Работа депутата краевого парламента требует неукоснительного соблюдения массы формальностей, однако для решения отдельных задач подчас необходимо применить неформальный подход.
В 2024 году на девяти заседаниях сессий Законодательного собрания Красноярского края рассмотрено более 400 вопросов. Всего внесено 194 проекта законов края, 40 из них депутатами, принято 166 законов, более 600 постановлений. Профильные комитеты провели более 160 заседаний, в том числе совместных с секциями координационного совета. В Законодательное собрание поступило и было рассмотрено почти 3 тысячи обращений, депутатами проведено более 350 личных приемов граждан.
За этими значительными цифрами стоит конкретная, целенаправленная работа комитетов, фракций, каждого депутата. Высокие показатели – результат конструктивного взаимодействия с коллегами из органов исполнительной власти в интересах наших земляков, с учетом задач и вызовов, стоящих перед страной и краем.
Основной вопрос в работе фракции КПРФ в Законодательном собрании края – проект закона о краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Предложения в проект закона поступали депутатам от местных отделений КПРФ, на встречах с избирателями, с депутатами-коммунистами городов, районов, сельских советов Красноярского края.
Для КПРФ основные бюджетные приоритеты, нашедшие отражение в бюджете на 2025 год, следующие.
Вопросы поддержки муниципалитетов, развитие территорий края – на их решение заложено с учетом поправки 150 млрд рублей. 100 млрд выделено на строительство новой инфраструктуры в районах региона, больниц, школ, а также на их ремонт.
На льготное лекарственное обеспечение в бюджете запланировано 8,5 млрд рублей. На них в том числе будут приобретаться дорогостоящие препараты.
Ресурсы на реализацию национальных проектов, социальную поддержку, экономическое развитие, поддержку территорий края. Значительные средства будут направлены на строительство школ, больниц, спортивных объектов, обновление и создание транспортной, коммунальной инфраструктуры.
Более 20 млрд рублей пойдет на ежемесячную выплату работникам бюджетной сферы с 1 января 2025 года. В южных территориях прирост к зарплате составит 5120 рублей, в северных – до 8320 рублей.
На социальную поддержку предусмотрено более 15% общего объема расходов краевого бюджета. Повышенное внимание будет уделяться поддержке семей с детьми – свыше 17 млрд рублей на указанные цели предусмотрено в краевом бюджете в 2025 году.
Так, например, вырастет ежегодная выплата многодетным семьям со школьниками – с 2 тыс. до 10 тыс. рублей. Она коснется почти 60 тыс. детей. Дополнительные расходы краевого бюджета составят около 650 млн рублей.
Кроме того, теперь дети из многодетных семей смогут посещать краевые государственные физкультурно-оздоровительные центры бесплатно.
В структуре бюджета края последних лет налог на прибыль составлял львиную долю и был основным бюджетообразующим налогом для Красноярского края. Край промышленный, и снижение поступлений налога на прибыль для региона – ощутимый фактор.
Но надо сказать, что структура формирования бюджета не высечена в граните. Из года в год менялось соотношение по видам налогов между федерацией и субъектами. Недавно отменили консолидированный режим крупного плательщика. В этом году завершился период, когда регион получал обратный трансферт из федерального бюджета, но некие переходные выплаты, которые должны были компенсировать потери от отмены этого режима, поступили.
С учетом того, что бюджет края в последние годы стабильно растет, нам удается сохранять и исполнять объем обязательств, о котором мы говорили. Эту задачу органы управления экономикой края в том числе решают за счет устойчивой политики привлечения и реализации в регионе крупных инвестиционных проектов. Край остается одним из промышленных лидеров в России, площадкой создания новых производств и экономик.
Кроме того, в значительной части упавший налог на прибыль компенсирован за счет доли НДФЛ благодаря увеличению фонда оплаты труда в крае. Вырос и МРОТ, краевая выплата, которую проиндексировали на следующий год с учетом общего роста заработных плат по сетке.
Сохранится курс на комплексное развитие территорий. Отдельное внимание будет оказано опорным территориям, в том числе Ачинску, Канску, Лесосибирску, Минусинску, где уже разработаны комплексные планы социально-экономического развития до 2035 года.
Подготовка юбилея Красноярска выходит в решающую фазу. Трехлетнее бюджетное планирование включает в себя ключевой этап реализации проектов к 400-летию Красноярска. Главная задача – не просто организовать праздник, а использовать эту дату, чтобы придать новый импульс развития краевой столице в горизонте 2028-2040 годов.
В числе проектов, которые уже реализуются, – развитие международного аэропорта, масштабное благоустройство улиц, пешеходных и парковых колец, въездов в город. В ближайшие годы планируется построить новые объекты здравоохранения и дополнительного образования, спортивной и культурной инфраструктуры.
Большое внимание необходимо уделить сохранению объектов культурного и исторического наследия Красноярска. Это нужно для сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Считаю важным сохранение городской среды, доставшейся нам от прежних поколений красноярцев.
