Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Брянская область: Депутат-коммунист Сергей Крылов поставил неутешительный диагноз областной медицине и представил план ее лечения

2019-08-16 15:31
"Брянский обозреватель"

Интернет-портал "Брянский обозреватель" представил точку зрения депутата фракции КПРФ в областной Думе, секретаря обкома КПРФ Сергея Крылова по одной из самых проблемных точек областной повестки дня - критическому состоянию медицины на Брянщине и, как следствию, демографической катастрофе в регионе.

"Брянский обозреватель".

В новостной повестке нашего региона все чаще появляются новости, связанные с негативными тенденциями в медицине региона. В этой связи мы решили спросить у депутата Брянской областной Думы шестого созыва Сергея Росмиковича КрыловаКрылова, что же происходит в нашем регионе по его мнению.

- Здравствуйте Сергей Росмикович, посвятить наш с вами разговор хотелось вопросу здравоохранения Брянской области. Разделяете ли вы то благостное представление о ситуации в этой сфере, как о ней говорят те или иные чиновники и близкие к власти комментаторы?

- Нет, конечно. Достаточно просто зайти в любую поликлинику и попытаться записаться к врачу, чтобы понять, что состояние системы здравоохранения в области не просто плохое, а оно должным образом практически не работает.

Но сначала, как говорится, диагноз ситуации. При всех разговорах, что «Единая Россия» в областной Думе принимает социально-ориентированный бюджет, на поверку это оказывается просто пропагандистской сказкой. Вот сухие официальные цифры. Брянская область на 67 месте по социальной ориентированности бюджета! На 67 из 85! На человека, на медицину, образование и социальную помощь правящая брянская верхушка выделяет у нас в области только 36,59 тыс. руб. в год. У соседей – в Калуге, Туле, Курске, Липецке в 1,3 - 1,5 раза больше. У нас на 100 тыс. населения больных туберкулезом почти в два раза больше, чем по ЦФО. Больше и среднеокружных показатели заболеваемости ВИЧ и злокачественными новообразованиями. За год в полтора раза выросли показатели по детской онкологии. Живем в одной стране, а наши региональные власти не в состоянии подтянуть медицину даже до среднего уровня, не говоря про уровень соседей. О причинах и о том, как на мой взгляд, как вывести область из кризиса, и где взять деньги в для развития и социальных программ мы с вами говорили в прошлой беседе.

Еще раз напомню, ключевой показатель оценки результатов социальной политики и работы системы задравоохранения это демография. Здесь Брянщина на 70 месте в России. Вымерло, выбыло за 2016-2018 гг. еще 2,09 проц. населения области. И эти данные звучат как приговор всей социально-экономической политике региональных функционеров.

Как и для любой сферы жизни, один из ключевых вопросов в здравоохранении это кадры: врачи, средний медперсонал. Из-за провалов в кадровом обеспечении системы здравоохранения у нас в регионе катастрофически не хватает врачей. Средний возраст участкового врача приближается к 60-и годам. В некоторых районах дефицит узких специалистов 50—60%. Из-за этого взять талон к узким специалистам крайне тяжело, даже к терапевту попасть непросто. Чтобы вы понимали, в Фокинском районе в пятой поликлинике очередь на запись собирается в 6 утра. А теперь представьте, что творится в районах области, в том же Дятьковском например. Там все на порядок хуже. Узких специалистов иногда вообще нет. На врачей сваливается огромная нагрузка, часто бывает, что после сумасшедшего приема врачу необходимо ехать на участок по вызовам. Более того из-за нехватки специалистов приходится уменьшать само время работы с пациентом, а это, как вы понимаете, явно не идет на пользу качеству постановки диагнозов и лечению. Есть проблемы и с системой анализов, ведь, как известно, в современной медицине это крайне важно, так вот у нас не хватает реактивов, на многие виды анализов многомесячные очереди, остро не хватает высокотехнологичного диагностического оборудования, тех же томографов.

