В нашем календаре праздничных и памятных дат есть День российской науки, который отмечается 8 февраля.
Для Московской области это особенная дата. Научно–технический комплекс Московской области – крупнейший в России и не имеет аналогов по концентрации учреждений фундаментальной науки, отраслевых и прикладных институтов, конструкторских бюро и опытно–экспериментальных производств. И проблемы научного комплекса, их решение во благо людей, области и страны в целом являются для коммунистов, депутатов Мособлдумы крайне важными.
А проблемы у отечественной науки начались сразу после развала СССР. «Либеральные реформы» 90-х годов привели к многократному сокращению научного потенциала России. Произошел в буквальном смысле разгром нашей науки.
В 80-х годах в РСФСР было 1,5 млн. научных работников. На научные исследования в среднем расходовалось 26 млрд. рублей в год. Только в 1984 году было зарегистрировано 15 крупных научных открытий в ядерной физике, астрофизике, физике твёрдого тела, геофизике, в химии, биологии и медицине. В том же году в народном хозяйстве было использовано более 23 тыс. изобретений и около 4-х млн. рационализаторских предложений.
В 90-е годы в СССР прекратили своё существование 800 научных институтов, что привело к отмиранию понятия «отраслевая наука». За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7,8 раза, конструкторских бюро – в 3,6 раза.
Финансирование науки было резко свёрнуто. Ассигнования на гражданскую науку за 1990–1995 годы снизились в 4,4 раза, затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз.
При этом цены в стране многократно выросли на все и вся. Зарплата учёных опустилась ниже уровня выживания. Искусственно были созданы такие условия, что заниматься научной деятельностью стало практически невозможно. Зато советских ученых с удовольствием приглашали в зарубежные университеты. Начался первый этап «утечки мозгов».
Но и это еще не все. Согласно вполне открытым данным, с начала нулевых годов «российские программисты стали массово батрачить на крупные и мелкие фирмы США, не выходя из собственных квартир, и за очень умеренную цену создавать качественный американский программный продукт. Например, значительная часть базовой библиотеки математических процедур (MKL) и многих других программных продуктов корпорации Интел, написана российскими программистами в Нижнем Новгороде». (https://compress.ru/article.aspx?id=10184)
Таким образом, развал советской науки укрепил экономику и науку США, Великобритании и Германии, того самого коллективного Запада, с которым сейчас мы вступили в открытое противостояние.
По оценке академика С.Глазьева, «ущерб стране от утечки умов намного больше, чем от утечки капитала. Вывоз капитала мы можем посчитать – это примерно 100 миллиардов долларов в год, в среднем за эти 20 лет. И накопленным итогом порядка полутора триллионов долларов. Можете себе представить, что ущерб от утечки умов ещё больше».
Позднее российское правительство, как бы вспомнив про технологический прогресс, инновации и пр., стало говорить о поддержке науки и ученых. Финансирование вроде бы увеличилось.
Например, объем внутренних затрат на исследования и разработки в 2021 году вырос в действующих ценах до 1,3 трлн. руб. Но при этом при пересчете в постоянных ценах 2010 года показатель сократился на 4,9%, до 589 млрд. руб. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в 2021 году сократилась до 0,99% с 1,09% ВВП в 2020 году (страна заняла 37-е место в мире по этому показателю).
Продолжается очень опасная тенденция – сокращение научных кадров. В 2021 году, согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний, численность занятых исследованиями и разработками составила 662,7 тыс. человек, что на 2,4% меньше, чем было в 2020 году и на 8,8% меньше, чем в 2012 году. При этом количество исследователей уменьшилось за год на 1,8%, до 340,1 тыс. человек, вспомогательного персонала – на 3,9%, до 152,1 тыс. человек, прочего персонала – на 4,3%, до 110 тыс. человек.
Все эти негативные тенденции не могли не сказаться на современном состоянии науки. Россия существенно сдала позиции на глобальном рынке научных исследований. Число патентных заявок на изобретения, поданных отечественными разработчиками в стране и за рубежом, за последние 10 лет уменьшилось на 10%. На российские работы приходится менее 5% глобальных исследований. По этому показателю Россия занимает 26-е место в мире.
