило
за его деятельностью на посту главы Афганистана. При Амине в стране развернулся
террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонников
Тараки. Репрессии коснулись и армии, главной опоры НДПА, что привело к падению
её и без того низкого морального боевого духа, вызвало массовое дезертирство и
мятежи. Советское руководство боялось, что дальнейшее обострение обстановки в
Афганистане приведёт к падению режима НДПА и приходу к власти враждебных СССР
сил.
Более
того, по линии КГБ поступила информация о связях Амина с ЦРУ в 1960-е годы и о
тайных контактах его эмиссаров с американскими официальными представителями
после убийства Тараки. Амин на словах высказывался за дальнейшее расширение
сотрудничества с Советским Союзом, а на деле допускал действия, идущие вразрез
с интересами этого сотрудничества: поощрял антисоветские настроения, проводил
«сбалансированный внешнеполитический курс», предпринимая попытки наладить
контакты с США.
Здесь
необходимо вспомнить о том, каково было в то время положение СССР в
международном геополитическом пространстве. Являясь лидером стран
социалистического лагеря, Советский Союз был территориально защищен от своих
вероятных противников, такое положение можно назвать «внешним поясом
безопасности». С запада страна имела мощный тысячекилометровый барьер из
государств Варшавского Договора. С севера — Северный Ледовитый океан
представлял собой естественную преграду, которая защищала СССР от вероятных
противников, прежде всего в лице США. С востока — Тихий океан. А вот с юга
никакой защиты практически не было. Ненадежный Афганистан имел общие границы с
Советскими среднеазиатскими республиками: Туркменистаном, Узбекистаном и
Таджикистаном, народы которых являются родственными афганцам этническими
группами. Кроме того, геополитическое расположение Афганистана в самом центре
Евразии, на стыке Южной и Центральной Азий, ставило его в разряд ключевых
регионов в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всём
Центрально-азиатском регионе, где на протяжении столетий пересекались
национальные интересы всех ведущих держав мира.
Основываясь
на всех обстоятельствах, текущих событиях и ходе развития политической
обстановки в Афганистане, руководством страны было принято решение готовить
свержение Амина и замену его на более лояльного к СССР лидера. В качестве
такового рассматривался Бабрак Кармаль, который являлся руководителем фракции
Парчам. Осенью 1978 года он был обвинён в организации антиправительственного
заговора, снят с должности посла в Чехословакии и находился в эмиграции. Его
кандидатуру поддерживал председатель КГБ Ю.В. Андропов. Кармаль должен был
обеспечить стабильность в стране и изменить соотношение сил в регионе в пользу
СССР.
При
разработке операции по свержению Амина было решено использовать просьбы самого
Амина о советской военной помощи, с которыми он обращался к советскому
правительству с сентября по декабрь 1979 года семь раз. В начале декабря 1979
года в Баграм был направлен так называемый Мусульманский батальон - отряд
особого назначения ГРУ, специально созданный летом 1979 года из советских
военнослужащих среднеазиатского происхождения для охраны Тараки и выполнения
особых задач в Афганистане.
С
10 декабря по личному приказанию Д.Ф. Устинова проводилось развёртывание и
мобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского военных
округов. Была поднята 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия,
которой отводилась роль основной ударной силы в предстоящих событиях. Однако
Начальник Генерального штаба Н.В. Огарков был против ввода войск в Афганистан,
в связи с чем имел серьезные разногласия с министром обороны СССР, членом
Политбюро ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым.
12
декабря 1979 года на заседании Политбюро было принято окончательное решение о
вводе войск. По свидетельству начальника Главного оперативного управления,
первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР В.И.
Варенникова, в 1979 году единственным членом Политбюро, не поддержавшим решение
об отправке советских войск в Афганистан, был А.Н. Косыгин, и с этого времени у
него произошёл полный разрыв с Брежневым и его окружением.
Исходя
из вышеуказанного, можно сделать вывод, что в конце семидесятых годов прошлого
века в ходе обострения политической ситуации в Афганистане после Апрельской
(Саурской) революции, руководству нашей страны ничего не оставалось делать, как
принимать экстренные меры по защите южных рубежей СССР. Поэтому для того, чтобы
помочь соседнему коммунистическому правительству справиться с мятежниками, было
принято решение о вводе советских войск в Афганистан, которое с государственной
точки зрения того времени являлось вполне обоснованным и абсолютно правильным.
– А как вы оцениваете то, что наши войска были
выведены из Афганистана?
–
Вот это, я считаю, было большой ошибкой политического руководства нашей страны.