Самое страшное касается это всех возрастов и категорий граждан. Особенно позорно для власти, что страдают здесь наши дети, особенно маленькие. Про рост детских онкозаболеваний я уже говорил. Пример детская больница Володарского района. Здесь недокомплект педиатров. Естественно это рождает жуткие очереди, в которых приходится мучиться родителям с маленькими детьми. Более того, это ведь приводит к тому, что не работает система поэтапного ведения ребенка и контроля за его здоровьем и развитием. О чем можно говорить, если на конкретного врача сваливается сразу несколько участков. Добавьте к этому всему развал системы скорой медицинской помощи в регионе. Если врачей скорой помощи в Центральном федеральном округе на 10 тыс. населения 1,14, то в Брянской – 0,43, т.е. даже беглый обзор состояния брянского здравоохранения показывает, что ситуация страшная, и я бы даже сказал критическая. Конечно, мы депутаты-коммунисты с этим не мирились и не намерены мириться…


- А какие вы видите причины возникновения описываемой ситуации?

На мой взгляд, на федеральном уровне выбрана неверная модель организации здравоохранения. Страховая медицина приемлема для небольших государств, но не годится для России. Нужно возвращаться к бюджетной системе. Кстати, в Великобритании Национальная служба здравоохранения бесплатная и бюджетная, а не страховая. Плюс еще две глобальные проблемы, первая это постоянное систематическое недофинансирование медицины, а вторая это управленческие недоработки и недостатки.


- А можно подробнее о предложениях КПРФ?

На федеральном уровне у КПРФ разработана подробная программа возвращения к государственной бесплатной, доступной и качественной медицине.

Внесены соответствующие законодательные предложения. В частности, предлагается ввести государственный план охраны здоровья граждан, оказания им медицинской помощи. Должны быть неснижаемые обязательства госфинансирования этой медпомощи. Не должно так быть, чтобы на здравоохранение в расчете на одного жителя Брянской области выдялялось 1,5-2 раза меньше бюджетных средств, чем у соседей. Неприемлемо, что граждане уже оплачивают до 35% общего объема медицинской помощи. Минимальные стандарты лечения недофинансированы в 2—3 раза. Обычными явлениями стали покупка пациентами лекарств, оплата диагностических и лечебных процедур. Только 10 процентов онкобольных могут позволить себе покупку нужных лекарств. Это полное безобразие!

Принципиальное требование КПРФ: лекарства, если они назначены врачом – должны быть бесплатными. Начинать надо с ветеранов и пенсионеров, а также детей.

КПРФ считает, что должна быть при Правительстве и при каждом Губернаторе отдельная структура - Национальный или региональный совет по охране здоровья. Есть же Региональная энергетическая комиссия, Кстати, Компартия считает, что с помощью такой структуры, которая сможет согласовывать решения чиновников всех уровней в сфере здравоохранения, будет исключено произвольное принятие федеральными и региональными органами власти решений о сокращении числа медицинских организаций и работников, уменьшении финансирования отрасли и ее коммерциализации.

Не должно быть так, что какой-то региональный чиновник решает, выделять ли деньги из бюджета или нет, в одиночку решает, сократить или нет больницы. Надо вводить законодательно эти нормы.

И на федеральном и областном уровнях должен быть государственный план охраны здоровья. Здесь должны быть прописаны ориентиры и меры по профилактике и снижению уровня заболеваемости и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. И Губернатор в регионе, и Премьер-министр Правительства должны отвечать перед Думой о выполнении этих показателей и нести ответственность за состояние здоровья людей. Должны быть определены планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, нормативы снижения смертности. С установлением такого государственного плана надо связать и мероприятия по восстановлению утраченной сети медицинских организаций в сельской местности, а также развить медицинскую науку, технологии, медицинскую промышленность и провести мероприятия по импортозамещению.

Но все это возможно только при должном государственном финансировании медицины. Доля расходов на медицину у нас в России почти в два раза ниже, чем в странах с близким уровнем экономического развития. Про Германию или Францию я уже не говорю – здесь в три-четыре раза эти расходы выше. Но даже к 2021 году, судя по всем правительственным планам, доля расходов на здоровье нации к ВВП сократится. У КПРФ программное требование – удвоить расходы на здравоохранение!