Так что говорить о кардинальной смене политики не приходится. И это несмотря на грозные вызовы, стоящие перед страной.
Откровенно вредительским на этом фоне выглядит недавняя инициатива «оптимизации» ряда подмосковных наукоградов.
Наукограды – уникальное явление в истории нашей страны, сыгравшее огромную роль в становлении СССР как великой научно–технической и экономической державы.
В ходе строительства наукоградов, решались три задачи. Во-первых, сконцентрировать в одном месте соответствующий интеллектуальный капитал. Во-вторых, выделить средства для реализации научных проектов и строительства под них заводов. В-третьих, обеспечить ученых и специалистов всем необходимым – жильем, пространством для досуга, автономной городской инфраструктурой.
Идея таких научных городов оказалась очень эффективной, обеспечив СССР лидирующие позиции в мировой науке.
Несмотря на то, что сам термин и закон о статусе наукограда появились в 90-х годах, реальное отношение буржуазной власти как к ним, так и в целом к научно–технологическому развитию страны, является деструктивным.
Тот сохранившийся потенциал современных наукоградов во многом является результатом совместной борьбы научного сообщества и депутатов красной вертикали.
Одним из маркеров отношения власти к наукоградам является их финансирование. Эффективность межбюджетных трансфертов, выделяемых наукоградам последние 17 лет (2005–2022 гг.), была, по оценкам экспертов, не высока. В основном выделяемые средства направлялись на поддержку вопросов местного значения городского округа в целом, без учета научного потенциала муниципального образования. Например, в 2020 году распределение общего объема межбюджетных трансфертов осуществлялось следующим образом: инновационная структура – 3%; социальная инфраструктура – 54%; инженерная инфраструктура – 43%.
Следует отметить, что финансирование в целом все эти годы было крайне недостаточным, а требования ужесточались. В 2021 г. по сравнению с уровнем 2008 г. общий объем межбюджетных трансфертов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, был уменьшен на 75%.
Тем не менее, наукограды, даже при таком объеме государственного финансирования, показывают хорошие результаты не только собственно научной деятельности, но и экономической. Они способны стать локомотивами развития высокотехнологичного производства, так необходимого сейчас нашей стране. Не их вина, что их научный, технический, образовательный, культурный потенциал власть не использует в достаточной мере и не развивает.
В декабре 2022 года депутаты городского округа Серпухов проголосовали за законопроект об объединении городских округов Протвино, Пущино и Серпухов в городской округ Серпухов. Это назвали оптимизацией административно–территориального устройства.
После такой «оптимизации» исчезнут два наукограда: Протвино, где занимаются, в частности, физикой и радиоэлектроникой, и Пущино, известный своими исследованиями в области биологии.
КПРФ, депутаты фракции КПРФ в Мособлдуме и в ГД выступают за сохранение наукоградов и ведут в этом направлении усиленную работу. В современных условиях наукограды должны стать локомотивами технологического преображения нашей страны.
В органы власти всех уровней обращаются ученые, общественные активисты, профсоюзные организации с требованием не реализовывать проект Большого Серпухова.
Противники очередной оптимизаторской инициативы власти подчеркивают, что законопроект подготовлен с грубыми нарушениями законодательства о местном самоуправлении.
Как заявил депутат ГД коммунист Д.Новиков: «Как муниципалы могут принимать решения, отменяющие постановления Правительства? А в результате и наука страдает, и статус отдельных поселений, и конкретные люди, и конкретные граждане, да и будущее страны, поскольку научные центры – это главное, что может обеспечить прорыв России в 21-м веке».
Для КПРФ всегда одним из важнейших приоритетов деятельности была и остается борьба за сохранение и развитие науки и образования, без которых невозможно обеспечить экономический рост нашей страны, повысить уровень благосостояния и культуры наших сограждан.