Самыми крупными отраслями, с точки зрения финансирования, останутся образование и здравоохранение. Продолжится развитие и обновление инфраструктуры. В планах на трехлетку – строительство, реконструкция и проектирование около 30 школ и образовательных центров. Свыше 6 млрд рублей за три года планируется направить на капитальный ремонт школ, детских садов, техникумов. В следующем году за счет краевого бюджета начнется строительство зданий для детских школ искусств в четырех районах края. Выделены средства на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию краевого Дворца пионеров.
Продолжится обновление автопарка и оснащение медоборудованием медицинских учреждений, в том числе в рамках модернизации первичного звена здравоохранения. На льготные лекарства в 2025 году запланировано 6 млрд рублей. Говоря о сфере здравоохранения и социальной политики, можно надеяться, что базовые расходы закрывают основные потребности: мы видим улучшение финансирования клинических больниц, которые в 2025 году получат 300 млн рублей.
Существенные расходы предусмотрены и на СВО, поддержку участников и их семей. Это в том числе финансирование санатория «Березка», который является краевой собственностью и будет направлен на реабилитацию участников и членов их семей, пополнение резервного фонда.
Существенные расходы предусмотрены на базовые учреждения, где пациенты получают неотложную медицинскую помощь. Это хирургический блок БСМП, второе отделение 20-й больницы, строительство детской многопрофильной больницы.
Тема лекарственных средств остается чувствительной: ежегодно сумма на эти цели растет. Необходимо разбираться в источниках роста, помимо объективных, есть и субъективные причины.
Отдельный блок вопросов связан со скорой медицинской помощью. Три года фракция КПРФ активно занимается возможностями повышения заработной платы водителям скорых, обеспечением службы новыми автомобилями. С Нового года предусмотрено повышение заработной платы водителям скорых на 20%.
Бюджет развития на 2025 год составляет 113 млрд рублей, или около четверти всех расходов краевого бюджета, треть всех расходов направят на развитие муниципальных образований, только в 2025 году это более 140 млрд рублей.
Структура бюджета развития по отраслям выглядит следующим образом. В 2025 году около 60% направят на развитие транспортной и дорожной инфраструктуры. Расходы на решение жилищных вопросов, ЖКХ и благоустройство составят около 9 млрд рублей. Свыше 28% (32,4 млрд рублей) запланировано на развитие социальной сферы.
КПРФ поддержало поправки в краевой закон «О мерах социальной поддержки детей погибших защитников Отечества». В 2025 году отмечается 80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Законопроектом предлагается установить повышенный размер единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим статус «Дети погибших защитников Отечества», и гражданам, пережившим Великую Отечественную войну в детском возрасте («дети войны»). Он составит 5 тысяч рублей. Планируется, что выплату получат около 15 тысяч жителей края.
На заключительной сессии Года семьи краевой парламент поддержал во втором чтении ряд законопроектов, направленных на поддержку семей в регионе.
Первый законопроект устанавливает ежегодную выплату на каждого ребенка школьного возраста из многодетных семей. Размер выплаты составит 10 тысяч рублей. С учетом районного коэффициента для Красноярска эта сумма составит около 13 тысяч рублей, для Норильска – около 18 тысяч рублей, что практически в пять раз выше существующей. Важно, что выплата будет назначаться без учета нуждаемости семьи.
Также в следующем году будет увеличена сумма краевого материнского капитала, право на получение которого возникает при рождении третьего ребенка или последующих детей у граждан, имеющих место жительства на территории региона. Сейчас он составляет свыше 176 тысяч рублей, с учетом увеличения в следующем году семьи будут получать 185 тысяч рублей. Закон по реализации краевого материнского капитала будет продлен до 2030 года.
Рассчитывать на дополнительную выплату в размере 100 тысяч рублей смогут молодые мамы в случае, если первый ребенок родился у женщины в возрасте до 23 лет включительно.
Важным станет и закон, дающий многодетным семьям возможность получения земельного сертификата. Его получателями могут стать семьи, имеющие трех и более детей, состоящие в очереди в течение 10 лет на получение в собственность земельного участка. С 2025 года размер сертификата составит свыше 203 тысяч рублей. Предполагается, что за его получением в следующем году смогут обратиться около 3,5 тысячи семей. Средства на эти цели в краевом бюджете предусмотрены.
В области ЖКХ, к сожалению, не удается переломить тенденцию ухудшения качества нашей инфраструктуры. Это требует серьезных денег и, на наш взгляд, изменения подходов, передачи системы ЖКХ под контроль государства. И несмотря на то, что впервые за много лет, помимо программы «Чистая вода», мы получаем федеральные деньги в серьезном объеме на реконструкцию и ремонт сетей водоснабжения, водоотведения и канализации, ситуация ухудшается.
И здесь огромное поле для работы для наших депутатов. Наибольший объем жалоб, поступающих депутатам нашей фракции по проблеме износа ЖКХ и повышения стоимости услуг ЖКХ. Думаю, в ближайшей перспективе, несмотря на пафосные заявления партии власти, переломить ее в сторону улучшения качества не удастся.