Не были просчитаны и учтены все плюсы и минусы такого шага. Получилось так, что
вместе с выводом войск все наши достижения и жертвы в Афганистане практически
оказались напрасными. Это означало, что мы там не смогли создать крепкое
устойчивое гражданское общество. Вмешавшись в цивилизационный процесс развития
этой отсталой мусульманской страны, мы не выполнили свою главную задачу —
построения социализма в стране. Может быть, наше политическое руководство такую
задачу и не ставило, но оно наверняка хотело создать все предпосылки для того,
чтобы Афганистан стал крепким государством, другом СССР, с сильной
государственной властью, надежной армией и лояльным руководству страны народом.
Но
в реальности, исходя из достигнутых результатов, после почти десятилетнего пребывания
наших войск в Афганистане мы добились очень многого не только в области
развития промышленности и сельского хозяйства в этой стране, но прежде всего в
области образования, улучшения культурных и общественных связей. Сотни тысяч
молодых афганцев изучали в школах русский язык. Все специалисты страны во всех
областях науки и техники обучались в советских вузах. Весь офицерский корпус
прошел обучение и переподготовку в военных училищах СССР. Мы оказывали большую
гуманитарную помощь афганскому народу, поэтому наших советских людей и воинов
афганский народ в большинстве своем любил.
Сотни
тысяч людей в Афганистане поверили в социализм, стали полностью просоветскими
гражданами. База для коренных изменений в Афганистане была подготовлена.
Оставалось совсем немного времени до того момента, когда страна могла бы
окончательно покончить со своим средневековым укладом жизни, и, может быть, как
Монголия, войти в лагерь социализма. Но руководством СССР было принято
непродуманное решение о выводе войск, после реализации которого все успехи и
достижения за десятилетние пребывания наших войск в Афганистане были
практически сведены к нулю. Ведь за эти годы мы затратили огромное количество
материальных средств и финансовых ресурсов, военной и другой техники, а главное
— потеряли более пятнадцати тысяч наших военнослужащих убитыми и десятки тысяч
ранеными. Спрашивается, ради чего были принесены все эти жертвы? Каков
результат пребывания более стотысячного контингента советских войск в
Афганистане в течение десяти лет для нашей страны? Ответа на этот вопрос до сих
пор нет, поскольку война там так и не закончилась.
А
что мы имеем после вывода наших войск из Афганистана сегодня? За прошедшие годы
там зародился и окреп Талибан. Из самого Афганистана в Иран и Пакистан хлынул
огромный поток беженцев. Пышным цветом расцвел в стране терроризм. Появилась
Аль-Каида во главе с Усамой Бен-Ладеном, который получил в этой стране убежище.
Тысячи гектаров пахотных земель были отданы под плантации мака. По данным ООН
до 75% взрослого населения Афганистана занято в производстве, обработке,
транспортировке и продаже опиума. Сегодня европейский рынок почти на 80%
обеспечен афганским героином, а в США этот показатель доведён до 35%. Всего же
афганский героин составляет почти 65% мирового объёма его производства и около
55% опийного рынка. Таким образом, за годы после вывода советских войск поток
наркотиков из Афганистана увеличился в десятки раз.
Несмотря
на то, что в Афганистане более пятнадцати лет присутствуют американские и
другие войска западной коалиции, экономическая, политическая и гуманитарная
ситуация в стране ничуть не улучшается: нищета, бандитизм, слабая
централизованная власть, повсеместно продолжают постоянно греметь взрывы,
гибнут люди, от недоедания и отсутствия медицинской помощи умирают старики и
дети.
Нашему
политическому руководству следовало тогда поступить так же, как это делают в
течение уже столетия американцы. Для начала следовало вывести большую часть
войск и оставить на территории Афганистана одну-две бригады. Общеизвестно,
когда на территории другого государства присутствуют иностранные войска, то
наличие этого фактора в любом случае оказывает влияние на все происходящие в
этом государстве политические и другие процессы. Не вызывает сомнения, что если
бы в ДРА остался небольшой контингент наших войск, то развитие этой страны, да
возможно и самого СССР, пошло бы по другому сценарию. В качестве примера можно
взять любую страну, где в настоящее время дислоцируются американские войска:
Германия, Япония, Филиппины, Малайзия… можно перечислять и дальше. Влияние
американской политики на руководство этих стран очень велико. Фактор
присутствия в стране иностранной военной силы является серьезным аргументом для
власти страны при принятии любых самостоятельных решений.
Иногда,
в силу различных политических интересов, американские СМИ информируют мировое
сообщество о выводе своих войск из какой-либо страны. Так, например, они уже в
течение пятидесяти лет отправляют на родину по несколько военнослужащих со
своей филиппинской базы Субик-Бей, лукаво поясняя при этом, что процесс
сокращения контингента активно идет. Как правило, информационная кампания
подобного рода проводится у них на хорошо подготовленном уровне. Здесь расчет
ясен.
