Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Московская область: Повестку дня выборов должны диктовать коммунисты. Статья Н.Н.Еремейцевой в "Советской России"

2016-01-28 12:59
Наталья Еремейцева, депутат Московской областной думы

Новый, 2016-й, политический год. Чем он завершится: очередной победой «Единой России» на сентябрьских выборах в Государственную и Московскую областную думы, или…? Уверена, что при провальной социально-экономической политике нынешних властей – «очередная победа» может произойти только при тотальной фальсификации результатов голосования, как было в Щелкове на выборах в местные органы власти в сентябре 2014 года. Но это точно будет победа пиррова, поскольку окончательно перечеркнет саму возможность сохранения и человеческого развития нашей страны. В этом я еще раз убедилась, проведя в декабре-январе более десятка встреч с избирателями.

Люди многое стали понимать, и, уже не стесняясь, предъявляют претензии к властям, к правящей партии. Эффект от телевизионной пропаганды совсем не тот, что год назад. Потому что неэффективность «вертикали» во главе с правительством министров-капиталистов и цинизм ротенбергов зашкаливают, всей мощью загребущих рук они залезают в наши кошельки и в наши холодильники. А тут еще и губернаторы со своими «эффективными реформами», от которых аж передергивает.

Воробьев заводит муниципалитеты в тупик

В Подмосковье эти реформы начались с приходом к власти нового губернатора Андрея Воробьева. Окрестили их модным словечком: «переформатирование» местного самоуправления. Простым людям это очередное «пере», как говорится, до лампочки, но на деле, оказывается, оно существенно влияет на многие стороны жизни Подмосковья.

Начнем с того, что воробьевские реформы далеко не везде пошли на пользу населению этих «переформатированных» территорий. И особенно там, где поселения сумели за последние годы «нарастить жирок», увеличить в несколько раз объемы местных бюджетов. Теперь, при передаче полномочий на уровень районных администраций (это главное направление переформатирования), им придется с этим «жирком» расстаться. Останутся не выполненными многие намеченные программы благоустройства, ремонта дорог, строительства спортсооружений и т.д. и т.п. Например, так произошло в Медвежье-Озерском сельском поселении и других поселениях Щелковского района, где после передачи полномочий в одночасье образовался профицит бюджета, «проглоченный» районными властями.

Второе направление переформатирования – объединение городов, в основном прилегающих к МКАД, в крупнейшие агломерации (Балашиха – Железнодорожный, Королев – Юбилейный).

Для населения цель этих объединений объясняется довольно просто, даже примитивно: мол, необходима централизация власти для осуществления сбалансированной политики, а главное – необходима экономия бюджетных средств и сокращение числа чиновников в условиях экономического кризиса. При этом вспоминают, что власти Московской области с самого начала были не согласны с введением местного самоуправления в том виде, как оно было прописано в 131-м Федеральном законе. И депутаты Госдумы от Московской области даже голосовали против его принятия, потому что область делилась на 360 муниципальных образований.

И вот сегодня, когда внесенные в этот закон изменения позволяют выстроить управленческую вертикаль с умом и с учетом особенностей того или иного муниципального образования, снова произошла накладка: попытки усиления концентрации и централизации власти организованы зачастую совершенно непрофессионально, топорно, с огромными социально-нравственными и общественными издержками. И невдомек чиновникам из правительства Московской области, в основном бывшим партийным функционерам «Единой России» и ее предвыборных штабов, что сначала надо было определить стратегию и цели проводимых реформ, а потом уже ломать сложившуюся за десятилетие структуру местного самоуправления. Об этом много-много раз говорили депутаты-коммунисты и их сторонники, проводили митинги и пикеты против бездумных решений властей. Но те шли напролом. При этом с помощью разных приемов «выкручиваются руки» депутатам тех местных Советов, где выступают против таких объединений (Можайский, Мытищинский, Ленинский районы), а глав-единороссов запугивают уголовными делами, понуждая их «добровольно» уходить в отставку задолго до окончания срока полномочий.

