Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

К 120-летию со Дня рождения поэта Владимира Маяковского

2013-07-19 18:13
Людмила Васильева

Владимир Маяковский – советский поэт. С его именем связано множество историй. Его жизнь закончилась трагически. По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского советского искусства. Его поэзия — это художественная летопись нашей страны эпохи Великой Октябрьской социалистической революции и построения социализма. Он — истинный и искренний певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта — активного борца за светлое будущее народа. Его творчество "весомо, грубо, зримо" навсегда вошло в историю XX века. Сегодня любимому поэту многих поколений советских людей исполнилось бы 120 лет, возраст небольшой по сравнению с вечностью. Впрочем, он сам прожил короткую жизнь, но сумел оставить после смерти очень многое.

Несколько поколений советских людей отлично знали его творчество, любили его. Но для всех он был разным. В рамках школьной программы изучались известные поэмы В.В. Маяковского «Хорошо!» и «Владимир Ильич Ленин», многие наизусть знали «Стихи о Советском паспорте», «Левый марш», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», а слова «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца! Светить, и никаких гвоздей! – Вот лозунг мой и Солнца!» стали для многих просто путеводной звездой.

Он родился 19 июля 1893 году в Грузии в селе Багдади Кутаисской губернии, где его отец, кстати, дворянин, служил лесничим. Мать же была из рода кубанских казаков. Наверное, от них он унаследовал столь неуемный характер. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии. Он учился в одном классе с братом Бориса Пастернака Шурой. Семья бедствовала, и через год Владимир был исключен из гимназии за неуплату денег за обучение. Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой и вступает в партию большевиков. Его арестует царская охранка, и юный Володя 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда его в январе 1910 г. освобождают как несовершеннолетнего. Уже в тюрьме Маяковский написал целую тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями. Да-да, именно эту тетрадь поэт считает началом своего творческого пути.

После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д.Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 года, когда ему 19 лет, Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где появляются его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным".

Но вопреки декларациям сам Маяковский высоко ценил и Гоголя, и Достоевского, и Блока, и других русских писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. В 1913 г. вышел его первый сборник "Я". Это был цикл из четырех стихотворений. В этом же году была написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В.Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. Впоследствии в качестве первого раздела материал этого сборника вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).

Молодого талантливого юношу заметил Горький. Он приглашает Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" и газете "Новая жизнь". Именно в эти годы Маяковский создает поэмы "Война и мир" и "Человек", где как бы представлена антивоенная панорама.

Октябрьскую революцию поэт назвал "Моя революция". Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликается на призыв советской власти о сотрудничестве. Тогда же он пишет "Наш марш", "Ода революции", "Левый марш", пьесу "Мистерия-буфф".

17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".

Раннее творчество Маяковского экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»).

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из своих известных произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский наглядно показывает, как в революционной борьбе рождается молодая Советская Республика, то самое отечество, которое он славит, "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет". После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова.

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сначала разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 г. знаменитой «лесенкой», которая и стала «визитной карточкой» поэта. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.

Маяковский оказал большое влияние на поэзию ХХ века, особенно на таких поэтов, как Семен Кирсанов, Дмитрий Кедров, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и других.

В своем творчестве Владимир Маяковский бесстрашно обратился к потомкам в далёкое будущее. Вот его пророческие слова:

Мой стих

             трудом

                      громаду лет прорвёт

и явится

            весомо,

грубо,

                      зримо,

 как в наши дни

                   вошёл водопровод,

сработанный

                           Еще рабами Рима.

 

Он был уверен, что его будут помнить через сотни лет и через сотни лет читать его стихи, стихи Певца Октябрьской Революции. И он оказался абсолютно прав.