А
вот чем руководствовалось наша власть, когда выводила войска из Афганистана, не
задумываясь, что будет дальше, непонятно. К сожалению, такая установка на
принятие важных государственных решений без проведения всестороннего анализа
почему-то присуща многим поколениям наших политиков. При принятии того или
иного стратегически важного для страны решения почти никто из наших
руководителей не прогнозировал обстановку, которая сложится в будущем.
– Изменилось ли что-то в советском обществе в начале
или в завершении этой войны?
–
Конечно же! За десять лет между вводом и выводом советских войск из Афганистана
изменения в нашем обществе были очень серьезными, я бы сказал коренными.
Вводились советские войска в Афганистан в период, когда у нас была
стабильность, политический и экономический климат был благоприятным, страна
развивалась, хотя возможно не такими ускоренными темпами, как хотелось
руководству, но народ был вполне доволен жизнью. Официально это время называлось
«эпоха развитого социализма». Так оно и было.
Вывод
советских войск из Афганистана пришелся на совсем другое время, когда в
обществе процветало «новое мышление» и шла «перестройка». За два года до
развала СССР страна находилась в очень плачевном состоянии, как в
экономическом, так и в политическом отношении. В этот период происходит резкая
дестабилизация обстановки. После I Съезда народных депутатов начинается
противостояние коммунистической партии с новыми политическими группировками,
возникшими в результате демократизации общества. Начатые по инициативе сверху
перемены вышли из-под контроля властей, трудности в экономике переросли в
полномасштабный кризис. Вы помните, что в 1989 году экономический рост резко
замедлился, в 1990-м сменился падением, а к концу 1991-го страна оказалась на
грани экономического коллапса. Произошел катастрофический обвал жизненного
уровня населения. Реальностью советского общества начала 90-х становятся
массовая нищета и безработица. Достигает апогея хронический товарный дефицит.
Поэтому,
если сравнивать время начала и завершения войны в Афганистане, то это две
совершенно разные эпохи в жизни нашей страны.
– Почему в нашей стране до сих пор не существует
Министерство по делам ветеранов?
–
Для меня это совершенно непонятно, почему у нас в стране до сих пор нет такого
министерства. Но сделать это никогда не поздно. Нашим народным избранникам,
депутатам Государственной Думы, в том числе бывшим афганцам и ветеранам других
локальных войн и военных конфликтов, просто необходимо накануне 30-летней
годовщины вывода Советских войск из Афганистана и 75-летней Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне обратиться к президенту с предложением
создать Министерство по делам ветеранов, — государственную структуру, а не какую-то
общественную организацию с непонятным статусом, что мы имеем сейчас.
В
США, например, давно уже существует Министерство по делам ветеранов США. После
министерства обороны это второе по величине федеральное министерство с
численностью персонала около 280 тысяч человек. В его компетенцию входит очень
большой круг вопросов, которые необходимо решать в интересах ветеранов
вооруженных сил США и членов их семей. Это оформление ипотечных кредитов,
страхование жизни, назначение пенсий, пособий, льгот, включая случаи выплаты
при потере трудоспособности, потере кормильца, выплата денежных средств на
погребение и т.д.
Даже
у наших соседей на Украине в феврале 2018 года Верховная Рада обратилась к
правительству с требованием создать министерство по делам ветеранов, хотя у них
есть Госслужба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической
операции. Создание министерства у них пока затягивается, но сам вопрос уже
стоит на повестке дня, что уже само по себе является достижением.
У нас же этот вопрос пока вообще не рассматривается, хотя после Второй мировой войны наша страна успела направить в различные «горячие точки» земного шара большое количество военнослужащих, служащих и разных специалистов. Это Корея, Вьетнам, Ангола, Мозамбик, Лаос, Эфиопия, Афганистан, Югославия и т.д., перечислять можно долго. Ну, и нельзя забывать, что после развала Союза прошли две чеченские кампании. Таким образом, в нашей стране проживает большое количество ветеранов различных локальных войн и конфликтов, которые находятся на учете в местных военкоматах. В настоящее время их всех приравняли к одной категории — участников боевых действий, и всё. Поэтому афганцы часто обижаются, почему их, два года прослуживших на территории, занятой противником, не считают участниками войны. Они по праву признают себя продолжателями традиций ветеранов Великой Отечественной войны, и хотели бы, чтобы их называли не участниками каких-то абстрактных боевых действий, а участниками или ветеранами войны. Сегодня такими участниками могут стать военнослужащие, проходящие службу в Сирии. Там ротация проходит каждые три месяца. Но, с другой стороны, существуют различные категории военнослужащих. Кто-то несет службу на постах, кто-то действительно выполняет опасные боевые задачи по уничтожению террористов в горах или в пустыне, тогда как большинство служит на базах Хмеймим и Тартус, патрулирует дороги, участвует в гуманитарных операциях. Наверное, все должно быть учтено, и определена какая-то градация ветеранов. И именно этим могло бы заняться отдельно выделенное министерство. Я думаю, что это было бы правильно и справедливо.