Но в целом «крутить-вертеть» с переформатированием местного самоуправления Воробьеву удается без особого напряга, так как почти везде в местных Советах депутатов имеется единороссовское большинство. Не особо церемонятся и с областным парламентом (где тоже большинство депутаты-единороссы): он призван прикрывать эти безобразия наспех испеченными и наспех принятыми законами об объединении муниципалитетов с отказом от прямых выборов руководителей исполнительной власти на той или иной территории области.

Новые воробьевские назначенцы вызывают раздражение уже тем, что, желая выделиться и попасть в так называемый бренд по благоустройству, то заборы и фасады начнут жовто-блакитными тонами красить (Королев), то перекрасят цоколи всех (!) домов в цвет запекшейся крови (Щелково); то потратят на новогоднюю иллюминацию 135 миллионов рублей (Химки). Но это еще можно как-то пережить. А вот когда город месяцами трясет от хаоса в сфере ЖКХ, то жители, это самое «переформатирование» и назначенцев Андрея Воробьева начинают постоянно поминать недобрым словом.


ЖКХ: когда нельзя, но все-таки можно

Выстраивая, по его мнению, жесткую вертикаль во главе с жесткими управленцами, на самом деле губернатор подчас не контролирует то, что творится на «переформатированных» территориях с точки зрения соблюдения закона. На встречах с избирателями в Щелкове, поселке Чкаловский, поселке Монино жители и старшие по домам жалуются, что по полгода и больше получают двойные платежки, ветераны не могут получить субсидии по льготам на оплату услуг ЖКХ, необоснованно растут тарифы. Люди с 7 утра занимают очереди, чтобы оплатить услуги ЖКХ. Но ни Министерство социальной защиты, ни надзорные органы фактически никак не реагируют на такое попрание прав граждан. Залы ДК собирают полутысячные собрания граждан, весной люди могут выйти на улицы. О подобных нарушениях пишут губернатору из Щелково-7, Гребнева, Богослова, из п. Свердловский, и т.д. Никакого результата! Десятки, сотни страниц депутатских запросов из фракции КПРФ Государственной и областной дум по нарушениям в сфере ЖКХ направлены в областные и федеральные структуры: Следственный комитет, МВД, ФСБ, прокуратуру. Отвечают, что ведется следствие, однако конкретных результатов это пока не приносит, виновные в нарушениях и преступлениях лица не наказаны.

Бездействие региональных структур и правоохранительных органов порождает все больше нарушений в сфере ЖКХ. Так, муниципальное предприятие «ДЕЗ ЖКХ», под управление которому руководитель администрации Щелковского муниципального района Алексей Валов насильно (без проведения конкурсов) загнал сотни домов, разорил две мусоровывозящие компании, задолжав им порядка 10 миллионов рублей каждой. Это вынудило их 29 декабря начать забастовку. Выручило Валова… родное областное министерство ЖКХ, которое пригнало под новый год в Щелково мусоровозы. Компании ООО «Экон» и ООО «Эко-Дрим», не имеющие средств для выплаты зарплаты своим сотрудникам, от отчаяния обратились с жалобой к губернатору. И получили отписку. Фактически прямые деструктивные действия некоторых работников администрации преподносятся в правительстве области как спор хозяйствующих субъектов, хотя цель такого «кидалова» лежит на поверхности: передел рынка услуг ЖКХ в интересах аффилированных администрации компаний. А как же бесконечные заверения правительства области о поддержке малого и среднего бизнеса?