Нужно понять, что все заявления Брянской власти о росте, о профицитном бюджете это не более чем манипуляции и пропаганда, у нас глубоко дотационный бюджет, денег не хватает катастрофически, Губернатору и команде приходится до нельзя урезать расходы на социальную сферу, в том числе и на медицину, чтобы оправдаться перед Кремлем о сокращении государственного долга. Все это ведет к нищенским зарплатам у врачей и медицинского персонала. Заявления о цифрах зарплат с высоких трибун я отношу туда же. Двенадцать, пятнадцать, может быть двадцать тысяч рублей вот реальная зарплата врачей у нас в области. Ни о каком выполнении «майских Указов» Президента тут и речи не идет, и естественно в этой ситуации врачи уходят либо из региона, либо переходят в частный сектор медицинских услуг. Сегодня у нас ряд больниц находятся в ситуации, когда главврачи реально не знают, как платить даже те нищенские зарплаты, которые указаны в ведомости. Также обстоят дела и с другими расходными статьями: нет денег на оборудование, содержание необходимого количества больничных коек, закупку высокотехнологичного оборудования и элементарный ремонт.

Но финансы это только одна сторона вопроса. Есть, к сожалению, проблемы и с самим администрированием имеющихся ресурсов. Вот смотрите, что должен делать руководитель, если в ведомстве его систематически возникают серьезные проблемы? Он должен принимать кадровые решения. Но не смотря на то, что в Брянске постоянно происходят скандалы в медицине, ситуация находится в красной зоне, видим ли мы какие-то существенные кадровые решения? Нет, не видим. Это что, круговая порука? Неумение управлять? Может быть, кумовство? Я думаю следственным органам, причем федерального уровня, давно пора заняться нашими постоянными брянскими медицинскими скандалами. Кстати, насколько я знаю, по перинатальному центру проблема уже вышла на федеральный уровень.


- Да, кстати, очень интересно узнать ваше мнение по ситуации с перинатальным центром?

- Это очень сложный вопрос, так как с одной стороны нужно четко понимать, что в этом учреждении проходят очень тяжелые роды. Сам профиль учреждения таков, что в нем выхаживают деток, которые, скорее всего, в обычных условиях не выжили. Но с другой стороны, все мы видим, огромное количество жалоб пациентов, взять те же истории Андрея Кима или Олеси Сафоновой. Кроме того, в тех или иных случаях есть очень настораживающие факторы, люди жалуются, что не могут добиться истории болезни, документов о вскрытии и прочих форм, которые должны выдаваться по первому требованию. Раз за разом, общаясь с пострадавшими, мы слышим о всяких неформальных указаниях, например, везти пациентов с районов в перинатальный центр, а не в областную больницу. И в то же время мы видим признаки того, что, возможно, дабы уменьшить отрицательные показатели, очень «тяжелых» деток переводят в другие учреждения из перинатального центра. Возьмите последний случай массовой гибели младенцев, которые якобы умерли в областной больнице, в то же время журналистские расследования Николая Виткевича, Александра Чернова заставляют в этом усомниться и снова обратить внимание на перинатальный центр, который вдруг снова закрывается именно в этот момент на профилактику. К расследованию всех этих тяжелых и тревожных ситуаций я уже подключил наших депутатов федерального уровня. Надеюсь, что теперь уполномоченные органы будут более активно вести расследование. Ситуация столь резонансна, что здесь важны прозрачность и открытость. И если будут продолжаться попытки как-то «замести ситуацию под ковер», то это вызовет в общественном мнении еще больший негатив.

Кстати, в этой ситуации мне не понятна позиция Губернатора Александра Богомаза, который как будто самоустранился и дистанцировался от резонансных проблем и общественной обеспокоенности проблемами перинатального центра.

Наш Президент Владимир Владимирович Путин инициировал программу по созданию высококлассных медучреждений, где оказывается высокотехнологическая помощь. Президент был на открытии, а федеральный центр выделил огромные средства на его строительство. Губернатор должен сделать все, чтобы перинатальный центр работал как часы, а в подобных проблемных случаях должен лично вмешиваться и делать все, чтобы виновные понесли наказание, а ситуации не повторялись. Удивлен, почему по этой общественно значимой проблеме мы даже внятного заявления от Губернатора не слышали. Но я, как и мои товарищи из КПРФ, не дам замять и замолчать проблему.


Что ж Сергей Росмикович, спасибо за ваши ответы и в следующий раз хотелось бы подробнее поговорить о ситуации в образовательной сфере.

Спасибо Вам, конечно приглашайте, буду рад ответить на ваши вопросы.