Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев: «Все дальше от народа…»

2022-02-04 08:16
Пресс-служба Якутского рескома КПРФ

Из выступления первого секретаря Якутского рескома КПРФ, заместителя председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктора Губарева на сессии парламента по проекту ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти”                                                    

Необходимость в реформировании ФЗ №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, безусловно, назрела. Недостаточность собственной доходной базы, дублирование в деятельности администраций районов и районных центров, неразбериха с полномочиями и другие проблемы свидетельствуют об этом.

Но предлагаемый взамен ФЗ №131 проект федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти” на многие вопросы тоже не дает ответа.

При обсуждении законопроекта поступили сотни предложений и замечаний.

1. Предлагается установить новое правовое регулирование организации местного самоуправления в РФ. В частности, устанавливается, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ, но при этом, как и раньше, не входят в систему органов государственной власти РФ.

Здесь возникает вопрос: как местное самоуправление должно встроиться в эту систему и не потеряет ли оно при этом свою автономность? До сих пор не дано четкого определения термина “публичная власть” в новом контексте.

2. Законопроектом, учитывая переходный период, с 1 января 2028 года на территории Российской Федерации устанавливается одноуровневая организация местного самоуправления, тем самым ликвидируется местное самоуправление на уровне городских и сельских поселений. Это — 48 городских и 361 сельское поселение в нашей республике.

При разработке данного законопроекта авторы не учли региональные особенности субъектов. А главной особенностью РС(Я) является огромное пространство, на котором размещается 625 населенных пунктов, а 409 являются муниципальными образованиями. У нас есть поселения, требующие особого подхода в организации местного самоуправления. Это — поселения Арктической зоны РФ, территории проживания кочевого населения и общины коренных малочисленных народов Севера, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеющие круглогодичного сообщения.

3. Законопроектом устанавливается переходный период до 1 января 2028 года.

Согласно части 3 статьи 88 законопроекта на переходный период при наличии согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения упраздняются.

Следует учесть, что в законопроекте не прописана норма, учитывающая действие в случае “несогласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района”.

4. В случае упразднения местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений мы потеряем львиную долю гражданских активистов в виде депутатов представительных органов вышеуказанных уровней, а это 4,5 тысячи человек.

5. Согласно части 9 статьи 4 законопроекта муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. В настоящее время административно-территориальное устройство РС(Я) основывается на территориях муниципальных образований РС(Я), которые являются административно-территориальными единицами. В связи с этим введение данной нормы может повлечь возникновение новых территориальных споров и возможное укрупнение или раздробление (маловероятно) существующих муниципальных районов.

Выводы:

1. Законопроект значительно снижает самостоятельность органов МСУ, гарантированное Конституцией РФ и создает полную зависимость глав муниципальных образований от органов государственной власти. Теперь главу муниципального образования можно уволить по любому поводу.

2. В результате упразднения местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений значительно снизится доступность власти для людей, что противоречит принципу “шаговой доступности” местного самоуправления, также снизится качество оказания государственной и муниципальной услуги непосредственно населению.

3. Принятие законопроекта приведет к сокращению большого количества муниципальных депутатов, что продолжит курс на деградацию политической системы. Депутаты сельсоветов — самая настоящая представительная власть.

4. В результате упразднения бывшие поселения лишаются своих бюджетов и муниципальной собственности.

5. Если вместо избранных глав поселений будут назначенные исполнители, это разрушает саму идею местного самоуправления. “Назначенцы” не работают на развитие, они будут работать на отчеты перед начальством. Больше не будет ярких личностей, думающих людей, которые имеют свою точку зрения.

6. Учитывая территориальную, климатическую особенность, удаленность населенных пунктов, необходимо отстоять сохранение двухуровневой организации местного самоуправления. Существующая система, несмотря не определенные трудности, показала свою эффективность, она выстроена и работает. Не знаю, как в других регионах, но в нашей республике работает. Для чего ее менять? Я не понимаю предпосылок возникновения этого законопроекта, не вижу никакого экономического эффекта. 

В связи с этим фракция КПРФ не поддерживает проект федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти” и требует доработки.