В этой связи следует привести еще один пример, когда права жителей нагло попираются. На встрече с ветеранами Монино мне было передано коллективное обращение по поводу незаконного повышения в этом поселке с 1 августа тарифов на горячую воду и теплоснабжение: они выросли почти на 40%! Хотя предельный рост платежей в этом поселении за коммунальные услуги не должен был превышать в 2015 году 9,5%. Люди возмущены, что повышение сделано в угоду частному предприятию ОАО «Теплосеть-Инвест», взявшему за долги в аренду на 25 лет котельные бывшего военного городка. На собраниях с жителями представители «Теплосеть-Инвеста» утверждают, что выплатили за муниципальное предприятие 120 миллионов долгов. Однако монинцам известно, что в решении Арбитражного суда о банкротстве котельных стоит совсем другая цифра долга – 37 миллионов. Если еще учесть, что примерно столько же было вложено государственных средств в ремонт котельных и теплотрасс, то получается, что «Теплосеть-Инвест» получило их в аренду на четверть века фактически даром, и тариф повышен необоснованно. Сначала Комитет по тарифам и ценам Московской области подтвердил это в своем ответе жителям. А потом с помощью сотрудников того же комитета «выкрутили» руки депутатам г.п. Монино, и они своим решением от 8 декабря обратились к высшему должностному лицу субъекта Федерации, т.е. к губернатору, с инициативой об установлении для Монино нового (увеличенного) предельного индекса повышения тарифов. Что ответил на эту «инициативу» губернатор, никому не известно. Однако на мой запрос прокурору Московской области о законности повышения тарифа на 40% уважаемый А.Ю. Захаров, сославшись на решение Монинского Совета депутатов от 8 декабря, ответил, что оснований для принятия мер прокурорского надзора не имеется. Когда нельзя, но очень хочется…


Потолки рушатся, а программы нет

Не сомневаюсь, что Московская область отрапортует о досрочном выполнении плана по расселению жителей из домов, признанных аварийными на 1 января 2012 года: такая программа была разработана еще прежним правительством области. Но после этого срока еще десятки, сотни домов по всему Подмосковью были признаны аварийными. А новой программы по их расселению правительство области так и не утвердило. Это, кстати, послужило одной из причин, почему депутаты-коммунисты проголосовали против проекта бюджета Московской области на 2016 год. На встречах с населением во Фрязине, Щелкове, Огудневе, п. Свердловский, городе Лосино-Петровском жители трущоб неустанно задают вопрос: что их ожидает? Когда их переселят из аварийного жилья? Так и хочется сказать чиновникам: хватит рапортовать об успехах, поставьте себя на место жителей аварийных и ветхих домов, на кого в любой день может обрушиться потолок, как это произошло, например, осенью прошлого года в доме №19 по 1-му Советскому переулку города Щелкова, где по счастливой случайности никто не пострадал. А ведь еще в июне 2015 года на заседании Московской областной думы я проинформировала министра строительного комплекса Московской области Марину Оглоблину об условиях жизни в этом четырехэтажном доме-казарме, построенном в начале прошлого века. Марина Евгеньевна дала поручение разобраться с домом. Инвестора подобрали, рядом идет строительство нового дома, в который обещают отселить людей в ноябре 2016 года. Значит, могут, когда захотят. Но сколько в Щелковском районе и по всему Подмосковью еще таких домов, и сколько крыш должно обрушиться, чтобы расшевелить чиновников?!


А кто ответит за срыв капремонта?

Так же бодро, как о расселении ветхого жилья, рапортовало правительство области в начале прошлого года о работе новой структуры – Фонда капитального строительства, аккумулирующего собранные с жителей Подмосковья огромные средства по статье «Капитальный ремонт» и отвечающего за проведение такого ремонта в многоквартирных домах Московской области. Даже процент сбора платежей за капремонт в Московской области объявлен правительством МО самым высоким в стране – 87%.