В части сохранения атмосферного воздуха, несмотря на озвученный комплексный план по улучшению ситуации в Красноярске, изменений не произошло. Заложенные при принятии бюджета более 800 млн рублей на перевод частного сектора на другие виды отопления и более 500 млн рублей – на покупку электротранспорта, значимого эффекта не дали. Планы компании «РусАЛ» по модернизации их производства до сих пор остаются планами.
По малым городам по инициативе Законодательного собрания подготовлены сводные расчеты загрязнения атмосферы. Но для Назарово, Канска, Ачинска, Лесосибирска и Минусинска облегчения не наступило.
Следует максимально уйти от импортных поставок и свести к минимуму зависимость АПК региона от негативных внешних факторов. Законодательное собрание приняло, а губернатор подписал абсолютно новый закон о развитии агропромышленного комплекса. Предыдущий закон действовал с 2006 года.
Мы считаем, что стратегическая задача – равномерно развивать сельское хозяйство на всей территории Красноярского края. У нас, к сожалению, и об этом говорят наши депутаты, происходит развал села. Развитие крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств – вопрос социальной стабильности и устойчивости развития многих районов края, где они зачастую являются основными субъектами местной экономики.
Наш приоритет – комплексное социальное развитие села. Наша задача – добиться, чтобы сельские территории были в отраслевых программах министерств. Чтобы сферы, важные для сельчан, – здравоохранение, дороги, цифровое развитие, спорт и т.п., финансировались не по остаточному принципу.
Проблема номер один на селе – дефицит кадров. Большой вопрос – кто сменит наших ветеранов на полях и фермах уже через несколько лет. Причины такой плачевной ситуации понятны. Низкие зарплаты в сельском хозяйстве вкупе с дискомфортными условиями жизни в деревне делают очевидным выбор значительной части сельской молодежи в пользу города. Поэтому мы добиваемся увеличения объемов финансирования не только АПК, но и социальной сферы в сельских территориях. Эти вещи крепко взаимосвязаны.
К сожалению, в крае продолжается процесс объединения поселений в границах муниципальных районов в единую административную единицу – муниципальный округ. Это образование муниципальных округов в границах Иланского и Новоселовского, Бирилюсского, Боготольского и Козульского районов. Аргументы нашей фракции послушное большинство правящей партии не услышало.
В мае 2019 года федеральным законом введена новая форма организации местного самоуправления – муниципальный округ.
Нас не удивляет стремление отдельных глав районов стать «удельными князьями», которых даже жители сейчас не выбирают на прямых выборах. Но в пользе подобных преобразований для жителей сельсоветов есть обоснованные сомнения.
Мы считаем, что главная проблема местного самоуправления – не наличие двухуровневой системы район – сельсовет, а отсутствие достаточной финансовой основы МСУ. Наиболее собираемые налоги поступают напрямую в федеральный бюджет, доходная часть бюджетов сельсоветов «выхолощена», а новые полномочия им все прибавляются. Чтобы дать территориям развитие и (хоть отчасти) финансовую самостоятельность, требуется изменение этого дисбаланса.
Не менее значимым направлением работы фракции в 2024 году была работа с обращениями граждан, по всем поступившим обращениям депутатами фракции незамедлительно принимаются меры депутатского реагирования. Из наиболее острых тем, с которыми в 2024 году обратились избиратели к депутатам фракции КПРФ, я бы отметил коллективное обращение (250 человек) жителей микрорайона «Южный берег» Свердловского района Красноярска.
Это вопрос законности приватизации ограждающей дамбы затона бывшего Красноярского судостроительного завода имени Побежимова, засыпки части акватории реки Енисей между указанной дамбой и берегом и строительства на этом создаваемом искусственном земельном участке новых жилых кварталов, что может повлечь негативные последствия для экологии реки Енисей, социальной и транспортной инфраструктуры Свердловского района.
По этому коллективному обращению нами было инициировано обращение в прокуратуру края, по результатам которого начата прокурорская проверка, в ходе которой Межрегиональное Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом сообщило, что из имеющихся документов, находящихся в Приватизационном деле АООТ «Красноярский судостроительный завод», невозможно установить, подлежала ли приватизации (выбытию из государственной собственности) указанная ограждающая дамба.
Работа по этому коллективному обращению продолжается, и мы будем добивается справедливого разрешения сложившейся ситуации в интересах жителей микрорайона «Южный берег», поскольку КПРФ призвана защищать интересы человека труда от представителей крупного капитала и их желаний получить сверхприбыли в ущерб комфортной жизни людей.
В целом, несмотря на значительные цифры краевого бюджета, депутатам КПРФ всех уровней, партийному активу необходимо взять на контроль расходование бюджетных средств. От этого во многом будет зависеть своевременная выплата зарплат и пособий, качество строительства и ремонта объектов, доступность льготного лекарственного обеспечения и т.д. Особое внимание следует уделить расходованию денежных средств, выделенных на поддержку участников СВО и членов их семей.