Изменения в Приказ о порядке работы с обманутыми дольщиками, которые в настоящее время готовит Минстрой, помогут усилить контроль над ситуацией, если не произойдет попытка улучшить статистику вместо реальных дел, считает руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Однако, по мнению коммуниста, этого недостаточно. Для формирования мер дополнительной поддержки в отрасли должен появиться новый регулятор – фонд, аккумулирующий средства, которые будут использоваться на цели завершения строительства. КПРФ уже подготовила соответствующие предложения.
Андрей Клычков пояснил, что система страхования рисков
при строительстве в рамках членства в саморегулируемых организациях не обеспечила
необходимый уровень надежности. В связи с этим, требуется механизм, функционирующий
по аналогии с Агентством по страхованию вкладов в банковской сфере, который
гарантирует клиентам банков в случае банкротства или отзыва лицензии выполнение
определённых обязательств.
«В настоящее время идет публичное обсуждение приказа и
КПРФ намерена внести свои предложения в работу с дольщиками. В сфере
строительства должен появиться новый фонд или агентство, которое возьмёт на
себя функции по сбору взносов от участников отрасли и будет гарантированно
обеспечивать достройку проблемных объектов», - сообщил депутат.
По мнению Клычкова, взносы могут быть соизмеримы с
затратами девелоперов на выплаты по обязательному страхованию. «Сейчас речь
идет о 2,5% страховых взносов. Тогда как взносы на начальном этапе
строительства в новый фонд могли бы ограничиться половиной этой суммы – около
1%», – уточнил свою позицию А. Клычков.
«Из-за снижения объёма обязательных взносов цены на
жилье конечно не упадут, но и предпосылок роста цен в связи с разработанным
предложением не появится», - пояснил депутат.
Новый фонд может решить главную проблему работы по
обеспечению жильем обманутых дольщиков - он исключит из процесса чиновников,
которые сейчас принимают решения о том, какая из семей имеет право на помощь из
городского бюджета, а какая покупала квартиру с инвестиционными целями и на
помощь рассчитывать не может.
«Критерии так называемой инвестиционной деятельности
очень жесткие. Если у вас есть квартира в собственности, и вы покупаете вторую
для своих детей, то считается, что город в таком случае вам помогать не должен.
При этом сколько членов семьи проживает в квартире фактически не учитывается.
Жилье вы покупали второе, значит вы инвестор. При участии фонда работа будет
вестись с объектами, а не с семьями. Будет завершаться строительство и все покупатели,
перед кем у обанкротившегося девелопера были обязательства, свое жилье получат»,
- рассказал Клычков.
Еще одно неоспоримое преимущество такого механизма - это
сокращение затрат бюджетов субъектов, на которые, как правило, ложится нагрузка
по завершению строительства или обеспечению семей иными жилыми помещениями или
выплатами в соответствии с условиями инвестиционных контрактов или в результате
политических решений.
Важный момент, который требует обсуждения - возможность
использования средств фонда на достройку объектов, которые уже сейчас признаны
проблемными. Альтернативой новой структуре в вопросах завершения строительства
уже существующих проблемных объектов может стать определение порядка и условий
конкурсной санации. Существующие сейчас около 900 объектов не могут быть
реализованы за счет бюджетных средств.
Планируется, что лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов выскажет позицию о необходимости создания нового механизма обеспечительных мер в строительной отрасли на заседании Госсовета по строительству, в котором будет участвовать Президент РФ В.В. Путин.