Однако на встречах с населением в Щелкове и Звездном городке, в поселке Монино все чаще и чаще звучит вопрос: почему мой дом, на котором до сих пор висит красочная табличка о предстоящем в 2015 году капитальном ремонте, так и не был отремонтирован? Объясняю, что коммунисты были категорически против сбора средств на капремонт в «общую копилку». Несколько месяцев мы требовали, чтобы средства оставались в муниципалитете, где их можно эффективнее использовать и легче проконтролировать их расходование. Однако правительство области настояло на том, чтобы собирать средства с жителей 44 тысяч многоквартирных домов в одну «копилку»! Была утверждена нормативно-правовая база функционирования Фонда капитального ремонта. Фонду не было отказа в формировании штата, создании программного обеспечения, приеме на работу профессионалов самого высокого уровня. За 2015 год на ремонт 1759 кровель, 2313 лифтов, 584 фасадов, 1548 инженерных систем и т.д. должно было быть потрачено более 10 млрд рублей. Однако мы, депутаты, так и не были проинформированы, на сколько процентов выполнена данная программа капремонта на территории Московской области ни за полгода, ни за 9 месяцев. Смею предположить, что эта программа, красочно презентованная фондом в начале 2015 года, успешно провалена. Получается, что собранные с населения деньги банально прокручиваются в коммерческих банках. Кто же ответит за то, что внедренная с такими трудностями система сбора платежей за капремонт скомпрометирована нерадивыми чиновниками? Или это очередная выстроенная для воров кормушка?


Для изменения ситуации

Здесь мною обозначена только часть проблем Подмосковья, которые ставят под сомнение эффективность выстраиваемой губернатором вертикали и исполнение поставленной им задачи сделать Подмосковье регионом-лидером. Совершенно очевидно, что переформатирование власти пошло не везде правильным путем. Даже Конституционный суд, в подавляющем большинстве случаев поддерживающий любые идущие сверху инициативы, в вопросе переформатирования органов местного самоуправления счел необходимым поправить действия некоторых ретивых губернаторов, разрушающих «до основанья» систему местного самоуправления. Своим решением от 1 декабря 2015 года он фактически обязал регионы принять законы о возвращении к прямым выборам глав всех сельских и большинства городских поселений.

При этом депутаты целого ряда поселений Подмосковья уже сейчас требуют возврата полномочий, год назад переданных на уровень районных администраций. Но пока в Мособлдуме сидит послушное большинство, состоящее из партий «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия», говорить о корректировке реформы и восстановлении наиболее эффективных моделей местного самоуправления не приходится. Для изменения ситуации у КПРФ должны быть в подмосковном и федеральном парламентах мощные фракции.

Только тогда мы сможем добиться возвращения к прямым выборам глав исполнительной власти, особенно в сельских поселениях, и настоять на безотлагательном анализе принятых решений о переформатировании власти на территориях, где они нанесли наибольший ущерб хозяйственной деятельности и социально-политическому самочувствию социума.

Также мы потребуем от властей найти резервы для безусловного сохранения всех мер социальной поддержки населения Московской области, возмещения потерь ветеранам при отмене их льгот на проезд по Москве. Потребуем остановить закрытие социальных автобусных маршрутов, на данный момент их число сократилось на треть – с 1850 до 1280, что мы расцениваем как ползучую отмену льгот по проезду. Будем настаивать на принятии областного закона о «детях войны».

Структуры КПРФ проведут мониторинг деятельности учреждений здравоохранения Московской области, где, несмотря на заверения в повышении доступности и качества обслуживания, происходит совершенно обратное: растет количество платных услуг, закрываются койко-места, наблюдается, как и раньше, острая нехватка врачей-специалистов и т.д.

Для снижения размера непомерно выросшего земельного налога коммунисты предложат приостановить действие новой кадастровой оценки земель на территории области до приведения ее в соответствие с изменившейся рыночной ценой земельных участков.

Уверена, что КПРФ в ходе разработки своей предвыборной программы учтет и другие предложения наших избирателей. В том числе и те, в которых граждане требуют незамедлительно устранить сложившуюся в России за годы правления либералов жуткую социальную несправедливость, когда почти 90 процентов национального богатства контролирует горстка жуликов-капиталистов и высокопоставленных коррумпированных чиновников. Я, как депутат-коммунист, сделаю для этого все, что смогу.